Автобус ЛиАЗ-4292 «Курсор» для небольших городов

Лиаз 4292 — автобус, выпускаемый с 2015 года и ориентированный не перевозку пассажиров в крупных городах. За шесть лет было произведено более двух тысяч машин, большая часть которых курсирует на территории Москвы и области. Автобус получил официальное имя «Курсор» и прозвище «кубик», обусловленное необычными габаритами. Ниже рассмотрим, в чем особенности транспорта, где он применяется, и каковы его технические характеристики.

Класс автобуса «Курсор», область применения

Со дня создания завода Лиаз и до 2014-го производитель не произвел ни одного автобуса среднего класса. До 1994-го выпускался Лиаз677, но он относился к технике большого класса. В 2015-м ситуация кардинально изменилась, когда было запущено серийное производство «Курсора». Первые две модели были выпущены в мае-июне 2015 года, а после успешного тестирования в конце года они сразу пошли в «серию».

Важно

Официально автобус Лиаз 4292— транспорт среднего класса, имеющий 9,5 м в длину, 2,5 м в ширину и 2,74 м в высоту. Расстояние между колесами составляет 4,5 м, а радиус разворота около 8,9 м.

Главное назначение транспортного средства — пассажирские перевозки в городах на маршрутах со средним или умеренным потоком пассажиров. В отдельную категорию входит пригородная версия автобуса Лиаз 4292, которая отличается меньшим количеством дверей / мест. В остальном все параметры идентичны с городской версией.

Технические характеристики Лиаз 4292

ЛиАЗ 4292

При изучении особенностей «Курсор» главный интерес представляют технические характеристики Лиаз 4292. К основным параметрам транспорта для перевозки пассажиров в условиях города стоит отнести:

Основные параметры Значения
Габариты (ДхШхВ), м 9,5х2,5х2,74
Число / ширина дверей, м 2х0,782  и 1х1,325
Высота потолка, м 2,15 - 2,28
Радиус разворота, м 8,9
Вес снаряженный / допустимый, т 9,02 / 14,4 
Нагрузка на переднюю / заднюю ось, т 5 / 9,4
Общее число мест 72-82
Объем бака для топлива, л 200
Колеса 265/70R, 19.5 дюймов
Колесная база, т 4,5

Двигатель

На автобусе Лиаз 4292 установлен 4-цилиндровый мотор ЯМЗ 53404, работающий на дизельном топливе, имеющий объем 4,43 литра и соответствующий классу Евро 5. Мощность двигателя при 2300 оборотах в минуту достигает 154 кВт, что в эквиваленте составляет 210 лошадиных сил. Максимальный момент — 780 Н*м/мин при оборотах в 1200-1600.

К особенностям ЯМЗ-53404 стоит отнести:

  • управление с помощью ЭБУ;
  • быстрая диагностика в случае необходимости;
  • жидкостная система охлаждения;
  • непосредственный впрыск;
  • интеркулер и турбонаддув;
  • множество датчиков высокой точности;
  • гарантия — 150 000 км пробега.

Двигатель Лиаз4292 работает в комплексе с датчиками контроля параметров работы ДВС, исполнительными устройствами системы подачи горючего, указателями на приборной панели, электронным блоком управления и интерфейсным блоком мотора.

Также в самом двигателе предусмотрено много контролирующих органов — датчики педали тормоза, положения коленвала, скорости, давления в газовых баллонах и т. д. Все это обеспечивает повышенную надежность силового агрегата и возможность быстрого выявления неисправностей. По экономичности двигатели этого семейства могут конкурировать с зарубежными аналогами, но по цене они на 20-30% экономнее.

При этом средний ресурс находится на уровне 700 000 км, что для автобусов считается хорошим показателем. Благодаря внедрению современных технологий, разработчикам удалось существенно снизить уровень вибраций / шума в задней части, если сравнивать с конкурентами от Камминз и Катерпиллар.

Трансмиссия и ходовая

На автобусах «Курсор» предусматривается два варианта АКПП:

ZF 6AP-1000B — 6-ступенатая коробка передач с блокировкой гидротрансформатора на каждой из скоростей. При этом гидротрансформатор применяется в качестве тормоза-замедлителя, встроенного в общую тормозную систему. В его функции входит повышение эффективности торможения, а также повышение ресурса колодок.
AllisonT2100 — еще одна 6-ступенчатая коробка, которая по характеристикам мало отличается от рассмотренного выше варианта.

Обе АКПП автобуса «Курсор» направляют запас мощности к заднему мосту, который комплектуется дифференциалом и помогает развивать транспорту скорость до 85 км/ч.

На высоком уровне продумана и ходовая часть автобуса. Так, передняя и задняя ось являются независимыми, оборудованными пневматическими подвесками с парой пневмабаллонов на передней и 4-мя на задней оси. Мягкость хода обеспечивается наличием стабилизаторов поперечной устойчивости, которые управляются с помощью электроники.

Тормозная система Лиаз 4292 является 2-контуорной с дисковыми тормозами «по кругу». Дополнительно предусмотрены системы АБС, ЕБС и АСР. Рулевое управление комплектуется гидравлическим усилителем, обеспечивающим легкость управления в загруженном городском потоке.

Цельнометаллический кузов

ЛиАЗ 4292

Лиаз 4292 — не только красивый, но и качественный городской автобус, изготовленный из цельнометаллического кузова вагонного типа. Маски сзади и спереди транспортного средства изготовлены с применением стеклопластика, а боковые части — из стали, оцинкованной с двух сторон.

Перед установкой они предварительно нагреваются, а потом привариваются к цельной конструкции. Такой подход позволяет получит ровный кузов, на котором отсутствуют вмятины или пузыри.

Дополнительный плюс «Курсора» — наличие арок из нержавеющей стали, что повышает срок службы транспортного средства с позиции коррозии кузова. При этом завод-изготовитель дает 12-летнюю гарантию на появление сквозной ржавчины.

Число дверей и пассажировместимость

С позиции количества дверей и вместительности предусмотрено несколько вариантов. Так, по числу дверей представлено два исполнения автобуса:

  • Городской. В нем предусмотрено две двери шириной 78,5 см и одна 132,5 см.
  • Пригородный. Здесь имеется только две дверцы на 78,5 и 132,5 см.

Что касается количества мест, здесь больше вариаций. Для городского автобуса доступны следующие варианты по вместимости:

  • 72 человека, из которых 23 кресла и одно место для инвалидов;
  • 79 пассажиров и 23 сиденья для пассажиров без мест для людей с ограниченными возможностями;
  • 75 мест, из которых 18 кресел и одно для инвалидов;
  • 82 пассажира и 18 сидячих мест (без кресел для инвалидов).

В случае с пригородной версией Лиаз 4292 варианта по пассажировместимости всего два:

  • 68 человек — 27 кресел и одно инвалидное;
  • 75 пассажиров — 27 мест для сидения без специального места.

Рабочее место водителя Лиаз 4292

Экстерьер и интерьер, а также рабочее место водителя сделаны с применением современных требований. Приборная панель приборов Лиаз 4292 имеет удобное расположение. В центральной части расположены приборы для контроля скорости, частоты вращения двигателя, температуры масла и других параметров. Немного правее установлены кнопки для управления дверьми и остальными системами. Также предусмотрен бортовой компьютер с цифровым дисплеем.

рабочее место водителя

Управление осуществляется с помощью удобного 4-спецевого рулевого колеса, за которым и предусмотрена рассмотренная выше приборная панель. Расположение всех элементов отлично продумано, а единственным недостатком, со слов водителей, можно выделить неудачную позицию ручки коробки передач. В процессе движения она всегда бьет в колено.

Дополнительны плюс — удобное кресло, в котором предусмотрена пневматическая подвеска для гашения колебаний. Имеется большой выбор регулировок под свои габариты. Также водителю доступно ряд дополнительных опций, которые упрощают процесс вождения и делают его более безопасным:

  • электронное управление подвеской;
  • видеорегистратор внешнего / внутреннего наблюдения;
  • поддержка систем ГЛОНАСС и GPS;
  • система тушения пожара;
  • аудиосистема;
  • тонированные окна;
  • противотуманки;
  • цифровой тахограф и многое другое.

Дополнительным плюсом является большое лобовое стекло, обеспечивающее отличную обзорность.

Комфорт в салоне автобуса

Немало внимания уделено комфорту внутри автобуса «Курсор». В частности, современный облик транспорту придают вклеенные стекла, обеспечивающие большую надежность и жесткость кузовной части. В салоне установлены сравнительно удобные кресла (зарубежные или местного производства), имеющие антивандальное исполнение. Панели изготовлены из пластика, повредить который крайне трудно, а вот обслуживать не составляет труда.

ЛиАЗ 4292

Низкий пол автобуса Лиаз 4292 обеспечивает удобство посадки / высадки пассажиров по всей длине. За комфорт поездки отвечает два вида вентиляции. Естественная представлена 4-мя форточками и 2-мя люками в потолке, а дополнительная — кондиционером с мощностью в 18 кВт. 

В холодное время года к работе подключается отопительная система, которая работает в комплексе с двигателем и отбирает от него часть тепла. Дополнительно установлен нагреватель жидкостного типа —SpherosТермо Е-200. 

Кроме рассмотренных выше преимуществ, стоит выделить и другие особенности салона «Курсора»:

  • тонированные стекла, предотвращающие доступ в салон ярких солнечных лучей;
  • электронные рейсоуказатели;
  • возможность перевозки все категорий пассажиров;
  • применение наклонной системы типа «книлинг».

По желанию и за дополнительную плату можно дополнить автобус и другими полезными опциями, но в таком случае стоимость транспортного средства изменится в большую сторону.Как вариант, можно установить световое электронное табло, автоинформатор, навигационный терминал, систему контроля давления в шинах и многое другое.

«Курсор» для пригородного сообщения комплектуется 2-точечными ремнями безопасности и сиденьями с перегородкой. При этом на передних креслах предусмотрены 3-точечные ремни. На городском транспорте установлена перегородка для водительской кабины, которая отделяет рабочее место водителя от пассажиров.

Цена автобуса

На российском рынке купить Лиаз 4292 можно по цене около 6,5 млн рублей. Стоимость машины зависит от типа, количества мест и заявленной комплектации автобуса. На вторичном рынке цена может быть существенно ниже — около 4-5 млн рублей. Но здесь необходимо смотреть на год выпуска, техническое и внешнее состояние транспортного средства.

Итог

Опыт эксплуатации показал, что цена Лиаз 4292 полностью оправданна. Это низкопольный, удобный для пассажиров транспорт с надежным кузовом и экономичным 4-цилиндровым двигателем. Электронное управление подвеской делает передвижение более комфортным, а вместимость до 75 человек позволяет использовать автобус в городах даже с плотным пассажиропотоком. Немаловажным плюсом является соответствие требованиям Евро5, богатая базовая комплектация и удобство обслуживания. 

Рейтинг: 15
Всего оценок: 5 Комментариев: 5 Просмотров: 1769
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 19-08-2021 / Обновлено: 20-08-2021
Поиск запроса "автобус лиаз-4292" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Владимир Герман 19.08.2021

ЛиАЗ-4292 - достаточно удачная модель автобуса, имеющая достойные характеристики при разумной цене. Произведенные две тысячи "Курсоров" - совсем не предел для этих "кубиков".

1
1
Ответить
Шамсутдин Аджиев Махачкала 23.08.2021

Данная модель очень удобная практичная Я рад что её завезли в наш город

0
0
Ответить
Сергей Волжский 25.08.2021

Место водителя никаким богатством отделки и удобством порадовать не может, судя по фото. В остальном вроде неплохо. В частности, 12 лет гарантии от сквозной коррозии даёт надежду, что через 5 лет автобусы не придётся менять на новые.

0
0
Ответить
Максим Москва 20.06.2022

Работаю на 4292 ЛИАЗе уже давно, знаю автобус как облупленный. Управлять им не трудно, руля слушается отлично, системы все работают без перебоев. Мотор на миллион пробега рассчитан, прямо как на японцах. Коробка переключает плавно, все же немецкая ZF установлена, качественная. По комфорту особых претензий нет, все просто и качественно. Отделка кабины водителя держится, сидение за несколько лет не продавилось, держит отлично.

0
0
Ответить
Валентин 30.09.2022

Самый надежный автобус, двигатель ЯМЗ простой и неприхотливый, но при этом тяговитый, заводится всегда в любую погоду. Ест любую соляру, может работать практически без масла, прост в ремонте. Тормоза схватываются быстро, ни разу не подвели. Обслуживаю во время, все ТО строго по регламенту.

1
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: