Личности автопрома: Соичиро Хонда

В число легендарных личностей мирового автопрома входит Соичиро (по другой версии – Соитиро) Хонда. Речь идет о великом конструкторе и бизнесмены, который создал одноименную компанию. Сегодня Honda Motor C., Ltd – это транснациональная корпорация. Ее головной офис по-прежнему находится в Японии. Годовой оборот концерна составляет около $126,5 млрд.

Численность персонала приближается к 212 тысячам. Бренд Honda хорошо известен по всему миру. Рассмотрим более детально, кто именно является создателем и первым руководителем одного из самых крупных производителей мотоциклов и автомобилей на планете.

Детство и юность

Соичиро Хонда родился 17.11.1906 г. Его отец был кузнецом. Мальчик стал первым выжившим ребенком в семье. Пять предыдущих детей умерли младенцами. Причина – невыносимые условия жизни. Дело в том, что кузнец Джиха Хонда был очень беден, из-за чего его дети попросту голодали.

Рождение мальчика привело к решению отца открыть мастерскую для ремонта велосипедов. Новый бизнес оказался прибыльнее, чем кузнечное дело. Он был востребован из-за популярности велосипедного транспорта в тогдашней Японии.

Соичиро Хонда

В результате Соичиро Хонда смог встать на ноги. Он постепенно рос достаточно крепким мальчуганом, так как семья уже не голодала. Однажды ребенок услышал работу двигателя внутреннего сгорания. А затем – и увидел его, стоявшего на рисоочистительной фабрике. Предприятие находилось неподалеку от дома семьи Хонда.

Внешний облик, методичный шум и вращение колес двигателя произвели на ребенка огромное впечатление. Мальчик стал регулярно посещать фабрику для того, чтобы послушать звук работающего мотора.

Одновременно у него возник серьезный интерес к делу отца, то есть ремонту велосипедов. Достаточно быстро Соичиро Хонда стал незаменимым помощником в мастерской, где проводил все больше времени. Следующим потрясением стало знакомство с первым автомобилем. Автотранспорт постепенно появлялся в Японии, но еще был редкостью.

 Ford T.

Самой распространенной машиной был Ford T. Позднее в мемуарах Соичиро Хонда напишет, что буквально сразу после этого захотел изготовить собственный автомобиль.

Чему поспособствовало еще одно яркое впечатление. Оно заключалось в посещении родного города Хонды самолетом, которым управлял знаменитый пилот Нильс Смит. Мальчику понравилось все. Включая краги, меховую куртку и очки летчика.

Учеба и начало трудовой деятельности

Учеба в школе не давалась будущему конструктору. По банальной причине – на нее уходило очень мало времени. Намного чаще ребенка можно было встретить не на занятиях, а в мастерской у отца. В результате прогулы соседствовали с плохими оценками.

После окончания 8 класса Соичиро Хонда понял бесперспективность обучения в школе. Он решил начать профессиональную карьеру и отправился в Токио. Подростку исполнилось всего 15 лет.
В столице Японии юноша первым делом трудоустроился в механической мастерской. Она называлась Art Shokai. Ее руководителем был талантливый инженер Юзо Сакакибара. Одним из его главных увлечений являлись автогонки.

Соичиро Хонда

Фактически мастерскую можно с полным правом назвать одной из первых СТО. Основной сферой деятельности Art Shokai выступал ремонт автотранспорта. Личность руководителя была непростой. В результате Соичиро вместо работы механиком пришлось ухаживать за ребенком Сакакибары. То есть вместе любимого и интересного дела, Хонда превратился в няньку.

Ситуация полностью изменилась 01.09.1923 г. В этот день в Японии произошло страшное землетрясение. Итогом катастрофы стала гибель 140 тысяч жителей. Соичиро Хонда совершил настоящий подвиг и спас ребенка руководителя мастерской. Не меньшее уважение вызывают дальнейшие действия молодого человека. Никогда не управляя машиной прежде, он начал на брошенном на улице автомобиле перевозить многочисленных раненых для оказания помощи в больницу.

Далее в Токио начались масштабные пожары. Все работники мастерской, кроме Соичиро и старшего механика, разбежались. Только они вдвоем продолжали ремонтировать машины, что было очень важным для быстрейшего возврата города к нормальной жизни после трагедии.

Карьера гонщика

Отважное поведение изменило отношение Юзо Сакакибары к Соичиро Хонда. Последний был назначен шеф-механиком гоночной команды Даймлер. Еще одним бонусом стало разрешение работать в свободное время над созданием собственной машины. Причем делать это в помещении и на оборудовании мастерской.

Соичиро Хонда

Соичиро начал воплощать мечту в жизнь с небывалым энтузиазмом. Можно сказать, что он проводил в мастерской дни и ночи напролет.Для изготовления авто Хонда воспользовался списанным двигателем мощностью 100 л. с. Сам стал управлять машиной и уже в 1925 году выиграл национальную японскую гонку под названием Chairman’s Trophy.Автомобиль почти целиком (кроме двигателя и шасси) была сделана своими руками. На момент победы чемпиону едва исполнилось 19 лет.

В дальнейшем гоночные успехи Соичиро Хонда продолжились. К моменту начала собственного дела в 1928 году он выиграл несколько серьезных соревнований. В результате стал известным гонщиком. Спортивная слава и репутация оказались полезными для построения успешного бизнеса.

Спицы, кольца, пропеллер и другие новации

Одновременно с постройкой своей гоночной машины Соичиро продолжал совершенствовать имеющиеся и получать новые профессиональные навыки. Очень важным шагом на пути к будущему успеху стало освоение литейного дела. Первые знания по этому предмету ему давал еще несколько лет назад отец в мастерской.

Далее Хонда освоил изготовление железных спиц для автомобильных колес по технологии литья с последующей закалкой. Новые изделия не шли в ни в какое сравнение с широко распространенными полностью деревянными колесами.

Далее начинающий конструктор придумал натягивать спицы между ободом и осью. Изобретения удалось запатентовать. Колеса с металлическими спицами быстро стали доминировать на рынке. В результате патент начал приносить Соичиро (и приносил еще долгое время) очень хороший доход.

В 1928 году Хонда вернулся в Хамамацу. Сначала он открыл филиал Art Shokai. Работа пошла успешно. В течение короткого времени штат предприятия вырос до 15 человек. Основным направлением стала сборка гоночного болида на основании типовых компонентов от Форда и собственных изобретений.

Соичиро Хонда

Автомобиль был закончен к середине 30-х годов. Его назвали в честь родного города Хамамацу. Машина оказалась очень быстро. За рулем болида сидел Соичиро. Вместе с братом в роли механика они активно участвовали во множество гонок. Часто побеждали или были в призерах.

В 1936 году во время очередного ралли им удалось разогнать автомобиль до 120 км/ч. Цифра превышала рекорд Японии. Но завершить гонку не удалось из-за аварии. Оба брата остались живы, хотя обойтись без достаточно серьезных травм не удалось.

После восстановления Соичиро Хонда решил немного остепениться. Он основал новое предприятие, которое изначально занималось производством поршневых колец. Работа шла сложно. Хонда понял, что имеющихся у него знаний недостаточно. Соичиро в 32 года поступил в Технологический институт родного города. Новые знания помогли. Уже через два семестра обучения Хонда создал поршневое кольцо заданной прочности.

Характеристики изделия оказались настолько высоки, что 40 % предприятия сразу выкупила Toyota. Она же стала основным потребителем выпускаемой продукции на длительное время.
Как обычно, Соичиро не стал останавливаться на достигнутом. Он принял новый вызов. Япония готовилась ко второй мировой войне. Серьезной проблемой стала нехватка пропеллеров для самолетов.

Хонда разработал автоматический станок, которые каждый несколько минут выпускал по пропеллеру. Итогом стали звания, награды и регулярное упоминание в национальной прессе. Имя конструктора и бизнесмена узнала вся страна.

Моторные велосипеды и мотоциклы

Осенью 1945 года Япония капитулировала. Год-два перед этим состояние Хонды сложно было назвать позитивным. Вплоть до занятий самогоноварением. Затем Соичиро продолжил свою активную деятельность, но в очередной раз сменил ее направление. В том же 1945-м он стала конструировать сначала моторные велосипеды. Затем – скутеры Хонда. Еще позднее – полноценные мотоциклы.

Особенно быстро росла популярность первых, что вполне логично для разграбленной страны с «убитой» экономикой. В октябре 1945 года Соичиро открывает первую компанию с собственной фамилией в названии.

Соичиро Хонда

Речь идет о Honda Technical Research Institute. Предприятие запустило выпуск двигателей для велосипедов. Их мощность составляла 1 л. с. при объеме 50 куб. см. В течение двух следующих лет велосипеды Хонда заняли 60 % рынка двухколесного транспорта страны.

Сентябрь 1948 года стал переломным моментом. Соичиро переименовал предприятие в Honda Motor Company. Именно под этим названием фирма войдет в историю. Одновременно он оформил кредит в банке.

Полученные средства направил на строительство нового современного завода. Вместе с переходом на разработку настоящих мотоциклов. Их проектированием занялся Кийоши Кавашима. Это выпускник того же института в Хамамацу, с которым Хонда познакомился годом ранее. Их дуэт стал одним из самых продуктивных в мировой истории мото-и автопроизводства.

Уже через год появился первый полноценный мотоцикл, получивший название Honda Dream. Его продвижению очень способствовал успех мотовелосипедов. Включая самую популярную модель Type-A. Третьим важным участником и руководителем бизнеса стал Такео Фуджисава. Он взял на себя большую часть менеджерской и организационной работы в быстрорастущей компании.

Начало производства автомобилей

Практически каждые 2-3 года появились новые модели мотоциклов. Их популярность стремительно росла. Как и объемы продаж вместе с получаемой прибылью.

Важно

В 1960 году создано еще одно подразделение холдинга в формате исследовательского и конструкторского центра. Главной его задачей стала разработка автомобиля. Руководителем проекта назначен Йошио Накамура. Первым автомобилем выступил Х190.

В 1962 году успешно завершена разработка пикапа. Его особенностью стало так называемое среднее размещение двигателя. Машина получила название Т360. В первый год после запуска в серию было продано 25 тыс. пикапов.

Это не идет ни в какое сравнение с объемами тогдашних продаж мотоциклов Хонда (около миллиона в год). Но в любом случае старт корпорации на рынке автомобилей получился очень удачным. В дальнейшем оба направления работы – мотоциклы и автомобили – будут успешно развиваться и конкурировать между собой.

Популярные модели Honda

За долгую и еще продолжающуюся историю Honda как корпорации было выпущено немало популярных автомобилей. Большая их часть разработана при непосредственном участии или руководстве Соичиро Хонды.

7.1 X190

Первый автомобиль корпорации Хонда. Представляет собой компактный кабриолет. Предусматривает использование немного усовершенствованного мотоциклетного двигателя. Его объем – 360 куб. см. Он располагается в передней части авто.

Машина имеет брезентовый верх. Привод от двигателя к передним колесам осуществляется посредством алюминиевой цепи. Конструкция в целом оказалась не совсем удачной. Прежде всего – из-за расположения двигателя спереди. Для машин такого класса более правильным размещение мотора примерно посередине.

Грузовичок T360

Именно такое решение принято относительно малотоннажного грузового автомобиля Хонда T360. Фактически машина стала первой серийной разработкой корпорации из Японии. На нее ставился двигатель мощностью 30 л. с. Общее количество произведенных авто составило почти 109 тысяч единиц.

T360

Быстрый рост объемов продаж стал лучшим подтверждением правильности выбранной Хондой политики. На волне успеха Т360 был создан более мощный Т500. Большая часть его выпуска продавалась за границу.

S500

Популярный спортивный автомобиль, который выпускался в 1963-1964 годах. Комплектовался «родным» двигателем, специально разработанным на основе мотоциклетного. Его мощность достигла 44 л. с. Рабочий объем – 531 куб. см.
Honda S500 имела подвеску независимого типа. Причем на всех четырех колесах. Общее количество выпущенных машин составило 1 363 единиц. Одним из ключевых конкурентных преимуществ авто стала бюджетная цена. Стоимость спорткара равнялась $1 275.

7.4 N360

Малый автомобиль - так называемый кей-кар. Производился в течение 1967-1972 годов. Оснащен двигателем мощностью 31 л. с. и объемом 354 куб. см. Имеет передний привод. Способен развивать скорость до 105 км/ч.
На основании N360 был создан универсал с названием LN360. Еще одна модификация авто получила автоматическую трансмиссию. С течением времени увеличился объем двигателя. Затем был проведен рестайлинг.

Civic

Civic

Русский вариант названия – Хонда Цивик. Представляет собой семейство автомобилей, выпуск которых стартовал в 1972 году и продолжается до сегодняшнего дня. Серия вошла в число самых массовых в мировом автопроме. К лету 2022 года (то есть к пятидесятилетию выпуска) общее количество Цивиков превысило 27,5 млн. единиц.

Автомобили серии неоднократно признавались лучшими в разные годы и в Японии, и в Северной Америке. Немалая часть Honda Civic поставлена и успешно эксплуатируется в России. Разработка серии стала одной из причин стремительного роста японского автопрома, который уже в начале 70-х годов вышел на второе место после США.

Accord

Еще один старожил в линейке продукции Хонда. Его выпуск стартовал в 1976 году и продолжается до сих пор. Только в США продано более 8 млн. Honda Accord. Среди главных плюсов машины:

  • разнообразный модельный ряд;
  • разумная цена;
  • надежность и долговечность;
  • постоянное совершенствование;
  • высокий уровень безопасности (один из лучших в своем классе);
  • престижность.

Accord

S2000

Спортивный автомобиль, который выпускался в течение 10 лет – с 1999 по 2009. В качестве концепта был продемонстрирован на знаменитом Токийском автосалоне в 1995 году. Является усовершенствованным продолжением предыдущих спорткаров Хонды.

S2000 включает два поколения авто. Оба зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. Но второе достигло больших успехов и выпускалось на два года дольше. Главной особенностью автомобиля стало использование кузова родстер, стильного и скоростного.

«Конюшня», успехи и конец

 в Формуле-1

В 1964 году Хонда объявила о планах по участию в Формуле-1. Стартовала активная работа по созданию собственного болида. Прототипы с разной степенью успеха обкатывались на разных гонках. Итогом стало появление RA-272. Уже в 1965 году команда Honda победила на Гран-при Мехико.

Следующим болидом стал RA-300. На нем команда победила на одном из самых престижных Гран-при в итальянской Монце. По итогам всего чемпионата Хонда поднялась на высокое 5-е место. В 1968 году на очередной гонке Формулы-1 произошла трагедия. Разбился пилот болида Honda RA-302. Результатом стало решение Соичиро Хонда распустить «конюшню».

Х190

Заключение

Соичиро Хонда – бесспорная легенда мирового автопрома. Он создал крупнейшую автомобиле - и мотостроительную корпорацию, которой дал свое имя. К тому же лично разработал и руководил разработкой большого количества легендарных авто. Компания Honda успешно продолжает дело своего создателя, что выступает еще одним подтверждением его гениальности.

Рейтинг: 3
Всего оценок: 1 Комментариев: 0 Просмотров: 36
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 02-07-2025 / Обновлено: 02-07-2025
Комментарии
Оставить комментарий
Общая оценка: