Рынок контейнерных перевозок грузов - индикатор международной экономики

Экспертами рынка признается, что железнодорожный транспорт оказывает существенное влияние на такой рынок услуг как контейнерные перевозки. Согласно данным статистики, развитые страны используют национальные железные дороги для транспортирования намного чаще (общий объем варьируется от 15 до 70%), чем в РФ.

По итогам 2015 года специалисты констатируют факт снижения объёмов контейнерных перевозок грузов. Причины следует искать в общей ситуации, которая сложилась в экономике.

По мнению Александра Кузнецова, профессора университета морского и речного флота им. С.О. Макарова падение производительности не столь явно связано с общегосударственными экономическими проблемами. Рынок контейнерных перевозок грузов имеет свои особенности.

Мир транзита
Истоки данной сферы бизнеса сложились в начале 2000-х годов, когда железнодорожные и морские перевозки переживали новый современный этап становления. Контейнерные грузы пересекают отечественную границу в районе морских портов и переваливаются на железнодорожный транспорт, который доставляет товар в адрес грузополучателя, находящегося в российских регионах.

Начиная с 2009 года специалисты логистического рынка фиксировали значительный рост объёмов услуг грузоперевозок. Как грибы после дождя, понадеявшись на стабильную прибыль, появлялись новые операторы. Однако, негативная ситуация наступила скорее, чем её ожидали.

Основополагающим фактором в сфере контейнерных перевозок грузов является транзитное сообщение. В январе 2016 года объём рынка в месяц в направлении Европа - Китай составлял 100 тыс. TEU. Этот показатель держит всех его игроков в напряжении. В начале 2014 года высказывались предположения о замедлении роста вследствие финансовой нестабильности.

Сейчас о положительной динамике не говорят. Крупные логистические компании надеются лишь на остановку снижения объёмов выполненных услуг грузоперевозок по сравнению с аналогичным периодом прошлых лет. По прогнозам, он может составить свыше 10%. Однако, уже сейчас аналитики АО "Объединённая транспортно-логистическая компания" фиксирует падение рынка на 4,5%.

В своё время большие надежды возлагали на Китай. Но и азиатская экономика в конце 2015 года нанесла упреждающий удар по мировому международному рынку, заметно снизив потребительские аппетиты. Поэтому наблюдать рост транзита в ближайшие месяцы вряд ли придётся.

Клиент всегда прав
Пытаясь преодолеть неустойчивую рыночную конъюнктуру, транспортно-логистические компании делают ставку на развитие своего бизнеса за счёт создания новых точек соприкосновения с заказчиком. Кроме стоимости, клиента интересует качество оказываемых услуг. Операторы готовы предусмотреть возможность снижения цены. И при этом разработать новый стандарт достойного уровня обслуживания. Внедрённые клиентские сервисы в сфере услуг грузоперевозок не только помогают сохранить долю постоянных партнёров, но и привлечь новых заказчиков.

Выделиться из основной массы игроков помогают вновь разработанные направления. АО "РЖД Логистика" в 2015 году предложила новый путь Шанхай - Москва - Шанхай. А уже по отработанным маршрутам появилось значительное количество новых станций, которые являются пунктами назначения для контейнерных поездов. Так, в сентябре 2015 года грузовой подвижной состав получил возможность следовать напрямую из китайского морского порта Инкоу в Москву.

Востребованы регулярные рейсы Сучжоу – Варшава, Чунцин – Дуйсбург, Чжэнчжоу – Гамбург, Ухань – Пардубице, Чэнду – Лодзь, Иву – Мадрид. Положительные результаты компания зафиксировала от реализации проекта "Транссиб за 7 дней". В декабре 2015 года правление ОАО "РЖД" подводило итоги работы за год. На совещании был констатирован факт увеличения надёжности доставки грузов на 5,4% и увеличение скорости доставки груза, которая превысила 370 км в сутки. Зафиксирована скорость движения 9 тыс. контейнерных поездов на отметке 1135 км в сутки. Семидневный "Транссиб" себя, безусловно, оправдал.

По информации Ассоциации морских торговых портов снижение перевалки контейнеров продолжается, но уже не такими быстрыми темпами. В аналогичном ключе комментирует ситуацию на рынке контейнерных перевозок руководство ведущей датской компании Maersk, которая занимает лидирующие позиции в мировом транспортном бизнесе.

В прошлом году сфера морских перевозок пострадала от обострившейся конкуренции между операторами, которая спровоцировала явление переизбытка предложения. В первые недели 2016 года ситуация начала улучшаться. Переизбыток не ликвидирован, но спрос на услуги грузоперевозки заметно увеличился. Международный экономический рынок начинает шевелиться, но перейдёт ли этот процесс в поступательное развитие прогнозировать трудно. Эксперты заняли выжидающую позицию и не дают однозначной оценки.

Заоблачные перспективы
Впрочем, нельзя игнорировать активно продвигаемую российским правительством политику импортозамещения, итогом которой должно стать уменьшения потока товаров, ввозимых из-за рубежа. В этом случае приоритетными останутся транзитные направления, способные расшевелить рынок контейнерных перевозок грузов. В текущем году страна уже перевалила половину непростого экономического пути длиной в два года, как было обещано главой государства.

Следует ожидать восстановления темпов экономического роста, согласно оптимистическим прогнозам правительства. В настоящее время, пытаясь исправить совершённые ошибки, российская промышленность нацелилась на экспорт своей продукции. И вот на этом этапе международные направления отечественного рынка услуг грузоперевозок окажутся наиболее востребованными.

Ретроспективная оценка и прогнозы экспертов

В течении нескольких первых лет 21 века рынок контейнерных перевозок отмечал высокий темп роста на транспортирование внешней и внутренней продукции. В связи с этим, перед многими перевозчиками и клиентами возникли проблемы технического, технологического и инфраструктурного характера. Ограничения возможности транспортирования возникали в первую очередь из-за того, что тыловые контейнерные терминалы были в недостаточном количестве. Только при расположении в непосредственной близости с портами с их помощью можно произвести концентрацию логистических функций. Однако, даже при соблюдении вышеуказанного условия отмечались низкие темпы на внедрение внутриузловых контейнерных транспортировок на поездах.

Основными причинами сдерживания контейнеризации выступало:

  • неравномерное расположение терминалов в регионах;
  • отсутствие комплексного подхода относительно единых маршрутов, благодаря которым было возможно успешное взаимодействие различных транспортных подходов;
  • отсутствие современной инфраструктуры, технологического единства между ж/д станциями, контейнерными терминалами и таможней;
  • основные фонды РЖД были изношены более, чем на 55% и показатель стремительно рос.

При постановке контейнерных перемещений на потоке выдвигались многочисленные технические требования, особенно это касалось модульной организации терминалов, минимизации количества операций с контейнерами, максимальной автоматизации, технологического единства, доступа к сопутствующим сведениям.

От сервиса требовалась высокая скорость на доставку, поточная обработка по всему маршруту, минимизация пробега вагонами, сниженные риски, комплексная автоматизация, скоординированные действия между партнерами, совершающих транспортное обслуживание.

Рынок контейнерных перевозок по мнению экспертов в то время отличался несбалансированностью показателей на конкурентоспособность по услугам, что приводило к отставанию РЖД по отношению импортным потокам. В 2010 годах приоритетом в транспортно-логистической сфере стали контейнерные перевозки. При выборе основы, предпочтение было отдано территориально-логистическим центрам.

Перспективные подходы
С целью повышения эффективности и конкурентоспособности контейнерного транспортирования для РЖД была разработана новая корпоративная бизнес-модель.

До 2020 г. ключевым ориентиром станет обеспечение роста транспортирования, услуг на контрактную и интегрированную логистику, а также развитие транзита. Стратегической задачей выступает формирование мультимодальной логистической компании на конец 2020 г.

На современном рынке по контейнерным перевозкам отсутствует единство при взаимодействии между разными транспортными средствами. Стоит отметить, что в 2013 г. общая структура транспортирования в международном формате составляла около 18 млн. т, что позволило приблизить экспортные и импортные объемы к соотношению 2:1 соответственно. Более 70% продукции обрабатывались российскими терминалами, используемыми морскими портами, 9% через Украинские и Балтийские, а остальные были перевезены на ускоренных поездах, расписание которых утверждено.

Экспертами прогнозируется на 2015-30 гг. увеличение транспортирования в контейнерах по сравнению с ежегодным уровнем на 6-8%. Благодаря привязке РЖД и международных транспортных коридоров заметна положительная динамика. Отмечен рост за 10 последних лет на контейнерную перевозку почти в 4 раза.

Контейнерные перевозки на сегодняшний день выступает одним из самых востребованных способов доставки. В скором времени экспертами прогнозируется увеличение транспортировок контрейлерного типа. Последний способ доставки предполагает комбинацию авто и ж/д транспортных средств. Для этого используются специальные ж/д платформы, на которых производят установку и фиксацию полуприцепов и прицепов, съемных кузовов или автопоездов.

Ключевыми достоинствами контрейлерных доставок выступает возможность организации перевозки, в которой сочетаются высокие показатели маневренности и скорости автотранспорта и безопасность и независимость от погодных факторов ж/дороги. Стоит отметить, что данное решение способствует разгрузке автомагистралей, что в свою очередь отражается на снижении количества аварий и степени разрушений дорожных покрытий. Контрейлерные доставки характеризуются высокой экологичностью. По сравнению с автотранспортированием отмечается минимальное негативное воздействие на природу.

Западными странами данное решение внедрено давно и пользуется популярностью, однако в России его используют при транспортировании груженого грузового автотранспорта в сообщении Финляндия-Россия. Развитие перевозок данного плана весьма проблематично для РФ, так как требуется создавать специальные платформы и расширять существующую инфраструктуру, что является весьма финансово-затратным мероприятием.

Видео: Аренда спецтехники и услуги грузоперевозки без посредников!

Рейтинг
Комментариев: 3 Просмотры: 567 10-02-2016 16:59
Комментарии
Борис Аркадьевич Рыбинск 10.02.2016

Очень хорошо написано, что нужно исправлять ситуацию именно экспортом, только конечно желательно не сырья, а готового переработанного продукта и товаров, тогда грузопоток увеличиться.

Владимир Герман Псков 11.02.2016

Объемы контейнерных перевозок снижаются, перевозчикам необходимо приспосабливаться к новой реальности.

Леонид Баталов Ярославль 14.02.2016

Ничего удивительного, отрасль приносила стабильные доходы связанные с ростом перевозок, вот и появилось много операторов. Сейчас будет увеличиваться конкурентная борьба, что приведет к тому, что останутся на плаву только большие компании, способные уменьшить расходы, а значит и цены.

Оставить комментарий:
Введите число, изображенное на картинке: