Рынок грузоперевозок в 2018 году

Российский рынок транспортно-логистических услуг (ТЛУ), по разным оценкам специалистов, занимает от 3,9% до 5,6% ВВП. Для сравнения, этот показатель выше, чем, к примеру, в США и Германии. Основная составляющая в структуре ТЛУ – грузоперевозки. Как и прежде, отраслевым лидером в РФ является железнодорожный транспорт. Однако в последние годы ему активно «наступают на пятки» автомобильные грузоперевозчики.

До 2014 года ежегодный прирост рынка транспортно-логистических услуг колебался в пределах от 15% до 30%. После введения санкций против России, в 2015 году, этот показатель впервые показал отрицательную динамику – минус 0,2%. По данным консалтингового агентства Market Guide, рынок ТЛУ в кризисный год оценен в 8,1 трлн рублей. Однако в 2016 году рынок начинает выравниваться и демонстрирует рост в 4,4%. 2018 год следует тенденции с прибавкой на 8,8%.

рынок грузоперевозок 2018

Эксперты о структуре и драйверах рынка

Структуру рынка ТЛУ составляют четыре сегмента: грузоперевозки, экспедиторские услуги, хранение, управленческая логистика. На долю грузоперевозок приходится 88% от всего объема. Экспедиторские услуги, складирование и управленческая логистика составляют 9%, 2%, 1% соответственно. Один из наиболее емких каналов транспортировки грузов – автомобильные дороги. По данным Росстата, к декабрю 2017 года грузооборот транспорта в РФ вырос на 5,9%. При этом объем перевозки грузов автомобильным транспортом увеличился на 10,3%. По мнению экспертов, с каждым годом автомобильные грузоперевозчики будут все активнее теснить железнодорожников.

Предпосылками для роста специалисты называют такие факторы как:

  • укрупнение рынка;
  • рост внутреннего грузопотока;
  • появление новых логистических маршрутов через страну;
  • неизбежное восстановление импортно-экспортных отношений.

По мнению аналитиков, еще одним драйвером роста станет, активно развивающаяся интернет-торговля. В минувшем году автотранспортные компании практически монополизировали сектор LTL (неполная загрузка), который из-за экономической нецелесообразности не столь привлекателен для железнодорожников. Как говорят эксперты, именно активное развитие интернет-торговли помогло автоперевозчикам смягчить удар «Платона» и улучшить свои показатели. По данным BusinesStat, в 2017 году грузооборот автомобильного транспорта достиг 130,9 млрд т/км, что превысило показатель 2016 года на 6,4%.

Согласно исследованиям M.A.Reserch, сегодня, в структуре рынка по объему перевозимых грузов, доминируют перевозки внутри страны, на их долю приходится 99% рынка. Однако наблюдается и постепенное наращивание международных грузоперевозок. Причем наиболее высокий трафик демонстрирует направление Россия-Китай. По сравнению с 2012 годом объем грузов, перевезенных по этому маршруту, увеличился на 59,2%, а его доля выросла почти в два раза – с 4,7% до 8,3%. По предварительным данным Росстата, тенденция роста объемов международных перевозок в импортно-экспортном сообщении сохраняется и в 2018 году.

Что касается структуры перевозок по формированию грузов, то весомый вклад в рост рынка ТЛУ дали сборные грузы. Если в целом объем автомобильных грузоперевозок подрос на 5,6%, то в сегменте сборных грузов на 16% увеличилась выручка. Благодаря динамике в этом сегменте, обеспечивается рост загруженности грузового транспорта: на их долю приходится более 73%. На рост рынка сборных грузов влияет уменьшение среднего размера партий, увеличение консолидации грузов разных отправителей, непрерывно растущие объемы интернет-торговли. К примеру, значительную часть электронной торговли между РФ и КНР могут взять на себя автоперевозчики.

Перспективы развития рынка ТЛУ    

Развитие рынка автомобильных перевозок будет осуществляться как за счет внутрироссийских, так и международных направлений. Аналитики агентства MegaReserch считают, что ежегодно возрастающий рост потребления у населения, как и прежде, станет основным фактором к дальнейшей экспансии торговых сетей, которые традиционно являются ключевыми клиентами ТЛУ. Помимо этого, максимальный прирост обеспечат строительные и генеральные грузы. Свою роль здесь уже сыграли крупные индустриальные и инфраструктурные проекты, реализация которых уже поведена или осуществляется в настоящее время.

К важным факторам роста эксперты относят и увеличение государственных инвестиций в реконструкцию, и строительство дорожной инфраструктуры страны. К примеру, вложения в крупный проект «Безопасные и качественные дороги» составляют 640 трлн рублей. В результате реализации данного проекта сократятся сроки доставки грузов автотранспортом, и возрастет максимальное плечо перевозки. При этом аналитики прогнозируют укрупнение отдельных автоперевозчиков и успешных логистических предприятий, происходящее за счет ухода с рынка малых и нестабильных компаний, в том числе, работающих по «серым» схемам.

Стоит отметить, что все эксперты говорят об изменении потребностей клментов отечественного рынка ТЛУ. Они все больше внимания обращают не только на приемлимые тарифы, но и на надежность операторов. Как для крупных корпоративных клиентов, так и для небольших компаний-заказчиков, важны оперативная доставка грузов, их сохранность, предоставление сопутствующих сервисов, в частности, страхование груза, отслеживание партий, юридическое сопровождение и разрешение спорных вопросов. Поэтому на плаву останутся те операторы, которые не пожалеют средств в развитие IT-технологий, позволяющих проводить анализ грузопотоков, движения транспорта и других факторо, связаных с максимальным удовлетворением потребностей заказчиков.

В статье использованы данные Росстата, консалтингового агентства Market Guide и материалы сетевого издания «Бизнес Журнал».  

Видео: Аренда спецтехники и услуги грузоперевозки без посредников!

Рейтинг
Комментариев: 1 Просмотры: 175 04-11-2018 15:55
Комментарии
Сергей Владимрович Ростов-на -Дону 06.11.2018

Порадовала информация о проекте "качественные дороги", хорошие дороги мечта россиян, возьму на себя смелость отметить, что качество покрытий всё же постепенно улучшается, надеемся на развитие этой тенденции.

Оставить комментарий:
Введите число, изображенное на картинке: