Легендарный грузовик ЗИЛ-157

История советского автомобилестроения знает немало легендарных автомобилей. Одним из таких, причем совершенно заслуженно, считается ЗИЛ-157. За три с небольшим десятка лет выпуска и намного более длительный срок эксплуатации машина получила множество прозвищ, включая такие своеобразные, как «Крокодил», «Мормон», «Бабай» или «Колун».

Характерной особенностью грузового автомобиля ЗИЛ-157 стала универсальность. Она выражалась в одинаково эффективном применении машины как в гражданских, так и военных целях. Учитывая легендарный статус и внушительную историю использования, имеет смысл рассмотреть историю создания, описание и технические характеристики ЗИЛ-157 более подробно.

История создания ЗИЛ-157

Автомобиль ЗИЛ-157 выпускался в течение 1958-1991 годов, то есть 33 года. Самые последние модификации модели в виде ЗИЛ-157КД производились еще несколько лет – до 1994-го. Общее количество сошедших с конвейера машин составило без малого восемьсот тысяч. До 1978 года изготовлением автомобиля занимался столичный Завод им. Лихачева, давший ему название. Затем эстафету производства грузовиков перехватил автомоторный завод из Новоуральска.

ЗИС-151

Изначально грузовой ЗИЛ-157 создавался для нужд Советской армии. Последняя всегда нуждалась в проходимых машинах с высокой грузоподъемностью. Во время Великой Отечественной войны проблему удалось частично решить за счет американского «Студебекера», поставленного из США в СССР в количестве около ста тысяч авто. Кстати, одно из прозвищ ЗИЛ-157 – «Ступа» - возникло из наименования грузовика из Америки.

Предшественником легендарной машины стал ЗИС-151, который был разработан под влиянием «Студебекера», но уступал ему по многим параметрам. Чтобы ликвидировать отставание и даже превзойти «американца», был создан ЗИЛ-157. Он несколько походил на ЗИС-151, например, имел такую же кабину.

ЗИЛ-157

Но набор технических характеристик сильно отличался в лучшую сторону. Сказанное справедливо и по отношению двух других ключевых показателей эффективности грузового автомобиля – проходимости и грузоподъемности.

Успех советских автомобилестроителей подтверждает любопытный факт. После появления ЗИЛ-157 на международной выставке в Брюсселе контракты на поставку новинки из СССР были заключены с целым рядом европейских государств.

Область использования автомобиля

Как было отмечено выше, изначально основным назначением грузовика стало военное.

Важно

Автомобиль активно применялся как для перевозки вооружений, так и транспортировки личного состава. Кроме того, шасси грузовика применялось для установки специфического военного оборудования, например, РСЗО или широко распространенных зенитных комплексов «Десна», обозначаемых как С-75.

Благодаря хорошей проходимости ЗИЛ-157 использовался для комплектования саперных подразделений. Модификация в виде седельного тягача применялась для транспортировки понтонов, которые предназначались для наведения мостов через водные преграды. Перевозка одного комплекта ППС, позволяющего быстро смонтировать переправу грузоподъемностью в пределах 100 тонн и длиной до 790 метров, производилась сразу на 480 грузовиках.

ЗИЛ-157

Некоторые разновидности автомобиля применялись в составе автопоездов, перевозивших различные типы ракетного вооружения. Еще одной областью применения ЗИЛ-157 стало использование в связке с транспортной машиной модели 9Т22, которая входила в состав гусеничного ЗРК «Куб» (2К12).

За годы выпуска грузовой автомобиль получил несколько модификаций. Некоторые из них позволили активно применять машину не только в военных, но и в гражданских целях. А потому заслуживают отдельного рассмотрения.

Гражданские и военные модификации

Некоторые из военных модификаций грузовика перечислены выше. Здесь же необходимо отметить основные этапы совершенствования и видоизменения машины, которые включают:

  • выпуск базовой модели ЗИЛ-157 в течение 1958-1961;
  • разработка и производство ЗИЛ-157К, запущенного в серию уже через три года после появления исходной версии – в 1961 году и выпускавшегося вплоть до 1978 года;
  • еще одна модернизация, результатом которой стала разработка ЗИЛ-157КД, которая производилась с 1978 по 1994 годы.

Отдельного упоминания заслуживают разные варианты комплектации грузового автомобиля, включая наиболее распространенные:

  • седельный тягач – обозначался во всех трех модификациях добавлением буквы В (например, ЗИЛ-175В для базовой версии);
  • тропический и экспортный варианты – соответственно, ЗИЛ-157Ю и ЗИЛ-157Э;
  • специальный вариант шасси, оснащенный двумя бензобаками емкостью по 150 литров каждый – ЗИЛ-157Е.

ЗИЛ-157

Приведенный перечень далеко не полон, что показывает активную работу советских автомобилестроителей над улучшением и разнообразием выпускаемой техники. Важно отметить еще одну широко применяемую модификацию легендарного грузовика. Речь идет о пожарных машинах, комплектация которых предусматривала установку на шасси ЗИЛ-157 разнообразного оборудования для пожаротушения.

Одна из самых популярных среди данного вида модификаций получила обозначение ПМЗ-27, которая стала базовой для множества различных моделей пожарных машин – применявшихся в течение длительного времени как в СССР, так и во множестве зарубежных стран.

Общее описание ЗИЛ-157

Как было отмечено ранее, внешний вид ЗИЛ-157 напоминал предшественника – ЗИС-151. Отличительными особенностями более поздней модели выступали:

  • уменьшенный радиус колесных дисков;
  • размещение запаски между лонжероном рамы и полом кузова;
  • несколько уменьшенная длина рамы;
  • установка системы регулирования давления в автомобильных шинах;
  • повышенная проходимость;
  • использование более современных материалов для изготовления.

Характерные конструктивные особенности и описание основных рабочих узлов и деталей машины требуется описать более подробно. И для каждого по отдельности.

Кабина

Кабина

Базовая модификация грузовика комплектуется трехместной кабиной, имеющей цельнометаллическую конструкцию. Доступ внутрь предоставляется посредством двух дверей, каждая оснащается опускающимися стеклами.

В кабине устанавливается сиденье водителя с регулировкой высоты, а также двухместный диван для пассажиров. Под диванной подушкой и за спинкой устроены ниши, предназначенные для размещения инвентаря и инструмента. Салон обшивался картоном.

Важным нововведением грузового автомобиля выступала система вентиляции и отопления. Она предусматривала установку электрического вентилятора. Для очистки ветровых стекол предназначен специальный очиститель, имеющий вакуумный привод.

Кузов

Стандартная модель ЗИЛ-157 предусматривает установку деревянной платформы с металлической оковкой для усиления.

Механизм открытия устанавливается только на задний борт (после 1975 года для некоторых моделей – еще и на боковые). Платформа оснащается местами для крепления специальных откидных лавок, вмещающих до 16 человек. Кузов комплектуется пятью дугами, предназначенными для монтажа тента из брезента.

Двигатель

Двигатель

Проходимость и высокая грузоподъемность автомобиля в значительной степени достигалась благодаря двигателю ЗИЛ-157. Силовой агрегат имел 6 цилиндров, карбюратор и систему жидкостного охлаждения. Машины, предназначенные для использования внутри СССР, комплектовались версией двигателя на 104 л. с.

Экспортный вариант автомобиля поставлялся с более мощной силовой установкой на 107 л. с. После 1978 года на грузовики некоторых модификация устанавливался усовершенствованный двигатель, мощность которого составила 110 л. с.

Трансмиссия

ЗИЛ-157 выделяется надежно работающей трансмиссией. Это достигается за счет сбалансированной конструкции, предусматривающей наличие следующих рабочих узлов и составных частей:

  • двухдисковое сцепление (сухой тип), которое с 1961 года заменено на однодисковое;
  • КПП с пятью передачами, причем последняя – пятая – с механизмом ускорения, а первая – без синхронизатора;
  • двухскоростная распределительная коробка с понижением частоты вращения валов;
  • карданный вал, установленный между раздаточной и основной коробкой;
  • три вала, оснащенные карданными шарнирами и предназначенные для привода редукторов;
  • еще один промежуточный вала, установленный между вторым и третьим мостами.

Характерной особенностью трансмиссии выступает возможность отключения переднего управляемого моста. Еще одной – отсутствие межосевого дифференциала. Допускалась дополнительная опция в виде коробки отбора мощностей, которая монтировалась на грузовой автомобиль по заказу покупателя.

Технические характеристики

ЗИЛ-157

Главной причиной популярности ЗИЛ-157 и получения грузовиком статусе легендарного стали отменные характеристики автомобиля. Перечислим основные из них для базовой модели:

Технические характеристики Значения
Колесная база, м 4, 22
Габаритные размеры (ДхШхВ), м 6,68х2.32х2,35 (для бортового исполнения)
Масса (снаряженная / полная), т 5,54 / 10,19
Нагрузка на переднюю / заднюю ось, т 2,7 / 7,42
Грузоподъемность (по твердому покрытию/по бездорожью), т 5 / 3
Предельный уклон, град. 28
Минимальный радиус разворота, м 11,2 / 12
Максимальная масса прицепа (по твердому покрытию/по мягкому грунту), т 5 / 3,5
Клиренс, см 26
Максимальная скорость (для разных модификаций), км/ч от 55 до 80
Расход топлива (для разных модификаций), л / 100 км  40 - 47

 

Приведенные цифры варьировались в достаточно серьезных пределах – в зависимости от модификации и варианта исполнения.

Поэтому не стоит воспринимать их как нечто обязательное. Но даже беглый анализ показателей позволяет понять, насколько эффективным был грузовой автомобиль для своего времени. Именно поэтому он выпускался в течение длительного времени, во множестве вариаций и самых разных комплектациях.

Итог

ЗИЛ-157 заслуженно считается одним из самых известных грузовых автомобилей советского автопрома. Причины его популярности кроются в отменных технических характеристиках, которые дополняются хорошей проходимостью и серьезной грузоподъемностью. Бонусом становится универсальность грузовика, который активно использовался как для военных, так и гражданских нужд.

ЗИЛ-157

Сегодня купить ЗИЛ-157 достаточно проблематично, что вполне логично, если учесть, что серийный выпуск автомобиля был завершен в далеком 1991 году. Еще три года продолжалась сборка последних модификаций машины.

Именно поэтому в интернете можно встретить объявления о продаже ЗИЛ-157 с консервации - только такой вариант хранения способен обеспечить работоспособность легендарного грузовика. Стоимость машины определяется строго индивидуально и зависит от множества факторов, включая модификацию, сохранность, внешний вид и т.д.

Рейтинг: 13
Всего оценок: 4 Комментариев: 3 Просмотров: 1029
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 28-03-2022 / Обновлено: 05-02-2023
Поиск запроса "грузовик зил-157" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Сергей Волжский 29.03.2022

Сейчас такой только отчаянные фанаты захотят купить, наверное. Расход топлива огромный, гидроусилителя руля нет. А если после покупки модернизировать, то это уже будет не совсем ЗИЛ 157.

0
0
Ответить
Николай Астрахань 29.03.2022

Наездился в своё время на ЗИЛе 157 с КУНГом. Комфортабельности никакой, при жаре в кабине просто плавишься, но машина не капризная и проходимость у неё потрясающая.

0
0
Ответить
Снежана Санкт-Петербург 19.07.2023

Такой автомобиль я не застала, только в фильмах про войну эти ЗИЛы и видела. Хотя, глядя на предпоследнее фото, возникают какие-то ассоциации. Может, я  и видела эти автомобили в далёком детстве. Вот пожарные машины такого типа я точно помню, видела их в девяностые, когда была совсем маленькой.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: