Самоходное шасси СШ-75, которого сегодня не хватает

Самоходное шасси – особый вил транспортного средства, которое сегодня переживает второе рождение. Идея создания такой транспортной единицы, которую можно было бы агрегатировать со множеством разных орудий и инструментов, появилась в конце первого послевоенного десятилетия. Самые большие партии выпускал, начиная с 1956 года, Харьковский завод самоходных шасси.

Спустя почти 10 лет более усовершенствованная конструкция была разработана на Таганрогском комбайновом заводе. Первыми моделями «Таганрожца» стали СШ-40, СШ-75, СШ-100 и СШ-150. Они становились своеобразным базовым элементом, на который устанавливался целый ряд навесного оборудования, включая уборочные сельскохозяйственные машины. Идея создания самоходного шасси на базе зерноуборочного комбайна принадлежит удивительному советскому конструктору Ханаану Ильичу Изаксону. В своё время за разработку опытного образца нового комбайна СК-3 и усовершенствованного позднее СК-4 он стал обладателем Большой золотой медали. А позднее была присуждена и Ленинская премия. Самоходные шасси, сконструированные Х.И. Изаксоном, выпускались на Таганрогском комбайновом заводе на протяжении 7 лет.

Особенности конструкции СШ
Тракторные самоходные шасси по своему функционалу принято подразделять на два типа.
1. Специальные самоходные шасси предназначены для работы с определённой категорией навесного оборудования, которое монтируется на раму непосредственно в процессе производства. Подобное шасси может приводиться в действие колёсным или гусеничным движителем. При этом рама зачастую располагается позади кабины. Наглядным демонстрационным примером может стать специальное гусеничное самоходное шасси, выполненное на базе Т-130, оснащённое траншейным экскаватором ЭТР-204. Мотор расположен впереди, а рама – сзади.
2. Оснащение универсального самоходного шасси близко соответствует узлам и компонентам базового колёсного универсально-пропашного трактора. Место для установки двигателя предусмотрено за кабиной. Впереди находятся открытая двухбалочная (иногда однобалочная) рама и передний мост. На раме крепится навесное оборудование, орудие или специальный инструмент. Поскольку технику обслуживает тракторист и водитель в одном лице, то и оборудование для самоходных шасси предусмотрено такое, с креплением которого быстро и качественно справится один человек.

«Таганрожец» СШ-75 – особенности конструкции
Уникальным по своей конструкции является СШ-75. Это специальное и универсальное шасси одновременно. Специальное потому, что данное шасси конструктивно предназначалось для работы с уборочной сельскохозяйственной техникой, причём оборудование имеет ряд существенных отличий. Кроме того, в базовую комплектацию входит самосвальный кузов, наличие которого позволяло использовать самоходное шасси для перевозки грузов.

СШ-75 оснащён четырёхконтактным бескопрессорным дизельным двигателем с водяным охлаждением и вихрекамерным смесеобразованием. Сцепление обеспечивает сухая, двухдисковая, постоянно замкнутая муфта, которая выключается нажатием педали. Привод навесных машин запускается в действие валом независимого отбора мощности с трёхручьевым шкивом под клиновые ремни, установленным в трансмиссии. В общем корпусе редуктора двигателя находится коробка передач совместно с независимым реверсивным приводом шкива отбора мощности, который приводит в действие навешиваемую на шасси технику. При работе шасси в Г-образной схеме, промежуточный вал соединяет редуктор двигателя дифференциалом через карданный вал.

Для повышения производительности в процессе уборки хлебов был разработан двухступенчатый демультипликатор с прямозубыми шестернями постоянного зацепления. Установка монтируется на редуктор двигателя и позволяет снижать скорость движения самоходного шасси, выполненного по Г-образной схеме.

Управление навесным оборудованием осуществляется за счёт гидравлической системы, рассчитанной на трёх потребителей, имеющих гидроцилиндры одностороннего действия. Управление движением машины облегчено гидравлическим усилителем, которым снабжён рулевой механизм.

В заключение. Комбайн уже тогда признавался неэффективной сельскохозяйственной спецтехникой, поскольку эксплуатировался всего лишь один месяц в году. Благодаря конструктивной мысли таганрогских специалистов советские колхозы получили в своё распоряжение возможность механизированной уборки кукурузы, картофеля и силоса. И всё это благодаря созданию уникальных, по тем временам, машин, на которые можно было установить плуг, сеялку, культиватор, а также землеройную или подъёмно-транспортную спецтехнику. И это всё в добавок к тому, что СШ-75 мог стать обычным, но таким необходимым в каждом хозяйстве грузовиком.

Рейтинг
Комментариев: 2 Просмотры: 515 15-04-2018 07:15
Комментарии
Владимир Герман Пермь 16.04.2018

Полезный исторический экскурс. Действительно, в Советском Союзе создавалась интересная и перспективная техника, но далеко не всегда соблюдалась экономическая целесообразность ее внедрения.

Валерий Тюмень 29.04.2018

Впервые читаю о такой технике, уже в то время был широкий взгляд на использование специальной техники и как она была реализована специфично и универсально, сегодня бы такой гибкий подход к разработкам.

Оставить комментарий:
Введите число, изображенное на картинке: