Малотоннажник ТагАЗ Харди - городской помощник
Отечественный автопром сложно назвать самой развитой и успешной отраслью промышленности. Хотя в последние 2-3 наметилась тенденция к открытию новых или возрождению некогда работавших производственных площадок. В качестве типичного примера можно назвать ТагАЗ или Таганрогский автомобильный завод. Предприятие функционировало с 1997 до 2014 года, когда была запущена процедура банкротства.
В конце 2023 года принято решение о строительстве на базе ТагАЗ нового завода по производству коммунальной и сельскохозяйственной техники. Реализацией проекта займется один из лидеров аграрного машиностроения России Ростсельмаш. Учитывая скорое и весьма вероятное возрождение предприятия (в планах запустить завод в новом формате уже в текущем 2024 года), имеет смысл изучить его былую историю.
Оглавление
Например, малотоннажник ТагАЗ Харди, который выпускался всего год, но занял заметное место среди выпускаемой продукции и успел получить достаточно широкую известность на отечественном рынке.
Назначение и описание малотоннажного грузовика TagAZ Hardy
ТагАЗ Харди представляет собой малотоннажный грузовой автомобиль, предназначенный для эксплуатации в городских условиях. Сфера применения стала основанием для нескольких конструктивных решений. Главные из них – компактные размеры двухдверной заднеприводной машины с трехместной кабиной, обеспечивающие маневренность, достаточную и необходимую для быстрого и беспроблемного передвижения в стесненных условиях застройки города.
Важно отметить достаточно высокую скорость и серьезную грузоподъемность автомобиля. Что в сочетании с бюджетной ценой и экономичностью в эксплуатации сделали малотоннажный грузовик очень универсальным. В результате TagAZ Hardy оказался эффективным для разных видов коммерческой деятельности, включая снабжение небольших магазинов (городских и сельских), фермерских хозяйств и т.д.
Потенциальным потребителям предлагалось два варианта комплектации грузовика. Первый – МТ1 – стандартный бортовой вариант грузоподъемностью 1 160 кг. Второй – МТ2 – в формате шасси, рассчитанный на перевозку до 990 кг.
ВажноПартнерскими предприятиями автозавода производились три типа дополнительных надстроек к автомобилю, расширяющие сферу его практического использования. Включая тент на бортовую модель, рефрижератор для транспортировки скоропортящихся продуктов/товаров и изотермический кузов для перевозки грузов, требующих определенного температурного режима.
Технические характеристики
Несмотря на компактные габариты и экономичность в работе, ТагАЗ Харди обладает достаточно серьезным набором технических характеристик. Среди наиболее важных нужно отметить такие:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Размеры (ДхШхВ), м | 4, 65 / 1,7 / 2 |
Масса собственная / снаряженная, т | 1,07 / 2,23 |
Грузоподъемность, т | 0,99 / 1,16 |
Мощность / объем двигателя | 78 л. с./1,3 л |
Колесная база, м | 2,85 |
Дорожный просвет, см | 17,5 |
Размер колес | 185 / 65 / R14 |
Объем топливного бака, л | 50 |
Средний расход топлива, л / 100 км | 8,5 |
Разгон до 100 км/ч, с | 15 |
Крейсерская скорость, км/ч | 60-80 |
Двигатель
Акцент на бюджетное ценообразование привел к тому, что на грузовик устанавливается скромный бензиновый двигатель сравнительно малой мощности и объема. Следствием чего становится снижение расхода топлива и экономичность автомобиля в процессе работы.
Другим результатом такого решения становится относительно невысокая скорость передвижения, небольшая грузоподъемность и медленный разгон. Недостатки с лихвой компенсируются повышенной маневренностью и доступной стоимостью автомобиля.
Двигатель ТагАЗ Харди имеет проверенную на практике и давно отработанную конструкцию. Она предусматривает стандартные 4 рабочих цилиндра (расположены в ряд), прямой впрыск топлива и водяное охлаждение. Водители грузовика отмечают достаточно надежную работу мотора, причем в самых разных климатических и дорожных условиях.
Трансмиссия
Центральным элементом трансмиссии малотоннажного грузовика производства Таганрогского автозавода выступает механическая коробка переключения. Она содержит 5 передних и 1 заднюю передачу. Надежность трансмиссии в целом и МКПП подтверждена в процессе многолетней эксплуатации.
Дело в том, что этот рабочий узел грузовиков, активно применяемых до настоящего времени, выходит из строя достаточно редко. Причем преимущественно в случае непрофессионального надлежащего обслуживания, чрезмерной интенсивности использования или отсутствия соответствующего ухода за автомобилем.
Подвеска и ходовая часть
Грузовой автомобиль относится к заднеприводным. Конструкцией машины предусмотрена зависимая рессорная подвеска – как передняя, так и задняя. Рулевое управление осуществляется с помощью шестерни-рейки и электроусилителя руля. Гидроусилитель комплектация машины не включает.
На переднем мосту установлены дисковые тормоза, на заднем – барабанные. Размер небольших колес составляет всего 14 дюймов. Его вполне достаточно для беспроблемного передвижения по городским и даже грунтовым сельским дорогам хорошего качества.
Кабина ТагАЗ Харди
Стандартная комплектация грузовика предполагает установку двухместной кабины. Водительское и пассажирские места сложно назвать комфортабельными. Что не должно удивлять, тем более – с учетом очевидного факта выпуска автомобиля более десяти лет назад – в 2012-2013 годах. Сиденья расположены близко к другу – между ними остается совсем немного места для размещения рычагов МКПП и ручного тормоза.
Оформление салона можно отнести к лаконичным. Преобладает отделка «под дерево» и тканевая обивка. Удобство расположения водителя обеспечивается регулировкой сиденья, доступной по 4 направлениям. Кабина комплектуется акустической радио системой.
Видимость трассы обеспечивается стандартным набором фар. В состав которого входят: галогенные, передние и задние противотуманные. Безопасность передвижения достигается наличием антиблокировочной ABS-системы.
В качестве промежуточного вывода необходимо отметить, что кабина полностью отвечает общей стратегии разработки грузового малотоннажного грузовика. Которая выражается в получении на выходе бюджетной машины с разумным и очень минималистическим набором возможностей или удобств.
Конкуренты российского производства, стоимость ТагАЗ Харди
Немалая часть специалистов в автомобилестроении считают ТагАЗ Харди «творческой» переработкой китайского грузовика Changan. Хотя с учетом традиционной для автопроизводителей из Китая политики не стоит сомневаться в высокой вероятности копирования разработок японских или южнокорейских компаний. Несмотря на сказанное, продукт отечественного автопрома получил достаточно заметную известность на российском рынке.
Что стало следствием невысокой конкуренции в годы выпуска TagAZ Hardy, в том числе – из-за существенного превышения спроса над предложением. Дополнительным аргументом в конкурентной борьбе стала бюджетная стоимости грузовика Таганского автозавода. Машина стоила и продолжает стоить меньше главных отечественных конкурентов, которыми заслуженно считаются Газели и Соболи из Нижнего Новгорода.
Сегодня по-прежнему можно купить работоспособный ТагАЗ Харди 2012-2013 года выпуска, причем в неплохом состоянии. Максимальная цена машины достигает до 700-800 тысяч рублей.
Средняя – находится на уровне в диапазоне от 350 до 450 тысяч рублей. Основной проблемой в процессе эксплуатации становится приобретение запчастей, так как оригинальные детали давно уже не выпускаются. Хотя некоторые складские запасы еще сохранились. Как и возможность использовать альтернативные варианты комплектования малотоннажного грузовика.
Заключение
Малотоннажник ТагАЗ Харди выпускался Таганский автомобильным заводом в 2012-2013 годах. В среде профессионалов бытует мнение, что машина является копией китайского грузового автомобиля марки Changan, который также был скопирован, но уже у японской или южнокорейской компании. TagAZ Hardy предназначается для городских грузоперевозок и снабжения небольших коммерческих предприятий на селе, включая фермерские хозяйства.
Главными достоинствами машины выступают: маневренность, бюджетная стоимость и экономичность. Бонусом становится несколько вариантов надстроек, включая рефрижератор и изотермический кузов. Грузоподъемность автомобиля составляет 1 160 или 990 кг (в зависимости от модели). К числу минусов можно отнести малую мощность, относительно невысокую скорость, слабый разгон и прекращение выпуска комплектующих. ТагАЗ Харди можно до сих пор встретить в России, что демонстрирует ее надежность и долговечность.
Очень радует, что такие машиностроительные предприятия начинают возрождаться. Тут всё именно так, как в старом выражении: было бы счастье, да несчастье помогло. То есть из-за западных санкций оказались разорваны связи с западными поставщиками, вот мы заново и учимся производить технику и запчасти к ней.
По многочисленным отзывам владельцев ТагАЗ «Харди», данный автомобиль отличался довольно плохим качеством сборки. Одни из самых частых возникавших проблем – сбои в работе катушки зажигания, спидометра, электрической системы. Также нередко возникали проблемы с рулевым управлением.
Реальный конкурент "Газели", был период, что мы развозили на этом грузовике продукты. Потом стала сбоить коробка передач, а найти оригинальную запчасть так и не смогли. В плане комфортности, он не самый лучший, в салоне сильная вибрация. Но если наладят перевыпуск, то наверняка будут подводить машину под более высокие стандарты.
Интересно, что возрождение ТагАЗа в новом формате может привлечь внимание к истории завода и его продукции, такой как TagAZ Hardy. Этот малотоннажный грузовик, несмотря на короткий период производства, успел завоевать признание благодаря своей универсальности и бюджетной стоимости. Аналогично другим успешным проектам в сфере автопрома, таким как, например, Renault Logan, который стал популярным из-за своей надежности и доступной цены, TagAZ Hardy смог занять свою нишу на рынке. Разумеется, технические параметры Hardy не могут конкурировать с более современными аналогами, но для своего времени он был вполне эффективен. Рассматривая его конструкцию, можно заметить типичные для недорогих грузовиков решения — заднеприводную компоновку, зависимую рессорную подвеску и простую кабину. Похожий подход применялся и на других заводах, например, на Ульяновском автомобильном заводе с его UAZ Pickup, где ставка делалась на простоту и функциональность. Конечно, производство и реализация таких моделей сопряжены с проблемой устаревания технологий и прекращения выпуска запчастей, но это общая тенденция для многих предприятий, особенно в условиях кризисов. Интересно будет наблюдать, как Ростсельмаш планирует реализовать новый проект на базе ТагАЗа. Вероятно, опыт и наработки в аграрном машиностроении позволят создать продукцию, востребованную как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Это может стать отличным примером для других производителей, демонстрируя, как можно возрождать заводы и адаптировать их к современным реалиям.
Возрождение ТагАЗа под руководством Ростсельмаша — это действительно шаг вперёд для отечественного машиностроения. Особенно впечатляет, что это происходит на фоне общей тенденции к модернизации старых производственных площадок. Надеюсь, что новый завод принесёт пользу не только региону, но и всей отрасли.
TagAZ Hardy — это пример того, как бюджетный автомобиль может занять свою нишу на рынке. Конечно, мощность и скорость не самые высокие, но для городских условий это вполне приемлемо. Напоминает ситуацию с моделями Dacia, которые тоже строились на простоте и доступности.