Столичные автобусы разъедутся по российским регионам

«Мосгортранс» обновляет парк общественного транспорта. Несколько сотен новеньких автобусов, троллейбусов и трамваев, технические характеристики которых соответствуют всем современным требованиям, выходят на столичные улицы, выполняя услуги пассажирских перевозок. Исходная техника, которая уже не отвечает столичным стандартам, не может быть утилизирована, поскольку не выработала свой ресурс.

Было принято решение, которое, казалось бы, находится в интересах и Москвы, и других российских регионов: списанные машины и вагоны подлежат отправке в другие субъекты РФ.

Закулисные игры на транспортном рынке
ГУП «Мосгортранс» выводит из пассажирской эксплуатации ту категорию транспорта, которая относится к так называемой «неперспективной» группе автобусов, троллейбусов и трамваев. По мнению московских властей, их технической состояние ещё позволяет осуществлять дальнейшую эксплуатацию, но не в столь интенсивном режиме. Объявление о «реализации техники, вышедшей из эксплуатации» находилось на официальном стайте «Мосгортранса» в течение нескольких последних лет. Соискали могли на выгодных условиях приобрести поистине музейные раритеты: «Икарусы» 280-й, 415-й и 435-й серий или ЛиАЗ-5256 выпущенный до 2002 года. Но это для широкой публики. На самом деле выгодные сделки на российском транспортном рынке не терпят публичности. Региональные муниципалитеты знают, что главное – найти подход и суметь договориться. Попытки понять, почему одни города получают весь перечень пассажирского общественного транспорта почти бесплатно, для других изначально определён порог остаточной стоимости, - обречены на неудачу.

В любом случае стоит ориентироваться на официальную схему. Согласно нормативной практике, администрацией субъектов РФ направляются заявки, в которых указаны потребности в транспорте и обоснование на право безвозмездного получения партии столичной техники. Полученное предварительное согласие от «Мосгортранса» является основанием для формирования от каждого муниципального транспортного предприятия делегации, которая, по прибытии в Москву, осуществляет осмотр предлагаемых к передаче автобусов, троллейбусов или трамваев. После подготовки пакета документов партия списанной техники передаётся в собственность новым владельцам. Решение о безвозмездной передаче пассажирского транспорта от «Мосгортранса» принимается Президиумом Правительства Москвы. Оно не находит отражения в публикуемых на официальном сайте Правительства Москвы стенограммах.

Евро-3 не для столицы
С превеликой осторожностью осматривают региональные делегации столичную автобусную технику. Автобусы, 2007-2010 года выпуска ещё не подлежат утилизации по своему техническому состоянию, но в то же время уже не соответствуют экологическим требованиям, которые в столице принято соблюдать. Ещё год назад 25% автобусного парка «Мосгортранса» составляли автобусы с двигателем Евро-3. И это, несмотря не то, что столичным Реестром муниципальных маршрутов с 2016 года уже была утверждена работа автобусов, оснащённых двигателем в соответствии не ниже Евро-4. Оказалось, что количество «лишних» автобусов, состоявших на балансе «Мосгортранса» превышает 1000 единиц. Поэтому было запущено одновременно два процесса: передача ходового, но морально устаревшего транспорта в регионы с менее требовательным природоохранным законодательством и обновление пара. В результате, по итогам 2017 года, москвичам удалось «раскидать» по российским окраинам около 200 автобусов.

Великий Новгород спасён от транспортного коллапса, спровоцированного компанией «Питеравто», партией 49 московских автобусов, поступившей в распоряжение муниципального оператора 27 декабря прошлого года. Их выход на местные маршруты ожидается уже в ближайшие дни. Брянская область получила 17 автобусов, 7 из которых будут направлены на пригородные маршруты. В расположение ГУП «Карелавтотранс-Сервис» Республики Карелия прибыло 13 автобусов, которые будут обслуживать автовокзал Петрозаводска, а также Прионежский и Пряжинский районы. В начале января 2018 года «Мосгортранс» отпустил в Рязань 20 автобусов. В очереди на «московские» гостинцы стоит Марий Эл и Ярославская область.

В заключение. Столь интенсивное обновление парка столичного перевозчика грозит возникновением новой проблемы: как своевременно обеспечить городские маршруты достойной альтернативой и не допустить увеличения интервала прохождения? С 2021 года Москва должна полностью перейти на электробусы. Приобретать новый транспорт, оснащённый двигателем Евро-5, с перспективой его замены через 3 года – по меньшей мере, неразумно. При этом, несмотря на утверждённую программу перехода на электробусы, до сих пор неясно, как данный вид транспорта сможет обеспечить пассажирские перевозки в условиях массовой длительной интенсивной эксплуатации. Существующая городская электрическая инфраструктура способна выдержать нагрузку лишь небольшого числа электробусов, поступательно увеличивая её до 300 машин в год. Поэтому планы полного перехода на электрический транспорт к указанной дате выглядят необоснованно оптимистичными. 

Рейтинг
Комментариев: 2 Просмотры: 429 24-01-2018 10:29
Комментарии
Евгений Тихорецк 24.01.2018

Обновление автопарка в столице принесёт и безусловную выгоду и регионам, стоимость транспорта будет конечно несопоставима с покупкой новой техники. Только вот ремонт и обслуживание каким будет, вот в чем вопрос.

Дмитрий Электросталь 21.05.2018

Модернизация столичного автопарка, равно, как и трамвайно-троллейбусного, дело, конечно, замечательное. Только вот за регионы обидно. При всей вероятной экономии, здесь явно прослеживается контраст уровня жизни центра с остальной страной. Такое впечатление, что т. н. провинция "кормится объедками с московского стола". Кстати Ikarus-280 я уже в середине нулевых, когда активно пользовался общественным транспортом, в столице не наблюдал. Откуда они взялись-то такие?

Оставить комментарий:
Введите число, изображенное на картинке: