АКПП — устройство и принцип работы, как пользоваться коробкой-автомат
АКПП— коробка передач, обеспечивающая автоматическое переключение передаточного числа без участия водителя. В отличие от «механики» менять положение рукоятки КПП не нужно, поэтому и в педали сцепления также нет необходимости. Такие устройства бывают нескольких видов: вариатор, «робот» и классическая АКПП. Они отличаются по конструкции и принципу действия. При этом режимы работы, правила пользования, а также плюсы и минусы очень похожи.
Оглавление
Что такое АКПП, история создания
Читайте также: Гидромуфта - принцип работы
Коробка-автомат представляет собой автоматическую трансмиссию, работающую без участия водителя и самостоятельно определяющую необходимое передаточное число с учетом текущей скорости движения и иных факторов.
Официально разработчиком АКПП является Оскар Бэнкер, но реальное имя изобретателя —Асатур Сарафян. В течение восьми лет он боролся с крупными компаниями за право называться автором разработки, и в итоге ему удалось зарегистрировать патент. Официально это произошло в 1935-м, а впервые коробка-автомат появилась на машинах Дженерал Моторз.
Отметим, что сама идея создания автоматической коробки передач возникла и частично была реализована намного ранее — еще в начале 20-го века. Идея принадлежит немецкому инженеру Г. Феттингеру, а сама трансмиссия применялась только при строительстве судов. Спустя два года бостонские братья Стартевенты представили свой вариант АКПП, представляющей собой более совершенную механическую трансмиссию.
В дальнейшем коробка-автомат неоднократно дорабатывалась, а наибольшие изменения были внесены компанией GM. Впоследствии появились новые и более совершенные разработки от других компаний, было увеличено количество скоростей, усовершенствован механизм работы.
Устройство коробки-автомат
Читайте также: АКПП. Некоторые особенности эксплуатации. Буксировка
Конструктивно разные виды АКПП немного отличаются, но в целом они состоят из следующих элементов:
- Гидравлический трансформатор (аналог сцепления в «механике»). Имеет вид корпуса, заполненного рабочей ATF-жидкостью. Выполняет функцию передачи вращения от мотора к КПП. Конструктивно состоит из ряда колес (насосных, турбинных, реакторных), муфт блокировки / свободного хода.
- Планетарный механизм. Представляет собой редуктор, обеспечивающий переключение скоростей в коробке-автомат путем изменения передаточного числа на шестеренках. Является аналогом блока шестерней в «механике».
- Гидросистема. В эту группу входит масляная помпа, фильтрующий элемент, толкатели и плита-гидрораспределитель. ATF в АКПП применяется для преобразования момента мотора, создания рабочего давления и защиты элементов коробки-автомат от чрезмерного нагрева и появления ржавчины.
- Блок управления. В задачу узла входит управление коробкой передач автомат, благодаря получению информацию от датчиков, педалей, систем АБС / ЕСП, ручки АКПП и т. д. В случае поломки блока управления узел работает в аварийном режиме.
Коробка-вариатор отличается от АКПП отсутствием фиксированных передач. Изменение скоростного режима происходит, благодаря конусообразным шкивам, расположенным на входе и выходе. Перемещение узлов обеспечивается за счет ременного соединения. Движение задним ходом осуществляется за счет планетарной передачи.
ВажноКоробка-робот имеет много общего с «механикой». Здесь предусмотрено пара сцеплений, а соединение РКПП обеспечивается через первичный вал.
Входные и выходные валы объединяются с помощью колес зубчатого типа, а переключение обеспечивается с помощью синхронизатора. При этом роботизированной коробкой управляет специальный блок, но управление может быть передано и самому водителю.
Сравнение с механикой
Читайте также: Что такое вариатор (CVT)
С развитием технического прогресса автоматические КПП постепенно вытесняют устаревшую «механику». Такой переход позитивно сказывается на поведении двигателя и скорости машины. Водителю не нужно постоянно следить за положением ручки КПП, он может больше сконцентрироваться на других вещах при езде по городу. В отличие от «механики» в машинах с коробкой-автомат не нужно постоянно дергать ручку и следить з скоростью.
При сравнении двух видов КПП можно выделить следующие критерии:
- Удобство управления. Здесь выигрывает коробка-автомат, ведь она самостоятельно переключает передачи и следит за режимом. Водителю остается только вращать руль и регулировать скоростной режим с помощью педали газа.
- Экономичность. На данном этапе расход на МКПП ниже, чем в коробке-автомат, но с каждым годом эта разница все меньше. В среднем АКПП потребляет на 10-15% больше «механики». При этом многое зависит от объема двигателя.
- Индивидуальность вождения. На механической коробке передач водитель сам выбирает, когда ему переключать скорость и контролирует езду. В коробках-автомат это делает блок управления. Исключением являются некоторые трансмиссии, в которых можно менять скорость с помощью специальных лепестков.
- Цена обслуживания. Ремонт АКПП обходится дороже, что особенно актуально при необходимости замены какого-то элемента.
- Эксплуатация. В автомобилях с коробкой-автомат необходимо учитывать много особенностей. К примеру, с ними опасно буксовать и нельзя заводить с толкача. Также имеют место ограничения по эксплуатации прицепа.
В последние годы производители научились делать качественные коробки передач, которые редко ломаются. Если своевременно менять и соблюдать определенные требования эксплуатации, устройство долго выхаживает без ремонта.
Типы АКПП и их различие
На рынке представлены автомобили с тремя основными видами коробок-автомат, имеющими конструктивные отличия.
Кратко рассмотрим их особенности:
- Классическая АКПП (гидротрансформатор). Один из наиболее востребованных вариантов трансмиссии, который устанавливается на многих новых автомобилях. В состав такого изделия входит редуктор, гидротрансформатор и система управления. Подобные коробки активно применяются на легковых и грузовых машинах. Они не рекомендуются новичкам, ведь перестроиться на них после «механики» крайне сложно.
- Роботизированная КПП. Более современный вариант автоматической трансмиссии. Здесь скорости переключаются за счет связи электрических элементов, управляемых блоком управления. Главной особенностью такой «коробки» является наличие сцепления в кожухе.
- Вариатор. Главным отличием такого «автомата» является отсутствие ступеней, а изменение скорости происходит с максимальной плавностью (без малейших рывков). Такая конструкция способствует снижению расхода горючего и улучшению динамики. Конструктивно вариаторы могут работать на ремне, тороиде или цепи.
В отдельную категорию также входят DSG, представляющие собой роботизированные АКПП. Здесь 1-я и 2-я скорость включаются автоматически при отключенном сцеплении. Также имеются многовальные КПП прямого переключения, предусмотренные в большей части на спортивных машинах.
Принцип работы
Читайте также: Коробки передач грузовых автомобилей
Выбирая автомобили с автоматической коробкой передач, необходимо понимать особенности каждого из механизмов.
Классическая автоматическая коробка передач
Такая АКПП начинает работать вместе с двигателем и запускается с маслонасосом, создающим необходимое давление в полости коробки-автомат. Как только масло поступает внутрь механизма, происходит раскручивание гидравлического трансформатора до скорости коленчатого вала.
При нажатии на акселератор и переключении ручки масло направляется к турбине и обеспечивает ее вращение, а после этого смазка возвращается к насосному колесу и ускоряет его. Во избежание перегрева масло проходит через радиатор АКПП и охлаждается. Основную функцию берет на себя блок управления, определяющий скорость транспортного средства и нагрузку на мотор по данным с датчиков.
Полученные сведения обрабатываются и дальше передаются в гидравлический блок для изменения передачи. В некоторых АКПП доступен ручной режим (типтроник, аутостик), позволяющий давать команды на переключение вручную.
Роботизированная КПП
Коробка-«робот» имеет много общего с механической КПП с той разницей, что функцию управления берет на себя электроника машины. Главной особенностью является наличие пары сцеплений, что обеспечивает быстрое переключение скорости без потери мощности мотора.
Как и в случае с МКПП, переключение передач происходит с помощью синхронизатора.
Разница в том, что в РКПП управляющую функцию берут на себя гидроцилиндры. К слову, сцепление также работает на гидравлическом принципе. Конструктивно коробку-«робот» представляет собой пару КПП с четными / нечетными скоростями, работающими по командам мехатроники.
Вариатор
С недавнего времени на авто многих производителей произошла замена АКПП на более продвинутый вариатор. Его принцип действия построен на изменении диаметра ведущего / ведомого валов с помощью соединяющего их ремня или цепи.
Указанные элементы имеют коническую форму и для корректировки скорости они перемещаются, что приводит к увеличению / уменьшению диаметра и, соответственно, изменению скоростного режима. Функцию смазки и отвода тепла берет на себя масло в АКПП, но его состав немного отличается.
Режимы работы
После покупки автомобиля с автоматической коробкой передач необходимо разобраться с правилами применения механизма. Процесс управления происходит через ручку, каждое положение которой предусматривает определенный режим работы. Количество таких позиций может меняться в зависимости от вида коробки-передач, модели автомобиля и других особенностей.
Основные режимы:
- Р — парковка, «ручник». В этом положение ведущие колеса заблокированы.
- N — нейтральное положение. Вал и колеса разблокированы, но они не связаны с мотором. Режим применяется для перемещения автомобиля, к примеру, к месту ремонта.
- R — движение задним ходом. Для включения необходимо остановиться и нажать на тормоз.
- D — классический режим Drive, подразумевающий обычное перемещение авто.
- L — пониженная скорость / блокировка дифференциала.
- М — переход на самостоятельное переключение скоростей с помощью специальных кнопок (подрулевых лепестков).
- 2 — передача не больше 2-й.
- 3 — передача не больше 3-й.
- OD — режим овердрайва, необходимый для резкого набора скорости.
- W — устанавливается при поездках зимой в условиях плохой дороги. В таком случае движение начинается со 2-й скорости.
- S / PWR — спорт-режим для активной езды на максимальных оборотах.
Перевод в ручной режим рекомендуется при подъеме / спуске с горы, при движении по плохой дороге, при продолжительном обгоне и прохождении крутых виражей.
Как пользоваться автоматической коробкой передач
От правильности эксплуатации коробки-автомат зависит ее срок службы и способность выполнять возложенную задачу. Учтите, что в случае серьезной поломки ремонт может быть нецелесообразен, и тогда нужно будет купить АКПП, а это большие расходы.
Базовые правила эксплуатации:
- Поставьте ручку в положение «Р». Если этого не сделать, машина не заведется.
- Нажмите тормоз.
- Поверните ключ в замке зажигания. В некоторых моделях это необходимо для разблокировки коробки-автомат.
- Запустите двигатель.
- Прогрейте коробку-передач, если эксплуатация происходит зимой. Переведите ручку во все положения, делая небольшую паузу в каждой из позиций.
- Поставьте ручку в позицию «D».
- Плавно отпускайте тормоз для начала движения.
- Жмите на газ. Учтите, что от активности нажатия зависит активность разгона. Зимой первые 10 км желательно соблюдать небольшой скоростной режим (около 20 км /ч).
Если нужно остановить машину, отпустите газ и жмите на тормоз, а для выхода из авто переместите переключатель в позицию «Р». Применение нейтрали в пробках не рекомендуется из-за риска повреждения механизма. Помните, что цена АКПП высокая, поэтому лучше поберечь механизм и использовать режим Drive, а останавливаться тормозом.
Чего категорически делать нельзя
В процессе эксплуатации машины с коробкой-автомат имеется ряд вещей, которые категорически нельзя делать.
В случае с АКПП запрещено:
- Ехать при положении ручки в положении «Р».
- Спускаться с горки на нейтрали.
- Заводить авто с толкача, ведь в таком случае АКПП прослужит вдвое меньше.
- Ставить режимы «Р» и «N» при долгом простое.
- Активировать задний вход без полной остановки.
- Включать Drive при продолжении движения задним ходом.
- Переключать ручку в позицию «Р» до срабатывания ручника.
- Буксировать другую машину, имеющую больший вес.
- Использовать нейтраль при обычном движении.
- Ставить режим «P» на пригорке. Лучше использовать ручник, а уже после ставить «Паркинг». Для начала движения тормоз нужно отпустить, снять ручник, а уже после перейти в Drive.
Следование указанным выше советам позволяет продлить срок службы дорогостоящего механизма и избежать необходимости его преждевременного ремонта.
Плюсы и минусы автоматических КПП
Закажите спецтехнику на нашем сайте: Аренда спецтехники в России
При покупке машины с коробкой-автомат необходимо проанализировать все слабые и сильные места такого механизма. После этого можно принимать решение — покупать с машину с АКПП или оставаться на «механике».
Преимущества:
- удобство и комфорт эксплуатации, ведь не нужно переключать скорости вручную;
- высокая надежность, если своевременно менять масло и фильтр АКПП;
- легкость начала движения;
- гарантия безопасности;
- высокий коэффициент полезного действия;
- повышенная проходимость;
- отсутствие третьей педали сцепления.
Недостатки:
- увеличенный расход горючего в сравнении с «механикой»;
- более высокая стоимость обслуживания;
- невозможность быстро разогнаться, когда это нужно (решается включением спортивного режима);
- нельзя завести с «толкача»;
- быстрый выход из строя при несоблюдении правил эксплуатации;
- ограничения на буксировку прицепных устройств.
Как видно, у АКПП имеются преимущества и недостатки, которые нужно учесть при выборе. С развитием технологий производители делают все возможное, чтобы нивелировать разницу между «автоматом» и «механикой». К примеру, потребление горючего на трассе почти идентично, а слабая динамика при резком разгоне легко компенсируется включением спортивного режима (активируется автоматически при резком нажатии на газ). Кроме того, снижается и стоимость обслуживания коробок-автомат, требующих всего лишь периодического осмотра, замены фильтров и масла.
- АКПП — устройство и принцип работы, как пользоваться коробкой-автомат
- Расходы на АКПП Allison избавляют руководство компании Kankyo Gijutsu Co. Ltd. от необходимости переобучения персонала
- Пикап Ford Bronco
- Volvo FL 240 для городского бизнеса
- Автобусы Otokar Navigo
Для городского движения автоматическая коробка передач просто чудо в сравнении с классикой механикой, постоянные остановки и старты движения на перекрёстках и пешеходах требуют с ней минимум усилий, что очень удобно.
Уже 5 лет как я перешел на коробку-автомат, и уже вряд ли вернусь на «механику». Привыкал где-то 3-4 месяца, а сейчас меня не заставишь пересесть на авто с ручкой. Все-таки в условиях города АКПП — реальное спасение.
За свою жизнь ездил на всех видах коробок-автомат, но больше всего нравится вариатор. Плавный набор скорости, отсутствие рывков, неплохая динамика и экономия топлива. Сейчас катаюсь на Лансере 10 с вариатором и не нарадуюсь.
А оказывается все намного проще, чем я себе думал. Друг постоянно говорит возьми мою машину, мол раз твоя в ремонте, а я вечно морожусь. На самом деле не зная что и как работает на автомате. Теперь буду летать, спасибо за толковое разъяснение. Пожалуй посмотрю о чем Вы еще тут пишете.
Можно ли спускаться с горы в положении М
Когда речь заходит об автомобилях с автоматической коробкой передач, я всегда вспоминаю, как моя первая машина была с механической КПП, и как я тогда мечтал об «автомате». Сейчас, изучая эволюцию автоматических коробок передач, я понимаю, насколько далеко мы продвинулись. АКПП — это не просто удобство, это настоящий прорыв в автомобильной индустрии. Статья подробно объясняет все нюансы и типы АКПП, и это здорово, потому что многие люди до сих пор путают классическую АКПП с роботизированной или вариатором. Интересно, что каждый тип коробки имеет свои особенности и принципы работы, и они действительно могут изменять характер автомобиля. Например, вариатор, благодаря своей плавности, делает поездку более комфортной, что я заметил, когда впервые сел за руль автомобиля с такой трансмиссией. Понравилось, как статья подчеркивает важность правильной эксплуатации: многие забывают, что ошибки при использовании АКПП могут привести к дорогостоящему ремонту. Я бы добавил, что выбор между механикой и автоматом зависит от стиля вождения и привычек, но с учетом современных технологий, автомат становится все более привлекательным. Особенно радует, что производители стремятся снизить расход топлива и стоимость обслуживания, что было основными недостатками автоматов раньше. В общем, если вы все еще сомневаетесь, стоит ли переходить на АКПП, эта статья может помочь принять взвешенное решение, учитывая все плюсы и минусы.
Интересно было узнать, что изобретателем АКПП является Оскар Бэнкер, а не кто-то из современных инженеров. История создания добавляет уважения к этой технологии. Лично для меня было открытием, что изначально автоматические трансмиссии применялись на судах. Удивительно, как далеко шагнул прогресс!
Сравнение автоматической коробки передач с механикой всегда вызывает много споров среди автолюбителей. Как человек, который долго ездил на механике, могу сказать, что автомат действительно удобнее в городских условиях. Хотя расход топлива на автомате выше, комфорт и безопасность стоят того.