Кому выгоден формальный техосмотр?

Передача контроля за проведением технического осмотра от МВД РФ в сферу деятельности Российского союза автостраховщиков (РСА) отрицательно сказалась на всей сфере в целом. Процедура выполняется с большими нарушениями: не соблюдается периодичность осмотра, его проведение носит чисто формальный характер. Как следствие, увеличилось количество аварий по причине неудовлетворительного технического состояния автомобиля. Всё чаще высказывается мнение о необходимости передачи полномочий контроля за проведением ТО органам государственной власти. Кроме того, поднимается вопрос об административной ответственности за управление автотранспортом без своевременно пройденного техосмотра.

Реформа технического осмотра 2012 года

реформа ТО

МВД России было освобождено от «несвойственной ему обязанности по проведению государственного технического осмотра» на основании ФЗ № 170 от 01.07.2011 года. С этого момента Госавтоинспекция утратила контрольные функции по проверке технического состояния автомобиля. С января 2012 года контроль за проведением техосмотра был возложен на РСА. В обязанности данной организации входит аккредитация операторов технического осмотра.

Таким образом, государство обязало страховщиков выполнять функции, которые прямо противоречат их коммерческим интересам. Техническая исправность транспортных средств невыгодна страховым компаниям, поскольку сокращается регресс страховых выплат с участием неисправных автомобилей.

Приобретение диагностических карт открыто навязывается у аффилированными со страховыми компаниями станциями техосмотра. Продажа полиса ОСАГО возможна лишь при приобретении диагностической карты.

Формальное ТО

формальное ТО

Проверка технического состояния автотранспортного средства на станциях техосмотра в лучшем случае сводится к визуальному осмотру. Не является секретом возможность приобретения отмеченной диагностической  карты без предъявления автомобиля, а то и, вовсе не выходя из дому. Стоимость данной услуги в редких случаях превышает 1000 рублей. Причём её качество определённо устраивает обе стороны.

Факт формального подхода сотрудниками РСА к своим обязанностям в данной сфере уже ни у кого не вызывает сомнения. Проконтролировать производственные аспекты деятельности операторов практически невозможно. В итоге, сам институт технического осмотра явно дискредитирован.
Автотранспортное средство без технического осмотра: санкции

Этому же способствует частичная отмена ответственности собственника автотранспортного средства за непрохождение процедуры технического осмотра. Ранее в административном кодексе существовали сразу несколько статей, предусматривающих штрафные санкции для водителей, не имеющих при себе талона о прохождении государственного технического осмотра.

Наказание за подобное нарушение сохранилось лишь для нескольких категорий автотранспорта:

  1. Транспортные средства, предназначенные для перевозки людей, включая легковые такси, автобусы, а также грузовики, выполняющие услуги перевозки опасных грузов должны проходить технический осмотр с периодичностью 1 раз в 6 месяцев.
  2. Новые легковые и грузовые автомобили с допустимой массой менее 3,5 т, а также полуприцепы и прицепы могут не проходить техосмотр в первые 3 года после выпуска.
  3. Если срок эксплуатации превышает 3 года и не достиг 7 лет, государственный техосмотр проходят 1 раз в 2 года.
  4. Ежегодное ТО проходят автомобили, чей возраст превышает 7 лет.
  5. С этой же периодичностью проходят техосмотр автомобили, оборудованные световыми и звуковыми сигналами, а также те автотранспортные средства, которые используются для обучения вождению.

Сохранение административной ответственности лишь для данных типов автотранспортных средств, безусловно, недостаточно для решения проблемы безопасности на дорогах, поскольку именно личный автотранспорт зачастую является первопричиной возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Отсутствие контроля за проведением техосмотра

отсутствие контроля за проведением ТО

Начиная с 2012 года проверка сотрудниками Госавтоинспекции наличие у водителя талона ГТО является неправомерной.  Из ПДД исключили пункт, обязывающий водителя иметь при себе данный документ. После упразднения талонов и введения диагностических карт Госавтоинспекция не может проверить техническое состояние автомобиля. Можно было бы воспользоваться Единой автоматизированной информационной системой технического осмотра, но доступ к данной базе есть лишь у РСА. Материальная база аккредитованных РСА операторов техосмотра не соответствует требованиям законодательства. Недостаточное оснащение не позволяет организовывать качественные проверки.

В сложившихся условиях можно констатировать факт монополистического права РСА на весь сегмент, связанный с техническим осмотром. Возврат Госавтоинспекции полномочий по проверке подтверждающих наличие ТО документов, мог бы в какой-то степени исправить ситуацию. А наличие административной ответственности для водителей всех видов автомобильного транспорта существенно повысил бы эффективность таких проверок. Подобную ответственность должны разделять и операторы технического осмотра, допустившие нарушения в процессе выполнения аккредитованных услуг. 

Видео: Аренда спецтехники и услуги грузоперевозки без посредников!

Рейтинг
Комментариев: 1 Просмотры: 88 05-11-2018 10:00
Комментарии
Семён Калуга 06.11.2018

Наверняка про увеличение аварийности статистика (если она реально есть и такова) вбрасывается в информационное поле не без помощи сотрудников Госавтоинспекции. Да, может ситуация с ТО и стала ещё более вопиющей, когда одних взяточников сменили другие, но нельзя сказать, что под контролем МВД талоны техосмотра не продавались многим желающим по сходным таксам.

Оставить комментарий:
Введите число, изображенное на картинке: