Грунтовой каток для дорожных работ

Дорожный каток — незаменимая техника при строительстве, ремонте, полной реконструкции автодорог. Катки применяются для ремонта тротуаров, автостоянок, асфальтирование площадок и широкого полотна дорог.

Современные дорожные катки имеют гидравлические системы управления и оснащены электронными процессорами, которые автоматически настраивают машину на, наиболее приемлемый для машины, режим работы.

Дорожный каток представляет собой механизм для выполнения дорожно-строительных, реконструкционных и ремонтных работ. Он бывает ручным, прицепным или самоходным.

Каток имеет рабочий орган в виде одного или нескольких вальцов цилиндрической формы. Их поверхность может быть гладкой или профильной. Для того, чтобы к ним не прилипал асфальт, установлена система орошения водой из специальных форсунок. Есть модели с полным приводом и с передачей крутящего момента только на один валец. Чтобы не допустить разрушение недавно уложенного асфальта, вальцы могут делаться разрезными. Это позволяет задавать половинкам разные угловые скорости.

Для повышения функциональности, безопасности и комфортности, на современные модели катков устанавливаются: механизм обреза и уплотнения кромки асфальта, бульдозерный отвал для выравнивания грунта, плотномер, сменные вальцы и кулачковый бандаж. А также анализатор и оптимизатор качества уплотнения, системы фильтрации воздуха, защиты от опрокидываний (ROPS) и от падающих предметов (FOPS), кабина с обзором без мертвых зон или тент, антивандальный кожух и противоударные стекла с защитной пленкой, климат-контроль.

Каток используется для выравнивания, уплотнения и стабилизации различных оснований (грунтовых, песчаных, глиняных) или уложенных дорожных покрытий (асфальтобетонных, щебеночных). Принцип действия – прикладывание к уплотняемой поверхности статической (собственный вес) и/или динамической (вибрация) нагрузки.

Работа дорожных организаций без этой техники не представляется возможной. Сдача грунтового катка в аренду позволяет небольшим компаниям выполнять заказы, и при этом не держать на балансе дорогостоящие установки. Для тех фирм, которым трамбовочная машина требуется часто, но покупка по разным причинам невыгодна, подойдет лизинг грунтового катка. Это аренда на срок от шести месяцев с правом выкупа по остаточной стоимости.

Наиболее популярными производителями используемых в России катков являются Bomag (Германия), Dynapac (Швеция), Hamm (Германия), Caterpillar (США), Ammann (Германия), ООО «Магистраль-С» (Россия), ОАО «Раскат» (Россия), SHANTUI (Китай), ОДО «Дормашэкспо» (Беларусь), ОАО «Амкодор» (Беларусь), XCMG (Китай).

Нередко для выполнения технологических требований аренда грунтового катка только одного вида оказывается недостаточной. Например, для того, чтобы обеспечить необходимую ровность слоя асфальтобетона толщиной свыше 10 см, следует проводить уплотнение катками на пневмошинах, после чего трамбовать двух- или трехосными гладковальцовыми. При этом оптимальный состав дорожно-строительного мехотряда будет состоять из асфальтоукладчика и катков всех типов: легких, средних и тяжелых. В таких случаях, если требуется снять грунтовой каток, следует помнить, что количество проходов по одному следу будет зависеть от работы уплотняющего оборудования. При включенном достаточно от 10 до 14 проходов, а при выключенном – от 20 до 24. При низких температурах (в т.ч. положительных) уплотнение начинают сразу после прохода асфальтоукладчика, на расстоянии 5 – 6 м от него, легким или средним катком.

Классификация катков

По назначению:

  • грунтовые – для работы на скальных, песчаных, грунтовых, глинистых и др. основаниях;
  • асфальтовые – для уплотнения горячего и холодного асфальтобетона

По весу собственной конструкции:

  • легкие – до 4 т.;
  • средние – до 10 т.;
  • тяжелые – свыше 10 т.

По виду рабочего органа:

  • гладковальцовый – поверхность вальца гладкая; заказ грунтового катка этого типа возможен для работы как на асфальтобетонных, так и на грунтовых покрытиях;
  • решетчатый – поверхность рабочего органа имеет вид решетки, сделанной из металлических элементов; используется на грунте или для дробления крупных фракций основания;
  • кулачковый – поверхность вальца усеяна выступами в виде усеченных пирамид; грунтовый каток на заказ с кулачковыми вальцами удобен для работы на мерзлых, глинистых или рыхлых почвах;
  • пневмоколесный – в качестве рабочего органа установлены ряды резиновых колес; используется для укрепления грунта, уплотнения подстилающих слоев и оснований, трамбовки асфальтобетона;
  • комбинированный – имеет валец с гладкой поверхностью и ряд пневмоколес; арендовать грунтовый каток такого вида можно как для грунта, так и для асфальтобетона.

По принципу действия:

  • статический – уплотняет основание за счет массы своей конструкции и балласта;
  • вибрационный – работает за счет собственной массы и вибрации вальца, которая создает динамическую линейную нагрузку.

По количеству вальцов:

  • одновальцовый;
  • двухвальцовый;
  • трехвальцовый.

Двухвальцовый каток с шарнирно-сочлененной рамой, двойным управлением и приводом на оба вальца называется тандемным.

Электроника может выбирать и автоматически поддерживать скорость катка, плавно менять ее, чтобы получить необходимую толщину укладываемого слоя.

С помощью электроники легко управлять скоростью машины, ее автоматическим разгоном, торможением, частотой колебаний, включением и выключением вибровозбудителя. При необходимости может помочь изменить направление движения техники.

По принципу работы катки бывают: вибрационные и статические. Для уплотнения траншей, асфальта применяют вибрационные катки, а совершенно гладкую поверхность полотна дороги получают при помощи статических катков.

Виброкатки (грунтовые) — средние и малые (весом 7-13 тонн) уплотняют, практически, любой грунт, выравнивают объект любой сложности. Аренда грунтовых катков – обычное дело для выполнения большей части дорожно-строительных работ.

Виброкатки тяжелые (весом 15-16 тонн) применяют там, где нужно укатать грунт скально-грунтообломочного типа. Плотность и толщина стальных листов на вальцах тяжелых виброкатков легко справляются со сложными грунтами и хорошо уплотняют любые виды насыпей.

дорожные автокатки

Популярные марки катков

В России производством дорожных катков занимаются ОАО «Раскат» и ОАО «Амкодор». Среди зарубежных брендов наиболее популярными являются XCMG, Sakai (Китай), Hamm, Bomag (Германия), Dynapac (Швеция).

Распространённые модели дорожных катков:

  • РАСКАТ RV-1,5-DD (гладковальцовый каток, число вальцов – 2, показатель ширины вальца – 850 мм, глубина уплотняемой поверхности – 30-50 мм, параметр частоты вибрации – 60 Гц, габариты – 2,2 на 1,1 на 2,6 м);
  • РАСКАТ ДУ-101 (пневмоколёсный каток, число вальцов – 2, ширина уплотняемой поверхности – 2000 мм, показатель диаметра вальца – 1070 мм, эксплуатационный полный вес – 9,5 т, габариты – 6,4 на 3,2 на 2,7 м);
  • РАСКАТ ДУ-99 (комбинированный каток, число вальцов – 1, ширина уплотняемой поверхности – 1700 мм, параметр частоты вибрации – 40 Гц, показатель диаметра вальца – 1200 мм, эксплуатационный полный вес – 10,5 т, габариты – 3,9 на 2,2 на 3,5 м);
  • РАСКАТ ДУ-97 (комбинированный каток, число вальцов – 1, ширина уплотняемой поверхности – 1500 мм, параметр частоты вибрации – 50 Гц, показатель диаметра вальца – 1500 мм, эксплуатационный полный вес – 7,6 т, габариты – 4,1 на 1,8 на 3 м);
  • Амкодор 6631 (комбинированный каток, число вальцов – 1, ширина уплотняемой поверхности – 1680 мм, параметр частоты вибрации – 40-50 Гц, эксплуатационный полный вес – 9,2 т, габариты рабочей спецтехники – 4,1 на 2,2 на 3,3 м);
  • Амкодор 6622 (гладковальцовый каток, число вальцов – 2, ширина уплотняемой поверхности – 1600 мм, параметр частоты вибрации – 30 Гц, эксплуатационный полный вес – 10 т, габариты рабочей спецтехники – 4,1 на 2,3 на 3,3 м);
  • Амкодор 6223 А (гладковальцовый каток, число вальцов – 2, ширина уплотняемой поверхности – 1260 мм, параметр частоты вибрации – 40 Гц, показатель диаметра вальца – 700 мм, эксплуатационный полный вес – 2,7 т, габариты рабочей спецтехники – 2,5 на 1,4 на 1,8 м);
  • Амкодор 6641 (пневмоколёсный каток с 60-кВтным двигателем, ширина уплотняемой поверхности – 1680 мм, параметр частоты вибрации – 40-50 Гц, эксплуатационный полный вес – 9,2 т, габариты – 4,1 на 2,2 на 3,3 м);
  • XCMG XP302 (пневмоколёсный каток с 132-кВтным двигателем, ширина уплотняемой поверхности – 2365 мм, показатель перекрытия покрышек – 70 мм, эксплуатационный полный вес – 13 т, габариты рабочей спецтехники – 5 на 2,5 на 3,4 м);
  • XCMG YL20C (пневмоколёсный каток с 74-кВтным двигателем, ширина уплотняемой поверхности – 2250 мм, показатель перекрытия покрышек – 45 мм, эксплуатационный полный вес – 20 т, габариты рабочей спецтехники – 5,1 на 2,4 на 3,2 м);
  • XCMG XD111 (гладковальцовый каток с 93-кВтным двигателем, ширина уплотняемой поверхности – 1900 мм, показатель диаметра вальца – 1250 мм, параметр частоты вибрации – 30-48 Гц, эксплуатационный полный вес – 11,2 т, габариты рабочей спецтехники – 6 на 2 на 3,3 м);
  • XCMG XD31 (гладковальцовый каток с 22-кВтным двигателем, ширина уплотняемой поверхности – 1200 мм, показатель диаметра вальца – 750 мм, параметр частоты вибрации – 60 Гц, эксплуатационный полный вес – 3 т, габариты рабочей спецтехники – 2,7 на 1,3 на 2,9 м);
  • Dynapac CC324HF (гладковальцовый каток с 74-кВтным двигателем, ширина уплотняемой поверхности – 1730 мм, число вальцев – 2, показатель диаметра вальца – 1150 мм, параметр частоты вибрации – 48 Гц, эксплуатационный полный вес – 8,2 т, габариты рабочей спецтехники – 4,5 на 1,9 на 3 м);
  • Dynapac CS142N (гладковальцовый каток с 74-кВтным двигателем, ширина уплотняемой поверхности – 2100 мм, число вальцев – 3, показатель диаметра вальца – 1500 мм, эксплуатационный полный вес – 13 т, габариты рабочей спецтехники – 4,8 на 2,2 на 3 м);
  • Dynapac CC524HF (гладковальцовый каток с 82-кВтным двигателем, ширина уплотняемой поверхности – 1950 мм, число вальцев – 2, показатель диаметра вальца – 1300 мм, эксплуатационный полный вес – 11,6 т, габариты рабочей спецтехники – 5 на 2,2 на 3 м);
  • Hamm GRW 21 (пневмоколёсный каток с 85-кВтным двигателем, ширина уплотняемой поверхности – 1986 мм, эксплуатационный полный вес – 21,4 т, количество колёс – 8, габариты – 4,7 на 2,2 на 3,4 м);
  • Hamm DV 70 VV (гладковальцовый каток с 64-кВтным двигателем, ширина уплотняемой поверхности – 2750 мм, параметр частоты вибрации – 42-50 Гц, эксплуатационный полный вес – 7,9 т, габариты – 3,9 на 1,6 на 2,9 м);
  • Hamm DV 85 VV (гладковальцовый каток с 75-кВтным двигателем, ширина уплотняемой поверхности – 2990 мм, параметр частоты вибрации – 42-55 Гц, эксплуатационный полный вес – 9,6 т, габариты – 4,1 на 1,8 на 3 м);
  • Bomag BW 151 AD-4 AM (гладковальцовый каток с 63-кВтным двигателем, ширина уплотняемой поверхности – 1680 мм, параметр частоты вибрации – 45 Гц, эксплуатационный полный вес – 9,2 т, габариты – 4,6 на 1,8 на 3 м);
  • Bomag BW 90 AD-5 (гладковальцовый каток с 15-кВтным двигателем, ширина уплотняемой поверхности – 900 мм, параметр статической линейной нагрузки – 9 кг/см, эксплуатационный полный вес – 1,6 т, габариты – 2,2 на 1 на 2,3 м).
Рейтинг: 6
Всего оценок: 2 Комментариев: 6 Просмотров: 2988
Автор статьи: / Дата публикации: 15-09-2011 / Обновлено: 25-12-2020
Поиск запроса "дорожные автокатки" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Алексей Тюмень 16.09.2011

Добавлю от себя как дорожник, для полноты картины - у катков вальцы подразделяются на гладкие ровные, обычные металлические - для укатки асфальта, т.к. на выходе имеет ровную поверхность; вальцы кулачковые - для работы с рыхлым грунтом; пневмоколесные - ну тут понятно, и комбинированные. И еще разделяются на одно, двух и трехвальцовые.

0
0
Ответить
Алексей Саратов 16.09.2011

Ух ты, я и не знал, что есть грунтовые катки. Всегда думал, что грунт уплотняют бульдозером. Таких катков ни разу не видел.

0
1
Ответить
Алена Нижний Новгород 16.09.2011

Как хорошо, что прогресс не стоит на месте! С такими машинами и дороги должны быть построены отлично)))

0
0
Ответить
Сергей Тула 16.09.2011

Интересно, дорожным-строителям организациям выгоднее арендовать или покупать такую технику на время выполнения работ?

0
0
Ответить
Евгений Москва 17.09.2011

Да, современным катком управлять - одно удовольствие, умная техника. Жаль, что пока приходится на старом катать (

0
0
Ответить
Лина Киев 01.06.2012

Каток часто берут в аренду, а часто и покупают. Часто сначала берут в аренду нужного типа каток, попробуют его некоторое время в работе, и если увидят целесообразность покупки, тогда уже вкладывают деньги в покупку, так как удовольствие не из дешевых.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: