Рынок международных грузоперевозок: итоги и прогнозы

Какие тенденции сложились на рынке автомобильных перевозок, и какие изменения прогнозируют в международной транспортной логистике в 2018 году? Мнение экспертов Группы компаний TELS позволит прояснить сложившуюся ситуацию.

рынок международных грузоперевозок

Тенденции на рынке автоперевозок ЕС-РФ

По перевозчикам, доставляющим грузы в страны евразийского региона, больно ударили как европейские санкции, так и антисанкции России. По мнению экспертов, общая напряженность на рынке нарастала последние четыре года, и скорее всего, эта тенденция продолжится в 2018 году. В совокупности с падением цен на энергоносители подобные действия способствовали значительному сокращению инвестиций в российскую экономику. 

Общий рынок стран Таможенного союза отчасти попытался компенсировать российские продовольственные санкции. По мнению заместителя директора по маркетингу ГК TELS, Елены Сазончик, существенное увеличение импорта в Республику Беларусь и Казахстан европейских овощей и фруктов началось в конце 2014 года, и по итогам 2015 года общий прирост импорта этих групп товаров составил около 1 500 тонн. Значительная часть этого импорта в итоге направлялась в Россию. Косвенно это подтверждается тем фактом, что импорт этих товаров в Беларусь и Казахстан резко сократился в 2016 году, когда в России вступил в действие Указ об уничтожении санкционных продуктов на границе РФ. 

Противостояние между ЕС и Россией будет действовать, как минимум в первом полугодии 2018 года. При этом основные сценарии Всемирного банка исходят из того, что ограничительные меры против Москвы продлятся вплоть до 2019 года. Но даже если санкционная война закончится в ближайшее время, резкого подъема импорта из Европы не прогнозируется. За время санкций произошли серьезные изменения в структуре мировых взаимоотношений, налажены новые деловые контакты, отработаны альтернативные схемы доставки. А главное, значительно сократился потребительский спрос у населения России в силу кризисного состояния экономики.

Парадоксы рынка международной логистики в 2017 году

По словам замдиректора ГК TELS, несмотря на санкционные препоны, рынок транспортно-логистических услуг стран ЕАЭС весь прошлый год демонстрировал интенсивный рост, и темпы этого роста значительно выше ожиданий. Согласно статистике Евросоюза, в I полугодии 2017 года, по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, импорт грузов на автотранспорте из ЕС в Россию увеличился на 19,6%, в физическом выражении. Экспортные автомобильные грузоперевозки в Европу из России, напротив упали, но при детальном изучении видно, что снизились объемы перевозок углеводородного сырья, при этом экспорт более дорогих товаров заметно вырос и в денежном, и в физическом выражении.

В сегменте морских и железнодорожных грузоперевозок наблюдался рост: за 8 месяцев 2017 года перевалка контейнеров в морских портах РФ выросла на 16,4%. Транзит контейнеров по железной дороге через Казахстан и Россию на маршрутах Китай-Европа-Китай вырос более чем в полтора раза. Производители и импортеры комплектующих увеличили в I полугодии 2017 года перевозки своих грузов по сети РЖД на 63,6%. Постоянное увеличение числа маршрутов и пропускной способности ускоренных контейнерных поездов постепенно становится конкурентным фактором по отношению к автомобильным перевозкам.

По прогнозам аналитиков ГК TELS, которые ориентировались на закономерности 10-летнего графика колебаний рынка грузоперевозок, объем импортных перевозок из ЕС в РФ восстановится до уровня 2013 года не ранее, чем через 2-3 года. Выводы экспертов подкрепляются данными из доклада Международного валютного фонда, который прогнозирует прирост импортных грузов в РФ на уровне 3,1% в 2018 году, а полную компенсацию объемов, которые рынок грузоперевозок потерял в 2015 году, специалисты МВФ ожидают к 2022 году.

Увеличившийся спрос и рост ставок фрахта, как на международные, так и на внутрироссийские грузоперевозки, позволил транспортным компаниям выйти на устойчивую рентабельность, что оживило процессы обновления автопарка перевозчиков. По данным Автостат, в I полугодии прошлого года в России было закуплено новых грузовых автомобилей на 44,5% больше по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Стоит отметить, что за годы кризиса темпы обновления парка российских автоперевозчиков сократились более чем в 2 раза. Если в 2012-13 годах более половины транспортных средств было возрастом до 3-х лет, то сейчас таковых не более 20%. 

Рынок РФ имеет большой потенциал для консолидации логистической отрасли. Сегодня на крупных игроков приходится всего 20% рынка. Для сравнения, в Германии 10 крупнейших логистических компаний держат 70% рынка. Несмотря на политические разногласия, интерес со стороны крупного международного бизнеса к инвестициям в Россию не ослабевает. Одним из путей захвата локальных рынков является покупка работающих на них компаний. Возможно, в недалеком будущем можно ожидать волну «поглощений», когда транснациональные гиганты начнут свое продвижение на отечественный рынок.

Видео: Аренда спецтехники и услуги грузоперевозки без посредников!

Рейтинг
Комментариев: 3 Просмотры: 754 04-05-2018 18:50
Комментарии
Владимир Герман Пермь 05.05.2018

Условия для рынка перевозок сейчас не самые благоприятные, но те компании, которые выживут в условиях жесткой конкуренции, смогут рассчитывать на получение максимальной прибыли при переходе экономики к активному росту.

Юрий Омск 07.05.2018

Неутешительная статистика, все же санкции имеют свои негативные стороны для всех их участников, в той или и иной степени. Для нас же больше плюсов, развитие внутреннего производства, налаживание новых схем и партнерств с другими поставщиками.

Юлия Томск 17.05.2018

Я работаю в фирме по поедоставлениб услуг по перевозке грузов. Хочу за етить, что перевозки по России возрасти в численном эквиваленте,но за границу наоборот уменьшились!

Оставить комментарий:
Введите число, изображенное на картинке: