Сельскохозяйственная продукция с доставкой

Вырастить урожай или произвести животноводческую продукцию – это только половина дела. Необходимо своевременно и в надлежащих кондициях доставить все потребителю или на пункты переработки и хранения. Потому, транспорт в работе любой агрофирмы играет очень важную роль.

Сельское хозяйство отличается специфичностью процесса производства. Это связано с климатом, почвенными условиями, различными сроками созревания с/х культур и их уборки, размещением предприятий и т.д. Соответственно, перевозка продукции также имеет свои особенности:

  • объемы работ значительно изменяются в течение года и зависят от сезона, вследствие чего потребность в подвижном составе также различная;
  • в зависимости от расположения хозяйств, имеют место разные дорожные условия и расстояния до места доставки, что влияет на выбор схемы перевозки;
  • во время уборки урожая транспортировка осуществляется в срочном и, как правило, круглосуточном режиме;
  • погрузка нередко выполняется в пунктах, разбросанных на значительной площади;
  • для повышения эффективности процесса перевозки во время уборки на линии желательно организовать пункты заправки и ТО автомобилей, питания и отдыха водителей;
  • между всеми точками погрузки и выгрузки, а также транспортной организацией, надо установить надежную диспетчерскую связь.

Приведенные выше факторы свидетельствуют о том, что малым и средним фермерским хозяйствам и агрофирмам не выгодно содержать парк автомобилей, который бы обеспечивал потребность в транспорте на время уборки. Машины будут полностью загружены работой лишь несколько месяцев в году, а расходы по ним (амортизация и прочие отчисления, ремонты, зарплата, стоянка, охрана и т.д.) придется нести с января по декабрь. Это убыточно даже в том случае, если речь идет о бортовых машинах и автофургонах.

По специальному транспорту (зерновозы, скотовозы, фургоны-клетки для живой птицы, рефрижераторы и т.д.) – тем более. Оптимальное решение - аренда подвижного состава для доставки с/х продукции: В этом случае производитель получает следующие преимущества:

1. Выгода в финансовом отношении. Фермер или агрофирма избавлены от необходимости приобретать автомобили и нести постоянные расходы на их содержание. Появляется возможность свести количество машин к разумному минимуму, при котором они будут загружены большую часть года и тем самым не только окупят затраченные на них средства, но и принесут прибыль.

2. Транспортная компания, работающая по договору, гарантирует соблюдение сроков доставки за счет наличия исправных машин, профессиональных водителей и отработанного процесса логистики. Для перевозки продукции растениеводства и животноводства рассчитываются оптимальные маршруты. В случае поломки автомобиля, он будет немедленно заменен, что исключает срывы рейсов и нарушение обязательств.

3. Фирмы, обслуживающие сельхозпредприятия, обычно имеют в наличии не только грузовые, но и специальные автомобили. Для каждого конкретного груза подбирается наиболее подходящая машина. Это обеспечивает доставку продукции в оптимальных кондициях.

Доставка зерна

Доставка зерна осуществляется зерновозами. Так называются автомобили на грузовом шасси, прицепы и полуприцепы, оборудованные для бестарной транспортировки зерновой массы и некоторых других пищевых сыпучих продуктов. Кузов представляет собой бункер или цистерну из алюминиевого сплава или стали.

Автомобили с бункером загружаются через верхние люки или раздвижную крышу. Машины с цистернами могут иметь систему самозагрузки. В этом случае зерно поступает за счет создания внутри кузова достаточно сильного разрежения воздуха. Выгрузка также осуществляется двумя способами – самотеком или при помощи пневматического устройства (компрессора), которое приводится в действие, либо от мотора автомобиля, либо от автономного двигателя. Этот механизм способен подать зерновую массу в складскую емкость на высоту до 20 м и более. Компрессор может быть установлен за кабиной тягача или в задней части полуприцепа.

Для сокращения времени выгрузки и облегчения процесса зерновоз может быть оборудован вибратором. Выгрузка самотеком осуществляется через откидные задний или боковые борта, либо через люки в боковых бортах. Зерновозы типа «хоппер» в нижней части имеют люк или конус с углом наклона 45 градусов, упрощающий выгрузку в подземные хранилища. Полуприцеп-цистерна иногда делается с устройством для подъема передней части на угол до 40 градусов к горизонтали.

Для транспортировки зерна применяются следующие виды транспортных средств:

  • Бортовой. Это грузовой автомобиль, приспособленный для данного вида перевозок. У него наращенные борта, верх закрывается брезентом, на котором может быть специальный трос для пломбировки. Кузов должен быть сухим и чистым, без щелей, наличие посторонних запахов не допускается. При погрузке используется зерномет – несамоходный транспортер для сыпучих веществ. Выгрузка на элеваторах осуществляется с помощью подъемников, опрокидывающих автомобиль. Вес груза обычно до 20 т.
  • Бортовой автопоезд. Такой же автомобиль, но с прицепом. Количество груза, перевезенного за 1 рейс, возрастает до 33 т., что напрямую влияет на экономическую эффективность.
  • Самосвал. Характеристики практически те же, что и у бортового. Преимущество – возможность быстро разгрузиться в любом месте. Может работать с самосвальным прицепом.
  • Зерновоз. Представляет собой стальной или алюминиевый бункер или цистерну, установленный на шасси грузовика, прицепа или полуприцепа. Грузится через раздвижную крышу или верхний люк. Цистерна может быть оборудована системой самозагрузки, за счет создания в емкости разрежения воздуха. Выгрузка – с помощью компрессора или самотеком. В первом случае зерно может подаваться в хранилище, расположенное на высоте до 20 м. Для ускорения выгрузки, зерновозы оборудуют вибратором. Машины типа «хоппер» имеют в нижней части бункера конус, который упрощает высыпание зерна. Грузоподъемность зерновоза зависит от типа кузова и колеблется в пределах от 17 т до 35 т. Объем перевозимой продукции – от 20 до 90 куб.м.

Правила перевозки сыпучих грузов зерновозами
По доставке зерна нет особых специфических требований относительно поддержания определенной температуры и т.п. Только в том случае, если транспортировка осуществляется на большие расстояния, надо обеспечить вентиляцию.

Перевозимое зерно, во избежание порчи груза, не должно быть в состоянии самонагрева, с запахом затхлости, заражено плесенью или вредителями. Показатель влажности приводится к допустимым пределам. Нельзя смешивать сухое зерно с сырым. Зерновая масса должна быть однородной, без крупных включений или следов выделения растительного масла.

В автомобилях старого типа перед загрузкой необходимо проверить техническое состояние машины. В кузове следует:

- нарастить борта;

- уплотнить все соединения, чтобы не было щелей;

- закрепить брезент для накрытия груза.

Кузов должен быть сухим и чистым, без посторонних запахов. В кузовах зерновозов современных моделей груз надежно защищен от просыпания и влияния вредных факторов окружающий среды.

Доставка овощей

Перевозка овощей осуществляется, как обычными бортовыми автомобилями, так и специальными, которые могут обеспечить необходимый режим температуры и влажности. К таким относятся машины с изотермическими и рефрижераторными фургонами. Кузова первых герметичны, с утеплением из листов пенопласта. У вторых, кроме того, есть холодильный агрегат, поддерживающий заданные параметры.

Овощи во время перевозки портятся обычно потому, что не соблюдаются требования по температуре, влажности и вентиляции кузова. В большинстве случаев оптимальной считается температура от +4 до +6 град С. Если она опустится ниже допустимой, груз пострадает от переохлаждения. Основные признаки: неприятный запах и вкус, ускоренное гниение, замедление дозревания, потемнение мякоти, отслоение кожуры.

Относительная влажность воздуха внутри кузова зависит от температуры, потому что, чем теплее, тем интенсивнее идет процесс обезвоживания. Поэтому для того, чтобы овощи не портились из-за недостатка влаги, надо не только поддерживать ее необходимый уровень, но также следить за температурой воздуха и принимать к погрузке только правильно упакованные продукты. Вентиляция зависит от вида груза и герметичности кузова. В среднем на каждую тонну овощей должно приходиться от 1 до 2 куб. м. в час свежего воздуха.

В течение одного рейса в кузове автомобиля желательно перевозить овощи только одного вида. Если это не рентабельно, то можно организовать смешанный груз, пользуясь при этом некоторыми правилами совместимости. Для всех видов продуктов, помещенных в один кузов, должна полагаться одинаковая степень влажности. Одни овощи чувствительны к этилену, а другие его выделяют. Перевозить их совместно нельзя. По той же причине не рекомендуется грузить в один фургон овощи, которые легко впитывают посторонние запахи, вместе с сильно пахнущими.

Овощи относятся к скоропортящимся грузам, поэтому при их погрузке и транспортировке надо соблюдать правила, гарантирующие сохранение качества и товарного вида.

Рекомендации по перевозке скоропортящихся грузов
Во время приемки продукции для погрузки необходимо проверить ее качество, а в некоторых случаях – измерить температуру. Если она будет слишком высокой, то это может отрицательно сказаться на состоянии овощей к моменту их прибытия в конечный пункт. Следует обратить внимание на упаковочный материал. Он должен быть достаточно прочным, а также пропускать тепло от респирации. Укладку надо выполнять таким образом, чтобы не препятствовать вентиляции кузова. Расстояние от верха штабеля до потолка должно быть не менее 30 – 35 см. Между последним рядом мешков или ящиков и задним бортом не должно быть зазора.

Автомобиль обязан иметь санитарный паспорт, кузов должен быть чистым. Овощи грузятся только в таре. Перевозчик имеет право выборочной проверки состояния груза, за исключением овощей в герметичной таре. После перевозки рыбы и рыбных изделий, в этот же кузов можно грузить овощи только в герметичной упаковке.

Если грузоотправитель не указывает в документах максимальную продолжительность транспортировки, то такие грузы к доставке не принимаются. На междугородных линиях перевозчик должен привезти скоропортящийся груз в срок, исходя из расчета среднесуточного фактического пробега в 600 км.

Если по каким-либо причинам, возникшим в пути (поломка транспорта, появление признаков порчи груза) дальнейшая транспортировка невозможна, то перевозчик должен передать груз на реализацию в ближайшую торговую сеть. При этом составляется акт, который подписывают представители автотранспортной и торгующей организаций, а также Роспотребнадзора.

Рекомендации по перевозке овощей
Основными причинами порчи овощей при перевозке являются несоблюдение оптимального уровня температуры и влажности, отсутствие вентиляции.

Температура
В общем случае для перевозки овощей приемлемой считается температура воздуха внутри кузова +6?С. Переохлаждение наступает в том случае, когда груз был подвержен воздействию температуры, ниже минимально допустимого порога, но выше точки замерзания. Признаки порчи от переохлаждения:

- повреждение поверхности плода, в т.ч. отслоение кожуры;

- изменение цвета мякоти (потемнение);

- торможение процесса дозревания;

- ускоренное старение продуктов;

- усиленное гниение;

- появление неприятного вкуса и запаха.

Влажность
Потеря влаги во время транспортировки – одна из главных причин порчи овощей. Интенсивность процесса обезвоживания во многом зависит от структуры поверхности плода. Так, например, помидоры и лимоны хорошо защищены от потери влаги, а грибы, петрушка, латук – намного хуже. Для замедления процесса обезвоживания следует:
- правильно упаковать продукты;

- поддерживать оптимальную температуру воздуха;

- обеспечить необходимый уровень влажности.

В последнем случае необходимо учитывать, что выделение влаги зависит от разности давления водяных паров (ДВП) между воздушной средой и плодом. Поэтому показатель относительной влажности воздуха (ОВВ) надо корректировать с учетом температуры. Так, например, при ОВВ 90% разница в ДВП при 15?С будет в 2 раза больше, чем при 5?С. То есть, при высоких температурах потеря влаги намного выше.

Вентиляция
В кузове рефрижератора для перевозки овощей может быть два вида вентиляции:
- внутренняя, для нагнетания холодного воздуха и поддержания заданной температуры;

- внешняя, при которой свежий воздух подается для удаления газов, образовавшихся во время респирации (СО2 и этилен) и обеспечения овощей кислородом.

Требования по внешней вентиляции зависят от вида продуктов и степени герметичности кузова. В общем случае можно руководствоваться цифрой 1 – 2 куб.м. в час на каждую тонну груза.

Смешанный груз
Из коммерческих соображений, перевозка в машине только одного вида овощей не всегда выгодна. При формировании смешанного груза, желательно учитывать следующие положения:

- не рекомендуется совместная перевозка продуктов, требующих разного уровня относительной влажности, т.к. часть груза будет портиться быстрее;

- не желательно составлять сборный груз из товаров, легко набирающих посторонние запахи, и тех, которые их выделяют (среди последних – картофель, лук, чеснок и т.д.);

- продукты, чувствительные к этилену, не грузятся вместе с продуктами, которые выделяют этот газ, т.к. этилен ускоряет процесс созревания.

Доставка орехов

Для перевозки орехов применяются автофургоны. Хотя во многих случаях заказывается и бортовой транспорт, но это не идеальный вариант. Орехи упаковываются в легкие бочки, а также деревянные или картонные ящики. Если партия небольшая, то применяются тканевые и бумажные мешки. Поэтому закрытый кузов, все-таки предпочтительнее, поскольку он надежно сохраняет груз в любую погоду.

Во время транспортировки орехов, им не нужно создавать в кузове какие-то особые условия. Лишь при упаковке надо учитывать, что для плодов с тонкой скорлупой выбирается прочная тара. При подготовке емкостей, необходимо следить за тем, чтобы они были целыми, сухими и чистыми. Наличие следов повреждений насекомыми или посторонних запахов не допускается.

Перед отправкой орехи желательно просушить. Для этого они раскладываются в один-два слоя, в тени или на солнце. В первом случае – можно на сквозняке. Во втором придется контролировать температуру, столбик термометра не должен подниматься выше отметки + 30 град С. Подложка берется обязательно водопроницаемая, полиэтиленовая пленка не подходит. По поводу продолжительности сушки, есть разные рекомендации. В общем случае, надо придерживаться правила о том, что процесс должен проходить быстро, за несколько дней. Потому что, при долгой сушке качество ядра ухудшается.

Существует много разновидностей орехов: грецкие и кедровые, фундук, миндаль, арахис, пекан, кешью, бразильские, мексиканские, кокосовые… Орехи – это очень полезный продукт питания. В них содержится до 70% жира. В отличие от животных жиров, они не содержат холестерин. Зато имеют жирные кислоты. Белок, содержащийся в орехах, является полноценным заменителем животных белков. По калорийности грецкий орех превосходит даже такой питательный продукт, как шоколад, а по энергетической ценности – пшеничный хлеб высшего качества.

Классификация орехов
Не смотря на то, что в быту все вышеперечисленные продукты называются орехами, специалисты выделяют две основные группы: истинные и ложные. Первые отличаются от вторых тем, что к ним относятся плоды с одной толстой и твердой скорлупой, ядро к которой не прирастает. Это кешью (индийский орех), фундук (лесной орех) и кедровые орешки. Все остальные, а именно, грецкие орехи, арахис (земляной орех), фисташки, миндаль и другие, относятся к ложным.

Выбор орехов
Выбирая грецкие орехи, следует проверить их качество и целостность скорлупы – на ней не должно быть трещин и дыр. Хороший плод на вес довольно тяжелый, имеет скорлупу бежевого цвета, не пересушенную. Если его слегка потрясти, он не будет «греметь». У старых орехов желтоватый оттенок и неприятный запах. Орехи с плесенью, не зависимо от ее количества, в пищу употреблять нельзя, их надо выбрасывать. В них много афлатоксинов, которые могут стать причиной рака печени. Очищать плесень с ядра бесполезно, т.к. афлатоксины распадаются только после жесткой термообработки.

Хорошими считаются плоды удлиненной формы, с тонкой скорлупой. Но не слишком тонкой («бумажной») – такие плохо хранятся, на них быстро появляется плесень. У круглых плодов скорлупа более толстая и прочная, ядро меньше по размерам и часто плохо вынимается после раскалывания. На оболочке не должно быть темных пятен. Это свидетельствует о болезнях или о долгом хранении. Ядро на вкус не должно быть прогорклым, с плесневелым запахом.

Иногда орехи прокаливают, чтобы уничтожить личинки. Но такая обработка снижает полезную ценность ядра, поэтому рекомендуется только для плодов, предназначенных для длительного хранения.

Подготовка и транспортировка орехов
Орехи для сушки раскладывают в один слой, максимум – в два. В качестве подложки нельзя брать полиэтиленовую пленку и другие водонепроницаемые материалы. Сушить надо быстро, т.к. долгая сушка ухудшает качество ядра. Если на солнце, то при температуре не выше +30оС. Можно в тени, желательно на сквозняке.

После сушки орехи, предназначенные для реализации, должны иметь влажность 10%, для посева – 11-12%.

В качестве упаковки для орехов используются картонные или деревянные ящики, а также легкие бочки. Для партий весом от 20 до 50 кг можно использовать бумажные или тканевые мешки. Для плодов с тонкой скорлупой выбирается прочная тара. Емкости должны быть сухими, целыми, чистыми, без посторонних запахов и следов повреждений насекомыми.

Перевозка правильно упакованных орехов не требует создания для них особых условий. Общие требования по транспортировке те же, что и по доставке продуктов питания.

Доставка семян

Доставка семян, в зависимости от маршрута следования, может рассматриваться в двух вариантах:

  • ввоз/вывоз посевного материала на территорию/за пределы РФ;
  • перевозка грузов между субъектами Российской Федерации.

Транспортировка семян с пересечением границы РФ
Основным документом, регламентирующим транспортировку семян, является Федеральный закон № 99-Ф3 «О карантине растений» от 15 июля 2000 г., с изменениями и дополнениями. (Согласно терминологии этого документа, к растениям относятся также и семена. Подкарантинной продукцией считаются растения, семена, тара, упаковка и любые другие объекты, которые могут стать переносчиками вредных организмов).

Ст. 9 Закона гласит: «Ввоз на территорию Российской Федерации подкарантинной продукции разрешается, если на указанную продукцию имеются документы на ее ввоз, а также документы, удостоверяющие соответствие такой продукции требованиям международных договоров...

Ввоз на территорию Российской Федерации подкарантинной продукции… осуществляется в специально оборудованных … пунктах пропуска через Государственную границу».

В ст. 8 настоящего Закона сказано, что «Каждая партия подкарантинной продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации или вывозимой с территории Российской Федерации, сопровождается фитосанитарным сертификатом».

Возможность вывоза растений, саженцев и семян из России за границу зависит от конкретной страны. В государства ЕС – можно (без земли, в субстрате). В Австралию – запрещено. В США – разрешается, если без почвы, при наличии фитосертификата. В пределах территории ЕС почти все растения и семена можно перевозить без ограничений.

Семена, предназначенные для перевозки, могут быть, как в упаковке, так и насыпью. Если они затарены, то на упаковку обязательно наклеиваются этикетки установленной формы. Элитные и оригинальные семена разрешается транспортировать только в упаковке. Такое же требование предъявляется и к париям семян, которые были предварительно обработаны биологическими или химическими препаратами. В этом случае на тару крепятся надписи, в которых сообщается о возможных отрицательных последствиях для окружающей среды и людей, а также определяется порядок работы с такими семенами. Если груз перевозится насыпью, то на него оформляются все необходимые сопроводительные документы, с обязательным указанием происхождения семян, их качества и наименования сорта.

Кроме того, семена должны соответствовать нормативным положениям и техническим регламентам, действующим в семеноводстве. Ввозимые в страну семена проходят обязательный карантинный контроль, семенную и фитосанитарную экспертизу.

Транспортировка семян в пределах РФ
При доставке семян из одной области РФ в другую, также следует исходить из возможности занесения вредителей в регион, где они не имеют естественных врагов, а климатические условия способствуют их размножению. Поэтому лучше оформить необходимые документы в Россельхознадзоре. Если семена перевозятся в коммерческих целях, либо вывозятся из тех регионов, в которых объявлен карантин – получение разрешений и карантинных сертификатов становится обязательным.

Температурный режим
Семена необходимо перевозить в рефрижераторах или изотермических фургонах, способных обеспечить поддержание заданного температурного режима. Если данное требование не будет выполнено, то они могут потерять свои качества. При транспортировке семян и луковиц оптимальная температура окружающего воздуха колеблется в пределах от +4?С до +10?С.

Доставка фруктов

Фрукты относятся к скоропортящимся продуктам, поэтому нарушение правил их доставки приводит к порче груза и незапланированным потерям.

Для перевозки фруктов должен использоваться специализированный транспорт с закрытым кузовом, в котором может поддерживаться заданная температура. Если же время в пути (которое считается от начала погрузки до конца выгрузки) не превышает 6 часов, то можно задействовать неспециализированные бортовые автомобили (для всех фруктов, кроме бананов и ананасов). В этом случае кузов необходимо накрыть брезентом. Это защитит товар от пыли, грязи и атмосферных осадков и обеспечит хорошую вентиляцию.

Перед погрузкой необходимо убедиться в том, что транспортное средство исправно и отвечает требованиям санитарии. Кузов должен быть чистым, без посторонних запахов. Компания, отгружающая товар, обязана предоставить сопроводительные документы, в которых указывается максимальная продолжительность перевозки.

Фрукты на погрузку должны подаваться чистыми, целыми, упругими. На них не должно быть механических повреждений, пятен на кожуре и в мякоти, а также следов других болезней или заражения паразитами. Присутствие гнили и плесени исключается.

При доставке фруктов рефрижераторами или изотермическими фургонами, необходимо учитывать оптимальные условия их хранения, прежде всего, температуру и влажность окружающего воздуха. Если в одном кузове перевозится несколько видов груза, то следует также принимать во внимание выработку этилена и чувствительность к этому газу, т.к. его присутствие в атмосфере ускоряет процесс созревания. Ниже приводятся данные по условиям хранения, чувствительности к этилену и рекомендуемому максимальному уровню вентиляции для некоторых фруктов.

Для перевозки фруктов заказываются два вида транспортных средств. Если плановое время доставки, включая погрузочно-разгрузочные работы, составляет 6 часов или менее, то можно арендовать бортовую машину. Для защиты груза от дождя и дорожной пыли ее кузов сверху закрывается брезентом. Если больше 6 часов, а также для ананасов и бананов, не зависимо от времени, нанимается изотермический или рефрижераторный фургон. В противном случае, возникает большая вероятность незапланированных потерь, так как это скоропортящийся груз.

До начала погрузки надо проверить и подготовить ТС. Машина подается исправной, чтобы не было задержек в пути, фургон – без загрязнений и посторонних запахов. Летом его надо предварительно охладить, зимой – подогреть. В документах на груз обязательно пишется максимально допустимое время перевозки. Фрукты должны быть целыми, упругими, чистыми, без гнили и плесени, болезней, механических повреждений или заражения паразитами. Также важна одинаковая степень зрелости.

При погрузке в один кузов разных фруктов, надо подбирать их так, чтобы требовались одинаковые режимы по температуре и влажности воздуха. Нередко эти значения сильно отличаются. Так, например, для абрикос, груш, вишен, яблок Т = от 0 до +4 град С, Вл = 90-95%. Тогда как для авокадо и грейпфрутов Т = от +8 до +12 град С, Вл = 85-90%.

В период массового созревания арбузы, тыквы, дыни, яблоки и кабачки допускается перевозить навалом. Пол в этом случае застилается соломой с толщиной слоя минимум 10 см, брезентом, мешковиной или матами. По требованию отправителя, перевозчик наращивает высоту бортов до 140 см – это максимально допустимая высота погрузки арбузов. Дыни укладывают рядами, которых может быть не более пяти в высоту. На каждый ряд кладется сверху солома или другой подстилочный материал. Ряды должны быть плотными, без промежутков.

Доставка ягод и грибов

Ягоды относятся к скоропортящимся грузам, поэтому при их транспортировке необходимо соблюдать требования по перевозке товаров этой категории.

При доставке ягод надо поддерживать определенную температуру и влажность окружающего воздуха, поэтому лучше всего использовать рефрижераторы. При организации массовых перевозок заключается договор, разовые - выполняются по заказам. Для скоропортящихся грузов заказ подается не позднее, чем за одни сутки до начала погрузки. Если расстояние транспортировки составляет 500 км и более – за двое суток.

Кузов автомобиля должен отвечать санитарным требованиям: быть чистым, не иметь посторонних запахов и т.д. В грузовом отсеке рефрижератора не должно быть просветов, холодильная установка и запоры на дверях обязаны быть исправными. Если планируется доставка замороженных грузов, то кузов предварительно охлаждается до 0оС, а для быстрозамороженных – до – 10оС. Температура кузова к началу погрузки указывается в товарно-транспортной накладной.

Требования по доставке ягод
При подготовке ягод к транспортировке следует отобрать плоды, однородные по сорту и степени зрелости. Тара выбирается в зависимости от сорта. Она может быть жесткой (ящики, контейнеры, решета) или полужесткой (корзины, коробки, кузовки). Коробки и кузовки устанавливаются в сетчатые или деревянные контейнеры. Решета связываются в паки. Поскольку ягоды не обладают прочностью семечковых культур, для них надо выбирать тару небольшой вместимости: решета, корзины, ящики и др. Так будет лучше обеспечена их сохранность.

Вишни и черешни, а также малину и ежевику, предназначенные для дальних перевозок, срывают слегка недозрелыми. Смородину – в фазе технической зрелости, которая наступает за 10-14 дней до полной. Плоды в это время имеют слабую розовую окраску. Срок доставки смородины не должен быть больше 7 – 10 дней. Землянику собирают с плодоножкой и чашечкой, малину - без плодоножки, смородину любого сорта – целыми кистями либо отдельными ягодами.

Для перезревшей малины, земляники, ежевики и прочих, с особо нежными плодами, можно использовать бочки. Столовые сорта винограда укладывают в тару емкостью до 10 кг. При этом восковой налет стараются не смазывать. Для технических тара может быть более вместительной.

Крыжовник для транспортировки собирают за несколько дней до полной (потребительской) зрелости. При этом следует учитывать, что у многих сортов ягоды, после снятия с куста, плохо дозревают.

При перевозке мороженых ягод (клюква, брусника) в товарно-транспортной накладной обязательно отмечается, что груз предъявлен к транспортировке в указанном состоянии. Для лучшей сохранности ягод во время перевозки, следует обеспечить им оптимальные условия окружающей среды.

Грибы и ягоды – продукты не только вкусные, но еще и требующие специальных условий доставки, потому что относятся к группе скоропортящихся. Они могут быть в трех видах: свежие, замороженные и в консервах. Последний тип особого режима не требует, лишь бы во время движения банки не слишком перегревались и перемерзали. По первым двум – надо соблюдать определенные правила.

Правила перевозки ягод
Для доставки ягод заказывается рефрижератор. Кузов должен быть чистым, без посторонних запахов. Для замороженных продуктов его перед погрузкой охлаждают до 0 град С, для быстрозамороженных – до -10 град С.

Важное значение имеет подготовка и упаковка ягод. Плоды должны быть одного сорта и одинаковой степени зрелости. Так как ягоды мягкие, то для них берутся небольшие емкости, чтобы обеспечить сохранность. Вид тары зависит от сорта культур. Она бывает полужесткой (коробки, корзины) или жесткой (контейнеры, ящики).

Если планируется перевозка на большое расстояние, то ягоды срывают немного недозрелыми. По крыжовнику надо уточнять сорт – у некоторых видов ягоды, после того, как их сорвать, медленно дозревают. Перезревшие и мягкие клубнику, ежевику и другие можно возить в бочках. Виноград – в ящиках не более чем по 10 кг (для столовых сортов). Землянику рвут с чашечкой и плодоножкой, малину – без плодоножки.

При погрузке мороженой клюквы, брусники и других ягод в ТТН обязательно отмечается, что груз предъявлен в данном состоянии.

Правила перевозки грибов
Доставка грибов должна выполняться в максимально сжатые сроки, чтобы товар не испортился. В пути надо поддерживать заданный температурный режим и не допускать попадания на груз прямых солнечных лучей. Кроме того, важное значение имеет правильная расфасовка и санитарный контроль. Исходя из этих соображений, для транспортировки грибов заказывается изотермический или рефрижераторный фургон. При перевозке свежих грибов температура должна быть в диапазоне от 0 до +5 град С. Для замороженных – от -17 до -23 град С.