Под маркой Krupp

История Krupp, гиганта немецкой машиностроительной отрасли, известна немногим. Компания, учрежденная в начале 19 века, начинала с производства паровых котлов, далее переключилась на пароходы, затем испытала свои силы в паровозостроении и в изготовлении рельс для строительства железных дорог.

Позже с ее конвейера сходили даже вагонные колеса, которые, в сущности, и стали символом бренда. Однако гражданская продукция этого концерна получила не столь широкое распространение, как техника, выпускаемая для восполнения нужд военных.

Пушки Круппа – вот что обрело всемирную славуи положило начало производству тяжелого вооружения, сыгравшего важную роль во время Первой и Второй мировых войн. О том, что представляет собой компания, об истории ее возникновения и самой известной продукции пойдет речь в нашем сегодняшнем материале.

Появление автопроизводителя Krupp

По состоянию на сегодняшний день Fríedrich Krupp AG является крупнейшим в Германии промышленным концерном, который за всю свою многовековую историю чего только не выпускал. Официальным началом его истории считается 1860, хотя фамилия Крупп значится в документах Эссена, где проживало знаменитое семейство, с конца 16 века.

Автомобили Krupp

Представители этого древнейшего рода от поколения к поколению занимались торговлей и различными ремеслами. Они добывали уголь, изготавливали сталь, позже перешли к производству оборудования (станки для текстильной и прочих отраслей промышленности), выпускали артиллерийские установки, сельскохозяйственную и военную технику. 

Переориентировать семейное дело на тяжелую металлургию было решено в 1800 году, когда очередной член этого рода выкупил «Большие надежды». Так называлась металлообрабатывающая фабрика, которая на тот момент переживала далеко не самые лучшие свои времена. Благодаря грамотному управлению ситуация быстро стабилизировалась, и в 1811 году на базе фабрики Фридрих Крупп учредил первый литейный завод. Именно это предприятие указало вектор дальнейшего развития производства – сталь и все, что с нею связано. 

В 1853 году бразды правления семейным детищем перешли в руки Альфреда Круппа, сына герра Фридриха, который в свое время выкупил «Большие надежды». Он построил конвейер по производству бесшовных колес для железнодорожного транспорта, которые в тот период пользовались огромным спросом. Стилизованные переплетенные колеса до сих пор являются логотипом бренда.

Довоенное развитие

Несмотря на бушующие в те времена финансовые кризисы, сменявшие друг друга с завидной регулярностью, фирма Krupp росла и процветала. Строились новые заводы, расширялась номенклатура продукции, которая пользовалась спросом как в Германии, так и далеко за ее пределами. Во время Франко-прусской войны предприятию массово стали поступать заказы на производство артиллерийских орудий. 

Считается, что благодаря пушкам «Крупп» французская армия потерпела поражение у Меца, Марс-ла-Тура и Седана. Однако помимо изготовления пушек на заводах концерна собирали паровозы и морские суда, новейшее по тем временам оборудование для тяжелой промышленности. В начале 20 века на предприятиях фирмы было трудоустроено свыше 40 тыс. чел, а в 1903 году на ее основе учредили АО, общий капитал которого составлял 160 миллионов марок.

Автомобили Krupp

С наступлением 20 столетия стали Krupp нашли новое применение – компания стала предпринимать первые попытки производства автомобильного транспорта. После того, как новым владельцем гигантской империи стал Густав Крупп фон Болен - супруг Берты, дочери Альфреда Круппа, а по совместительству и его единственной наследницы, компания приобрела лицензию на производство паровых грузовиков грузоподъемностью в 5 тонн. На первых порах их собирали в городе Киль на Germania Werft, которая являлась собственностью фирмы. Так как лицензия была куплена у Питера Штольца, на машинах красовался шильдик Krupp-Stoltz.

Первые грузовые авто с паровым двигателем, именуемые «автодорожными паровозами», сошли с конвейера судовой верви в 1905 году. Этот момент считают началом развития автомобильного подразделения «Крупп». Машины предлагались в 2 модификациях – с двигателями мощностью в 20-25 и 30-35 лошадиных сил.

Для работы парогенератора использовали керосин или уголь. При весе авто в 3,8 тонны его грузоподъемность варьировалась в пределах 3-5 тон. Максимальная скорость движения ограничивалась отметкой в 14 км/час, но по факту машины редко разгонялись до 10 км/час. Одной «заправки» топливного отсека хватало на 100 км пути.

Примечательно, что описанные выше грузовики принимали участие в тендере на поставку авто для немецкой армии. Конкурс был проигран, но поражение подтолкнуло конструкторов к созданию самоходной артиллерийской установки, в основу которой легла пушка Friedrich Krupp, установленная на шасси Daimler. 

Выпуск паровых грузовиков Krupp продолжался до начала Первой мировой войны. Позже завод от них отказался, сосредоточившись на производстве артиллерийских самоходок, спрос на которые в те годы был огромным.

Следующей моделью грузовика стало разработанное в 1919 году авто грузоподъемностью в 4,5 тонны. Оно оснащалось четырехцилиндровым мотором на 45 лошадиных сил и цепной передачей, которая обеспечивала машине отличные эксплуатационные свойства. Модель хорошо справлялась с выполнением различного рода задач коммунальной сферы, и это не осталось незамеченным руководством предприятия.

В 1920 было учреждено отдельное подразделение фирмы, получившее название Krawa, оно занималось производством коммунальной техники. В ассортимент компании входили специальные подметально-уборочные машины на 3 колесах, а также небольшие маневренные пожарные машины, которые массово закупали для использования пожарными командами различных предприятий. 

Гражданские грузовики на заводе в Эссене начали собирать в 1924 году. «Первой ласточкой» стал 50-сильный автомобиль с карданным валом, колесами в пневмошинах, а главное – с коробкой передач, которая в те годы была диковинкой. Параллельно с этой моделью компания выпускала грузовые авто, способные перевозить груз весом до 2 тонн, а также автофургоны и пассажирские автобусы на 25 мест.

В 1925 году был налажен выпуск 5-тонного грузовика с шестицилиндровым 90-сильным двигателем. Вместо цепного привода в нем использовались карданы и червячный редуктор, тормоза всех четырех колес оснащались гидроприводом. Несколькими годами позже на базе этого шасси построили вместительный пассажирский автобус.

Спустя 4 года компания выкупила фирму DAAG и представила очередное свое детище – карбюраторный мотор на 60 лошадиных сил, нашедший применение в производстве машин грузоподъемностью в 2 и 2,5 тонны. 

На автомобильной выставке IAMA в Берлине Krupp в 1931 году показала шестицилиндровый гибридный мотор на 110 «лошадок». Агрегат мог работать на газойлевых нефтепродуктах, которые стоили копейки, а также на бензине и дизеле.

Из-за «прожорливости» он не получил широкого распространения, а использовался только на пятитоннике L5N62 и трехтоннике L3M42. Моделью с наимощнейшим мотором стал L8N63 – 3-осный капотный грузовик грузоподъемностью в 8 тонн, на который устанавливали 12,7-литровый мотор на 165 л. с. Он разгонялся до 65 км/час.

Сотрудничество с Вермахтом

В годы Второй мировой войны концерн стал главным поставщиком военной техники для армии Вермахта. Он выпускал широкий модельный ряд «машин смерти»:

  •  Самоходные артиллерийские установки
  •  Танки.
  •  Тягачи.
  •  Штабные автомобили.
  •  Машины для разведки.
  •  Грузовики для перевозки личного состава. 

Все конструкторские, финансовые и рабочие мощности были нацелены на развитие немецкого военного потенциала, так как военное производство в тот период приносило огромную прибыль.

Численность сотрудников конструкторского бюро, занимающегося совершенствованием артиллерийских установок, в военное время увеличилась впятеро - до 2,5 тыс. человек. Результатом их работы стали самые крупные в мире артиллерийские орудия – «Густав» и «Дора». На трех заводах концерна выпускалось вооружение, устанавливаемое на САУ и танки, которые закупались германской армией.

Примечательно, что для восполнения нехватки рабочих рук концерн активно использовал узников концлагерей. Он основал несколько частных лагерей, условия содержания в которых были нечеловеческими.

Разница с тем же «Освенцимом» состояла лишь в том, что целью руководства лагерей было не скорейшее умерщвление рабов, а использование их по максимуму, чтобы выжать все соки. Узники передавались «Крупп» непосредственно руководством СС и считались частной собственностью фирмы.

В послевоенной Европе

После поражения фашистской Германии во Второй мировой войне и, в частности, после обнародования решения конференции в Потсдаме все имущество Krupp подлежало немедленной ликвидации. В 1948 году главу концерна, а им на тот момент был Альфред Крупп, арестовали и приговорили к 12 годам тюремного заключения. Однако позже усилиями американцев он был досрочно освобожден из-под стражи, чтобы воссоздать знаменитое предприятие.

На протяжении 46-52 годов 20 века территорию бывших заводов расчищали от завалов, и уже в 1955 году производство на одном из них в городе Эссен удалось возобновить. Окончательное возрождение произошло в конце 50 годов, и все следующее десятилетие длилось активное восстановление былой империи. 

Неудача в конкурентной борьбе

Наступивший в середине 60 годов экономический кризис заставил руководство концерна продать несколько предприятий – их новыми владельцами стали компании FAUN и Daimler-Benz. Это повлекло за собой сокращение, а в ряде случаев – и полное прекращение производства автомобилей Krupp.

Восстановить предыдущие объемы производства грузовиков, тяжелой спецтехники и механизмов для сельскохозяйственной отрасли удалось только к началу 80 годов, когда фирма прочно встала на ноги и начала вводить в эксплуатацию новые заводы по производству строительной техники

История легендарного бренда закончилась в марте 1999 года, когда AG Krupp подписал документы о слиянии с Thyssen AG. На базе двух предприятий с вековой истории был учрежден крупнейший в Европе промышленный концерн, получивший название ThyssenKrupp AG.

Нынешнее состояние дел, автокраны

В середине 60 годов минувшего века рынок грузовых авто в Европе оказался пресыщен техникой разных мировых производителей. Спрос на продукцию подразделения Krawa (являвшегося, напомним, ответвлением Krupp, который занимался производством грузовиков), заметно упал, и руководство концерна решило от него избавиться.

Отдел постепенно распродали, и Krawa, которая на пике свой деятельности выпускала по 1800 единиц техники в год, прекратила существование. Сегодня «Крупп» в составе ThyssenKrupp AG выпускает лишь многоколесные автокраны с телескопической стрелой грузоподъемностью от 20 до 800 тонн.

Итог

Концерн Krupp – яркий пример того, как умелое руководство и искренняя приверженность семейному делу поспособствовали созданию легендарного предприятия с мировым именем.

Фирма выпускала широкий ассортимент продукции, которая оказала непосредственное влияние на ход истории. Наряду с военной техникой она изготавливала гражданские грузовики и спецтехнику, которая служила во благо людям не только в Германии, но и во многих других государствах мира.

Рейтинг: 27
Всего оценок: 9 Комментариев: 8 Просмотров: 66
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 05-08-2023 / Обновлено: 06-08-2023
Поиск запроса "Под маркой krupp" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Мария Москва 06.08.2023

Перечень выпущенных этой фирмой машин, выглядит впечатляющим. Яркий пример того, как смена эпох, в итоге, выживает с рынка даже признанную и популярную компанию. А об автокранах Krupp не слышала ни разу, видимо, в России они малоизвестны, или вообще у нас не используются.

0
0
Ответить
Дина Москва 06.08.2023

Знала, что под маркой Krupp подразумеваются пушки круппа, которые использовали во время войны, но впервые слышу, что компания начинала с производства паровых котлов и пароходов. Интересно наблюдать за тем, как предприятие сделало себе имя и стало легендарным брендом.

0
0
Ответить
Максим Орел 06.08.2023

Бренд Krupp имеет давнюю историю, семейство Крупп – это всегда про качество и эффективность. Ничего удивительного, что за все время существования компания меняла специализацию, совершенствовалась. Жаль, что сегодня легендарный бренд покинул рынок, не выдержав конкуренцию. Вероятно, потомки завалили дело, созданное предками.

0
0
Ответить
Егор Москва 06.08.2023

Автор забыл упомянуть. что концерн Крупп выпускает новую модель автомобиля раз в 15-20 лет и то не большой серией. Машины не пользуются спросом как в Европе. так и в Германии в частности. Вот изделия для армии у них выпускать получается лучше. Эта фирма и известна за счет производства пушек.

0
0
Ответить
Егор Белгород 06.08.2023

История компании весьма любопытна: получается, что ее мастера в разные исторические эпохи, перепробовали, по сути, разные машиностроительные сферы. При этом, как мне кажется, очень хорошо, что военное прошлое компании закончилось и теперь она выпускает лишь автокраны, необходимые для вполне мирных строительных работ.

0
0
Ответить
Людмила Игра 06.08.2023

Впервые в жизни слышу о данном производителе военной техники. Но историей развития компании впечатлена, за плечами много испробованных направлений производства, начиная от паровых котлов и пароходов и заканчивая военными грузовиками. Может в будущем ещё что-то новое будут производить. 

0
0
Ответить
Максим Владивосток 06.08.2023

История обычных аристократов, ставших монополистами. Инженеры, дизайнеры, рабочие - простые люди на которых держится любой бизнес. Все что сверху, в том числе и управление, - эксплуатация чужого труда. Кому-то везет меньше, кому-то больше. Одни уходят, другие приходят.

0
0
Ответить
Zoxan Курск 06.08.2023

Обожаю, когда вы рассказываете истории компаний, брендов или определенных авто, очень-очень захватывает, расширяю свой кругозор, спасибо. Вот эта меня особенно поразила: от грузовиков до пушек и пароходов с паровозами. И на плаву уже 200 лет, вот это да!

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: