Седло тягача: «мал золотник, да дорог»

Техническое состояние большегрузной техники во многом определяет безопасность грузовых перевозок и сохранность груза. В процессе обслуживания грузовика седельно-сцепному устройству (ССУ) уделяется, до обидного, мало внимания. А зря. Для сохранения этого компонента в удовлетворительном состоянии недостаточно ограничиться одной смазкой. Ведь в его конструкции вместе с крепёжными элементами используется свыше 100 деталей. И в то же время альтернативной системы, обеспечивающей сцепку тягача с полуприцепом, пока не придумано.

Седельно-сцепное устройство для безопасности грузоперевозок

Создатели концептуальных моделей тягачей не спешат отказываться от «седла». Это единственный механический элемент, который берёт на себя часть массы загруженного полуприцепа. Техническое устройство современного седла за последние годы прошло заметную модернизацию. Вместо механики стали использоваться полуавтоматы. Благодаря системе беззазорной фиксации движение автопоезда стабилизируется, увеличивает проходимость, обеспечиваются максимальные показатели маневренности. Защита от ударных нагрузок продлевает срок службы самого элемента, а также тягача с полуприцепом. Сохранности элемента и снижению его механического износа способствует любая дополнительная ось шасси.

Вес современного ССУ может варьироваться от 100 до 300 кг. По типу устройства подразделяются на шкворневые, бесшкворневые, а также роликовые, с использованием пары крюк-ролик. Экспериментальным путём доказано, что управляемость грузового автомобиля и устойчивость сцепки во многом зависят от состояния седла и элементов его конструкции. Таким образом, многое в грузовике зависит от предпочтения перевозчика: седельно-сцепное устройство какого производителя будет установлено на вашем грузовике. На российском рынке большую популярность завоевала продукция немецкого производителя Jost. Но наравне с Германией, отлично зарекомендовали себя голландские компании Holland Hitch и Fontaine Truck Equipment, английские York и Crane Fruehauf, а также швейцарская Georg Fisher.

Чтобы седельно-сцепное устройство не подвело в критический момент, необходимо тщательно следить за состоянием всех его элементов. Опорные приспособления, крепёжные кронштейны и буфера буксирного устройства требуют тщательного ухода. Но главное, конструкция ССУ и его рабочие характеристики должны строго отвечать специфике поставленных транспортных задач, которые выполняет перевозчик. Основные факторы, от которого зависит эффективность и длительность срока службы седла:

  • неправильная установка устройства;
  • допуск несовместимых по массе, высоте и другим подобным характеристикам систем;
  • неправильно размещённый или вовсе незакреплённый груз;
  • повреждённая подвеска полуприцепа;
  • отклонения в соосности колёс полуприцепа.

Больше всего подвержены риску преждевременного износа ССУ тягачи, перевозящие автоцистерны большого объёма. Специфика грузоперевозок светлых нефтепродуктов такова, что сёдла тягачей в сцепках подобного рода испытывают повышенные нагрузки. Это обусловлено тем, что перевозки автоцистерн сопряжены с частым маневрированием и длительным нахождением под загрузкой. Магистральные тягачи, перевозящие лёгкие объёмные грузы, таких проблем не знают. Здесь износ сёдел совсем незначительный.

Впрочем, износ ССУ, как и любого другого механизма всё же присутствует. Его закономерность вызвана наличием люфта в шарнирах. Увеличению люфта способствуют изношенные полимерные прокладки, которые защищают основание седла от соприкосновения с металлической поверхностью кронштейнов. В этом случае, как только автопоезд начинает движение, раздаётся характерный стук. Такой же металлический стук может быть и следствием увеличенного зазора в замковом механизме. Если рабочие поверхности достаточно поизносились, то надёжность захвата шкворня полуприцепа исключается. Существует риск заклинивания в замке цапфы. В худшем случае, можно столкнуться с отрывом опорной площадки с цапфой от трейлера. Поэтому ремонт замкового механизма важно производить своевременно. Тем более, что это не требует больших усилий, достаточно обзавестись соответствующим ремкомплектом.

Специалисты определили «больные места» седельно-сцепного устройства:

  1. Незакрываемый замок.
  2. Открытое положение ССУ.
  3. Заклинивание седла.

Эксперты называют максимально возможный период эксплуатации седла – 10 лет. Это значит, что устройство изначально обладает большим запасом ресурсов. Но только регулярное и тщательное техническое обслуживание ССУ позволит их использовать до конца. Изношенные детали необходимо своевременно заменять. Для этого достаточно иметь в своём распоряжении малый ремкомплект. Два-три применения ремкомплекта – это знак к тому, что следует заняться полной переборкой седла. Стоимость подобной услуги в сервисном центре составляет не менее 4 тыс. рублей. Кстати, ремкомплект лучше приобретать оригинальный. В противном случае можно столкнуться с контрафактом, последствия использования которого могут стать необратимыми.

Видео: Аренда спецтехники и услуги грузоперевозки без посредников!

Рейтинг
Комментариев: 3 Просмотры: 486 21-11-2017 20:39
Комментарии
Ольга Казань 21.11.2017

Никогда не задумываешься о таком важном элементе грузовой техники, насколько надежным и исправным он должен быть, и правда настолько хорошо и доступно описано.

0
0
Ответить
Владимир Герман Пермь 21.11.2017

Седло тягача имеет достаточно значительный эксплуатационный ресурс, но без его профилактики не обойтись. Впрочем, у серьезного автомеханика этот вопрос всегда на контроле.

0
0
Ответить
Нина Белгород 06.12.2017

Актуальная информация. При грузоперевозках нельзя пренебрегать безопасностью и качественными запчастями. Последствия преждевременного износа могут быть необратимыми. Поэтому при техосмотре нужно уделять внимание седлу.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Введите число, изображенное на картинке: