Тахограф - что это такое и нужен ли он на Камазе

Стандартами международных перевозок установлен ряд требований к владельцам грузового крупногабаритного транспорта, а также к тем, что осуществляет доставку пассажиров. В России придерживаются норм Европейского соглашения ECTP. Согласно ему, наличие тахографов на грузовом и пассажирском транспорте - обязательно условие для перевозок международного уровня. 

Что такое тахограф

тахометр

Говоря простым языком тахограф - электронное устройство, которое “следит” за соблюдением водителем скоростного режима, режима “труд-отдых”, чтобы в конечном итоге снизить вероятность возникновения опасных ситуаций на дорогах. Помимо перечисленных показателей тахограф фиксирует пробег транспортного средства, отслеживает маршрут.

Этот электронный спутник помогает водителю не только в дороге или при защите своих прав в трудовых спорах. С его помощью можно решать спорные моменты, если транспорт все же стал участником дорожно-транспортного происшествия. 

Принцип работы и устройство

Установка тахографа производится в салон машины. В зависимости от вида контрольного прибора его можно устанавливать:

  • в гнездо спидометра (круглые);
  • в отсек для автомагнитолы (формат радио).

Каждый тахограф имеет систему памяти. После того, как водитель заводить автомобиль, скоростной датчик передает соответствующий сигнал в карту памяти тахографа. После этого необходимо пройти идентификацию, для которой понадобится карта водителя, и прибор начнет работать. 
Его задача - регистрировать и записывать на встроенную память ряд показателей: параметры скорости, режим (труд/отдых), расстояние, маршрут движения. 

Тахограф

В каждом устройстве четыре функциональных режима:

  1. Рабочий. Он запускается сразу после того, как водитель идентифицирован с помощью своей смарт-карты. Этот режим отвечает за контроль графика - длительность труда и отдыха. Его задача также фиксировать события на дороге и поломки транспорта. 
  2. Контролер. Необходим при прохождении контрольных пунктов. Активируется отдельной картой проверяющего. 
  3. Предприятия. Этот режим включается после идентификации карты компании, которой принадлежит транспорт. В таком режиме можно получить любые сведения о работе водителей, состоянии транспортного средства и т.д.. 
  4. Мастерской. Для его активации нужна специальная карта. В таком режиме можно вносить в тахограф изменения, устанавливать или демонтировать его, ремонтировать и калибровать. 
Важно

Режим работы водителей строго регламентирован законодательством с учетом правил безопасности.

Человек, управляющий пассажирским или грузовым транспортом, не может находиться за рулем более девяти часов в сутки. За две недели водитель имеет право управлять машиной до 90 часов. Перерыв на отдых обязателен через каждые 4,5 часа. 

Карта тахографа

Тахограф

Современные системы контроля за грузовым и пассажирским транспортом оснащены персонализацией доступа. Получить доступ к тахографу, данным системы и настройкам можно только через электронную ключ-карту, которая называется картой тахографа. Для того, чтобы ее активировать, необходимо вставить карту в контрольный прибор. Внутри него размещены специальные чипы, которые и осуществляют идентификацию. Для четырех режимов функционирования тахографов разработаны четыре типа ключей: карта водителя, предприятия, контролера, мастерских. 

Карта тахографа для водителя персонализирована. Каждый электронный смарт-ключ выпускается для конкретного человека, в системе хранятся данные о том, кто может управлять машиной. Цель - точно узнать и сохранить данные о том, кто сидел за рулем в конкретный момент времени. Карта тахографа хранит целый ряд данных - о стиле управления автомобилем, соответствии условий эксплуатации нормам трудового законодательства, соблюдении установленного режима скорости движения,  длительности поездок по маршруту и других. Запрещено передавать карту в пользование третьим лицам или пользоваться просроченным смарт-ключом. Это влечет за собой штрафные санкции. Данные тахографа считаются официальными доказательствами и при необходимости могут быть использованы в судебных и иных разбирательствах и тяжбах. 

Срок действия карты тахографа - три года. После этого чип перестает функционировать, и ее следует перевыпустить. Если смарт--ключ был утерян или поврежден, а также при обнаружении сбоев в его работе, также требуется замена электронного идентификатора. При увольнении водителя, карта сдается в орган, который ее выпустил. Выгрузка данных с карт водителей производится каждый 28 дней.

Каждые три месяца “снимаются” данные с самого устройства. Компания, владеющая коммерческим транспортом, обязана хранить у себя информацию с тахографов не менее года. Эти сведения в любом момент могут быть запрошены контролирующими ведомствами.

На чьи автомобили ставится, а на чьи - нет

Устанавливать тахографы можно почти на любые транспортные средства. Разница лишь в том, что для некоторых видов машин наличие таких электронных помощников является обязательным, а для других - добровольным. 
Основной критерий - цель использования транспортного средства. Если автомобиль или автобус эксплуатируется для частных нужд, то в такой машине не обязательно нужен тахограф. Правила делают обязательной установку контрольного прибора на весь коммерческий транспорт. 

Тахограф
Итак, тахографы обязательны на:

  • грузовых машинах с массой более 3,5 тонн (категории 2,3);
  • автобусах, в том числе микро, в которых от восьми мест для пассажиров (категории М2,М3);
  • транспорте, который перевозит опасные грузы;
  • самосвалах;
  • кранах-манипуляторах.

Тахограф на КАМАЗ

По закону тахограф - устройство, обязательное для размещения на перечисленных выше видах транспорта в том случае, если они оформлены на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя.

Однако, если речь идет про грузовой транспорт весом от 3,5 тонн, к которым относится и Камаз, а также про пассажирские автобусы, то устанавливать тахографы обязаны и их владельцы из числа физических лиц. В этом случае к приборам контроля предъявляются аналогичные требования.

Типы приборов, цены и установка

Существуют как аналоговые модели, так и цифровые контролирующие приборы. Последние считаются более современными и надежными, поэтому такой тахограф для водителя предпочтительнее. Данные в цифровом устройстве имеют надежную защиту, они более точные, и такое устройство практически невозможно обмануть. 
Аналоговые модели сняты с производства, их использование запрещено законом и найти работающее устройство такого типа уже практически невозможно. 
В России чаще всего устанавливают тахографы таких брендов как:

  • Меркурий (~30 000 рублей),
  • КАСБИ (~35 000 рублей),
  • ШТРИХ-ТахоRUS (~30 000 рублей),
  • АТОЛ (~30 000 рублей),
  • VDO DTCO (~40 000 рублей) и других.

В зависимости от того, какой вы выберите тахограф, цена не будет сильно отличаться - это видно из представленных ориентировочных цен. Итоговая стоимость будет зависеть от конкретной модели, а также того, включена ли установка в стоимость. 

Тахограф

При выборе тахографа следует учитывать, что прибор должен отвечать требованиям федерального законодательства и нормативно-правовых актов. Приказы федерального Министерства транспорта (№№348, 36) устанавливают ограничения моделей, которые подлежат монтажу в российском грузовом и пассажирском транспорте. Допускается к использованию тахограф СКЗИ, изготовленный в нашей стране (вне зависимости от производителя) или европейские приборы, сделанные по стандартам ЕСТР. Окончательный выбор зависит от того, по каким маршрутам ездит транспортное средство. 
В случаях, когда машина выполняет международные рейсы, обязательны тахографы европейскогого стандарта ЕСТР.

Автобусы, грузовики и другой транспорт, который эксплуатируется внутри страны, можно оснащать тахографами  отечественного производства с навигационным криптозащитным модулем СКЗИ/НКМ. Это особая система защиты информации, которая встроена в электронный прибор. 

Важно

Устанавливать тахографы должны специалисты, самостоятельный монтаж контролирующего устройства запрещен. 

Тахограф устанавливают в четыре этапа:

  1. На стадии подготовки осматривается машина, выбирается место для монтажа.
  2. Осуществляется установка.
  3. Введение в эксплуатацию, активация устройства. 
  4. На завершающем этапе проводится проверка корректности работы тахографа. 

Штрафы за отсутствие тахографа

Тахограф

Уклонение от обязанностей по установке на транспорт контролирующих приборов попадает в список административных правонарушений. Этот вопрос регулируется КоАП РФ, статьей 11.23. 
Штраф накладывается на виновника. В этой роли может оказаться водитель. На него могут наложить штраф за отсутствие тахографа в сумме от 1000 до 3000 рублей.

Если виновником признается должностное лицо, на него могут наложить штраф за аналогичное нарушение в сумме от 5000 до 10 000 рублей, а на юридическое лицо - от 15 000 до 30 000 рублей и ИП - от 15 000 до 25 000 рублей. 

Работать по закону

В России ужесточаются правила использования тахографов и обсуждается повышение штрафов за их отсутствие.

На этом фоне специалисты не советуют экспериментировать с законом и рисковать, выезжая на дорогу на машине без контрольного прибора. Помните, что устройство нужно не только проверяющим органам. Это электронный помощник, который действительно приносит пользу - нацелен на повышение безопасности работы на транспорте, а в ряде случаев позволяет разрешить спорную дорожную ситуацию в пользу водителя, если он был не виноват. 

Рейтинг: 23
Всего оценок: 8 Комментариев: 7 Просмотров: 16227
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 28-01-2021 / Обновлено: 29-01-2021
Поиск запроса "тахограф - нужен или нет" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Валера СПБ 29.01.2021

Нужная вещь. Да, дорого и вроде как стучишь на себя. Но ведь в итоге все это - безопасность движения, уставший водитель опасен и для себя и для окружающих.

1
4
Ответить
Владимир Герман 29.01.2021

Тахограф в перевозках сейчас совершенно необходим, поэтому вопрос стоит только в том, какую именно модель тахографа выбрать, чтобы устраивала по качеству и стоимости.

0
1
Ответить
Наталья Краснодар 30.01.2021

Тахограф обязательно должен стоять на автомобилях. Многие водители слишком халатно относятся к своему здоровью и не отдыхают, когда положено, да и скоростной режим не соблюдают!

1
4
Ответить
Мария Москва 30.01.2021

Думаю, что тахографы нужно устанавливать и в частные машины. Хоть обычный водитель вряд ли проводит за рулем больше 9 часов за день, предосторожность не помешает.

0
4
Ответить
Лариса Белгород 05.02.2021

Нужно устанавливать тахографы, особенно на грузовые машины, это поможет снизить количество аварий. Хотя прибор не из дешевых, выгоднее раз потратиться, чем постоянно оплачивать штрафы.

0
4
Ответить
Елена Апшеронск 22.02.2021

Вы. Скажите пожалуйста зачем мне тахограф, если я использую машину1976 года, выпуска в личных целях, живу на хуторе, где нетг газа, вожу дрова, сено, корма из района рассточние9км м с1 марта я обязан установить тахогроф, на какой он мне нужен, проведите газ, дайте работу, что бы не держать хозяйство и у меня тогда головников не будет за все плати тс, страхока, налог,еще и тахограф ставь, извените менч на какой он мне нужен, если автомобиь по4 месяца во дворе стоит, а если выехал на2, 3, часа к чему идем задушить нас живьём кто создает эти законы, хотя-бы рассматривали все критерии жизни людей, одни деньги делают а кто-то должен на горбу хворост таскать

17
0
Ответить
Слава Свердл обл 26.04.2022

Все правильно машина стоит по 3 месяца, а тахограф купи кто придумал такое вымогательство

4
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: