АКПП. Некоторые особенности эксплуатации. Буксировка

Автоматические коробки переключения передач экономят ресурсы трансмиссии. Благодаря им, увеличивается продолжительность работы узлов. Как следствие, затраты на эксплуатацию и ремонт машины сокращаются, периоды простоев минимизируются. Падает потребление топлива, движок «мотает» без перегрузок, шофер не отвлекается на выжимание сцепления и переключение передач. Очень полезны автоматы для начинающих водителей – с ними поездки становятся более безопасными, снижается риск аварийности. По сути, действует лишь одна нога, внимание «внизу» направлено только на педали газа и тормоза.

По указанным причинам, АКПП ставят не только на легковушки и минивэны. Сегодня вполне реально увидеть автомат на цельнометаллическом фургоне (Mercedes Sprinter) и даже на грузовом автомобиле (MAN, DAF). Аналогичным узлом оборудованы большие автобусы, работающие на городских маршрутах.

Некоторые особенности эксплуатации машин с АКПП

Любое явление имеет две стороны, хорошую и плохую. При всех достоинствах автомата, надо уметь эксплуатировать машину, оборудованную АКПП с гидротрансформатором. Особенно – быть в курсе того, чего делать не рекомендуется:

  • При движении по городским улицам, когда приходится часто останавливаться и затем снова трогаться с места, не желательно переводить рычаг в положение N (нейтральное) из положения D (драйв). Если так поступить, в гидроблоке будет резко меняться давление, что станет причиной повышенного износа.
  • Когда селектор АКПП переводится в положение Р (паркинг), то следует затянуть стояночный тормоз. Особенно важно это делать в случаях, когда машина стоит под уклоном. Если не выполнить данное требование, то в любой момент может оборваться фиксатор шестерни. Автомобиль покатится, со всеми неприятными последствиями.
  • Не рекомендуется трогаться с места на авто с АКПП сразу после запуска мотора. Пусть прогреется. Правило особенно важно зимой, для моделей без автозапуска и т.п.
  • При необходимости переключиться с драйва на задний ход и наоборот, надо дождаться, пока машина полностью остановится. Иначе ресурс фрикционов и гидроблока будет сокращаться.
  • Не следует пренебрегать возможностью переключать режимы (3, 2, L и др.). В потоке машин на городской улице скорости обычно небольшие, не превышающие 40-50 км / час. В таких условиях не желательно, чтобы автоматическая коробка перескакивала на более высокую передачу. И сильно меняла при этом передаточное число. Если не пользоваться режимами переключения, АКПП перегреется, ресурс ее сократится, станут усиленно изнашиваться фрикционы.

Перечень рекомендаций по работе с АКПП можно продолжить. Но это – тема для отдельной статьи.

Буксировка машин с АКПП

Читайте также: АКПП — устройство и принцип работы, как пользоваться коробкой-автомат

Одним из важных моментов эксплуатации транспорта с автоматической коробкой переключения передач является буксировка. Часто перед водителями, особенно новичками, возникает вопрос – можно ли тащить на тросе авто, оборудованное АКПП? Либо использовать подобную технику в качестве тягача? Если нет – то почему? А, если да, то как именно?

Буксировка неисправной машины с АКПП

Когда автомобиль с автоматом не может двигаться самостоятельно, то организовать его буксировку можно лишь после того, как будет изучен соответствующий раздел руководства пользователя (мануала). Там должно быть написано, можно ли это делать в принципе и, если да, то как. Не редко бывает, что подобный способ доставки категорически запрещен. В таких случаях, остается лишь один выход – транспортировать поломавшуюся машину на станцию техобслуживания при помощи эвакуатора.

Если же буксировка допускается, то надо помнить, что в данном случае существуют некоторые ограничения. После того, как на авто с АКПП запускается мотор, включается в работу система принудительной подачи масла. Жидкость АТФ нагнетается под давлением ко всем трущимся поверхностям. Если же движок заглушен, как это часто бывает на буксируемых машинах, то механизмы начнут работать без смазки. В «сухом» режиме износ деталей окажется намного больше. Поэтому, если во время буксировки нельзя запустить двигатель, то:

  • Скорость перемещения тягача с неисправным авто на прицепе не должна превышать 50 км/час.
  • Расстояние буксировки – не более 40 км. В городских условиях этого почти всегда достаточно, чтобы добраться до ближайшей СТО.

Если возможна буксировка с работающим мотором, то ограничение по дистанции снимается, т.к. начнет работать масляный насос. Это значит, что в автоматической коробке будет постоянно поддерживаться необходимое давление масла. А также – что тормозная система и гидроусилитель руля снова станут полнофункциональными. Поэтому «пострадавшего» можно тащить достаточно долго и далеко. Единственный запрет связан с тем, что могут быть неисправности в самом автомате, из-за которых авто не способно ехать самостоятельно. Тогда мотор заводить не рекомендуется, т.к. неисправность может только усугубиться.

Не зависимо от того, заведен двигатель на буксируемом автомобиле или нет, при движении рычаг коробки должен стоять на нейтрали. Если мотор не работает, то, чтобы передвинуть ручку селектора на N, нажимают специальную разблокировочную кнопку.

Можно ли использовать авто с АКПП в качестве тягача?

Обратные ситуации, когда машина с автоматом должна тащить на буксире неисправный автомобиль, тоже возникают довольно часто. Можно ли это делать? Да. Только следует помнить, что АКПП не любит перегревов и перегрузок.

Фактически, буксировка другой машины – это то же самое, что езда с прицепом, или когда ТС сильно груженое. Поэтому, если возникает такая необходимость, надо выполнять следующие рекомендации:

  • Машина с АКПП, которую используют в качестве тягача, обязана ехать на малой скорости. Так можно избежать перегрева гидротрансформатора.
  • Разгон – только плавный. Никаких резких ускорений. Режим «кик-даун» при буксировке лучше не использовать. Если имеется функция «овердрайв», то ее лучше отключить, чтобы АКПП не перескакивала на повышенные передачи.

В основе приведенных советов лежит тот факт, что гидротрансформатор, передающий момент вращения от мотора на коробку, в процессе буксировки сильно нагружается. То же самое – когда машина пробуксовывает. Гидротрансформаторная жидкость ATF перегревается, с ухудшением параметров. Как следствие – коробка «барахлит», давление падает, проскальзывают и горят фрикционы, пыль и мелкие частицы от износа деталей загрязняют внутреннюю полость и т.п.

Заключение

Из сказанного выше, можно сделать следующие выводы. Во-первых, перед буксировкой надо обязательно прочитать, что по данному поводу говорит руководство. Т.к. не всегда это разрешается. Во-вторых, если можно – то надо поставить рычаг на нейтраль и двигаться, соблюдая определенные правила и ограничения.

Рейтинг: 18
Всего оценок: 7 Комментариев: 4 Просмотров: 1162
Автор статьи: Владимир Крюков / Дата публикации: 06-08-2020 / Обновлено: 25-03-2021
Поиск запроса "машины с акпп" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Валентин Омск 22.08.2020

Езжу на механике более 5 лет, не давно прокатнулся на машине друга на АКПП,понравилось. Были сомнения по поводу эксплуатации,так как машину собираюсь приобрести подержанную. Большинство сомнений отпали.

0
0
Ответить
Роберт Мурманск 11.05.2021

Все хорошо и удобно для легковых ТС, на самосвальной технике АКПП не реально, заезды на стройки и карьеры будут возможны лишь в сухую погоду. Знакомый эксплуатировал тягач Ивеко на АКПП, зимой постоянно жаловался.

0
0
Ответить
Бек Москва 08.07.2023

Забыл ещё планетарные коробки как на гибридах они имеют свой вид устройства, а так же приселективные автоматы которые сочетают в себе два вида базовой работы трансмиссий, а именно Субару использует вариатор с передачей крутящего момента через гидро-трансформатор и ваги роботы которые передают момент тоже через трансформатор.

0
0
Ответить
Никита Балаково 08.07.2023

Как только исполнилось 18 вообще не слазил с жигулей. Привык настолько к механике, что спустя несколько лет, когда купил иномарку с автоматической коробкой передач было не то, чтобы непривычно, а скорее дискомфортно. Так в итоге и не могу привыкнуть, душа лежит к обычной коробке)) 

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: