Шкода 706 RТ/МT — икона советских дальнобойщиков

Шкода 706 — линейка грузовых автомобилей, выпускаемых компанией Skoda в период с 1946-1988 г. г. Машина выпускалась во многих модификациях, в том числе RT— реконструированная версия и MT — модернизированный вариант. Оба грузовика оборудованы кабиной над двигателем (трамбус).

Грузовой автомобиль получил популярность, благодаря удобному водительскому месту, продуманным техническим характеристикам и неприхотливой подвеске. Ниже поговорим о назначении грузовика, его модификациях и технических характеристиках. Отдельно выделим особенности кабины и текущую ценовую политику на вторичном рынке.

Назначение грузовика Шкода 706

Важно

Главная причина популярности грузового автомобиля Skoda 706— его универсальность.

Грузовик показал себя с лучшей стороны с позиции долговечности и надежности основных узлов, экономичности, неприхотливости в эксплуатации и комфортабельности рабочего места водителя.

На базе этих машин были сделаны грузовики для самых разных сфер:

  • пожарные автомобили;
  • бортовые грузовики для перевозки разных видов грузов;
  • автомобильные цистерны;
  • самосвалы;
  • тягачи;
  • краны и т. д.

Грузовики Шкода 706 активно применялись в строительной сфере, промышленности, коммунальном хозяйстве, сельскохозяйственной сфере и т. д. 

Общее описание автомобиля, модификации

Шкода 706

История модели Шкода 706 началась в 1943 году, когда была выпущена первая версия автомобиля на базе Skoda 606. В дальнейшем модель была оптимизирована и появились новые версии, среди которых —RT и MT, на которых и остановимся ниже.

Версия RT

С ростом конкуренции среди производителей грузовиков конструкторы Шкода оптимизировали уже имеющуюся модель и в 1957-м выпустили Шкода 706 RT. Новый транспорт получил увеличенную кабину, смонтированную над двигателем, большое лобовое стекло с хорошей обзорностью и удобное место для отдыха.

Такая особенность позволила использовать автомобиль не только в пределах одного населенного пункта, но и для перевозок на большие расстояния — между городами и даже между странами.

Классическая версия комплектовалась 6-цилиндровым мотором, работающим на дизельном топливе, имеющим объем 11,78 л и мощность в 180 лошадиных сил. В процессе выпуска этот двигатель неоднократно оптимизировался, но подробнее на этом вопросе мы остановимся ниже.

Для увеличения спроса разработчики сразу предусмотрели большой выбор модификаций для такой техники.
На рынке появились следующие версии транспорта Skoda 706:

  • самосвал — RTS;
  • седельный тягач — RTTN;
  • автобусы — RTO;
  • машины с низкорамным шасси — RTD;
  • мусоровозы — RTK;
  • грузовики с полным приводом — RTP.

С появлением модели начался экспорт грузовика и его вариантов в другие страны СССР. На тот период главный конкурент Маз 500 еще не появился, поэтому в 1958-м начались активные поставки версии RT, которая производилась до 1985 года. Сначала в Советский Союз поступали тягачи Шкода 706, бортовые машины и самосвалы.

Но к 1965-му основной упор был сделан на модификацию RTTN. Эта версия грузовика активно использовалась для перевозки разных видов грузов, в том числе скоропортящейся продукции. За все время завод-изготовитель выпустил свыше 150 тысяч грузовиков RT в разных вариантах.

Версия MT

К концу 60-х годов прошлого века появилась модернизированная версия транспорта, получившая наименование MT. На этом этапе завод Шкода уже наладил сотрудничество с Лиаз, что привело к появлению версий Skoda-Liaz 706. В состав Либерецких (не Ликинских) автозаводов входило более десятка предприятий.

Модифицированная модель грузовика получила обновленный 6-цилиндровый мотор (М 630 и М 634) с мощностью 180-210 лошадиных сил, работающего с 5-ступенчатой КПП. Была оптимизирована также трансмиссия и ходовая часть. Разработчикам удалось увеличить грузоподъемность ведущего моста и дисковых колес.

В отличие от версии RT в Шкода 706 MT кабина не имеет спального места, что подразумевает применение автомобиля в условиях города, а именно непродолжительных перевозок.

Как и в рассмотренном выше случае, здесь было предусмотрено множество модификаций для Шкода 706:

  • самосвал — MTS;
  • полноприводный самосвал 4х4 — MTPS 24;
  • седельный тягач — MTTS;
  • шасси для с/х техники 4х4 — MTSP 27 Argo;
  • шасси с удлиненной базой — MTV 5.

В Советский Союз модификации Шкода Лиаз 706MT поставлялись в незначительном количестве, если сравнивать с RT.

Наиболее востребованной была спецтехника, а именно подъемники коленчатого типа, в дальнейшем используемые для создания грузовых автомобилей линейки «100». Всего за период с 1965 до 1988-го было произведено почти 100 тысяч машин разных версий МТ. Интересно, что именно эта модификация стала последней в линейке грузовых машин «706».

Технические характеристики

Шкода 706

За время выпуска характеристики автомобиля Шкода 706 менялись с учетом внесенных изменений и модификаций. Для примера приведем модель Skoda 706 RT, которая в дальнейшем почти не изменилась. Базовые параметры:

Технические характеристики Значения
Габариты (ДхШхВ), м 7,6х2,35х2,5
Колесная формула 4х2
Дорожный просвет, см 28
Колесная база, м 4
Ширина колеи спереди / сзади, м 1,927 / 1,751 
Высота свеса переднего / заднего, м 1,35 / 2,098
Угол свеса передний / задний, град. 27 / 21
Вес сухой / снаряженный, т 5,64 / 5,9 
Максимальная скорость км / ч 70
Грузоподъемность основная / в прицепе, т 7,1 / 8
Расход горючего, л / 100 км 26
Емкость топливного бака, л 175

Для сравнения в модификации Шкода 706 МТ изменился двигатель и грузоподъемность, которая стала в диапазоне от 8 до 20 тонн. При этом расход топлива удалость уменьшить до 24 л на 100 км. В остальном технические характеристики машины остались прежними. Ниже рассмотрим основные узлы, которые достойны наибольшего внимания.

Семейство двигателей

Первоначально грузовики R комплектовались дизельными моторами с 6 цилиндрами объемом 11,78 л. Они выдавали мощность от 135 до 145 лошадиных сил и позволяли развивать скорость до 55 км/ч. Этого разработчикам было недостаточно, и уже в новой версии RT мощность была увеличена до отметки 160 л. с. При этом объем двигателя остался без изменений.

В 1966-м был выпущен еще один тип силового агрегата — М630 на 180 лошадиных сил, а также М634. Они отличались большей экономичностью и смогли выдавать большую мощность. Это позволило увеличить грузоподъемность техники без дополнительных потерь на топливные расходы. Параллельно выпускались даже мощные модификации моторов с мощностью до 210 лошадиных сил.

Все дизельные двигатели Шкода Лиаз 706 отличаются наличием чугунного блока силового агрегата, который отливался вместе с картером и комплектуется гильзами «мокрого» типа. Распределение топливной смеси осуществляется с помощью клапанов, имеющих верхнее расположение. Отдельное внимание уделено коленвалу, который работает на семи подшипниках радиально-роликового типа.

двигатель

В целом, все дизельные двигатели Skoda 706 RTи MT надежны в эксплуатации, имеют продолжительный срок службы и низкими требованиями к качеству ДТ. Из минусов — отсутствие подогрева топливной системы, что является негативным моментом при эксплуатации в зимнее время года.

Для защиты топливной системы рекомендуется использовать специальные сорта горючего, которые исключают замерзания. Многие владельцы грузовиков самостоятельно монтируют систему подогрева.

Слабым звеном в пуске двигателя являются стартеры, которые часто ломаются. По этой причине производитель предусматривает сразу два стартера. При поломке любого из них можно с легкостью добраться до места повреждения и устранить неисправность.

Варианты коробки передач

Все представленные выше моторы работают в паре с 5-ступенчатой коробкой передач, оборудованной шестеренками постоянного зацепления для 3, 4 и 5 скорости.

Трансмиссия грузового автомобиля выделяется большим ресурсом даже при частых поездках по плохим дорогам. Главным недостатком считается отсутствие центральной системы смазки, что при отсутствии может привести к снижению срока службы узла. 

Ходовая

Машины имеют составной кардан, в котором промежуточная опора имеет 2-рядный подшипник сферического типа. Основная передача является сдвоенной, состоящей из пары шестерней конического типа с винтовым зубом, также пары шестеренок в виде цилиндров со скошенным зубом.

Рулевая система состоит из 2-ходового червяка и соответствующего сектора. Тормоза работают на пневматическом принципе и одновременно функционируют на всех колесах. По желанию можно подключить к тормозной системе грузовика и прицеп. Дополнительно имеется возможность торможения двигателя и классический ручник.

Высота седла является оптимальной для подключения прицепа. Если же она кажется высокой, седло можно демонтировать с подъемника и установить на рамную часть.

При выборе такого варианта необходимо усилить место для монтажа, а уже потом осуществлять перенос. Основная платформа грузовика Skoda 706 изготовлена из дерева. Базовые размеры — 5х2,35 м. Для удобства разгрузки-погрузки предусмотрено три откидных борта, а также стальная рама в основании.

Кабина Skoda 706

Шкода 706

Одним из преимуществ грузового автомобиля является комфортабельная кабина Шкода 706, в которой легко помещается водитель и еще три человека. В некоторых модификациях предусмотрено спальное место, позволяющее использовать грузовик для продолжительных поездок.

Первоначально при изготовлении использовался деревянный каркас, который сверху обшит стальными листами. В 1954-м разработчики оптимизировали кабину и сделали ее цельнометаллической, что существенно увеличило надежность конструкции и ее срок службы. Из-за большого веса и ряда недоработок уже в 1956-м от этой технологии пришлось отказаться.

В этом же году появилась техника с классической компоновкой, в которой двигатель расположен под кабиной. В основе конструкции лежат стальные сваренные между собой элементы, а в целом конструкция получила индекс 706RT.

В 1973-м был выпущена укороченный вариант рамы для автомобилей MT. Эта особенность позволила отнести автомобиль к городскому транспорту, не предусмотренному для перевозки на большие расстояния. К особенностям такой кабины относится отсутствие спального места.

Шкода 706

При этом сама кабина устанавливалась не только на грузовики, но и на специальную технику, самосвалы и иные модификации. Внутри кабины хватает места водителю и пассажирам. Все элементы управления находится возле водителя.

В частности, на приборной панели предусмотрены основные цифровые приборы и сигнальные лампы. Справа находится отсек, который скрывает двигатель, а слева от него (прямо возле ноги водителя) доступна ручка положения коробки передач. Основные кнопки и тумблеры находится под приборной панелью справа от рулевой колонки.

Ориентировочная стоимость бу автомобиля

Цена грузовиков Шкода 706 зависит от модификации, года выпуска, состояния, пробега и иных факторов. В среднем стоимость находится в диапазоне от 200 до 500 тысяч рублей.

Заключение

Версия RT выпускалась вплоть до 1985-го, что свидетельствует о высоком спросе на автомобиль. Что касается модернизированной модели, она продержалась до 1987-го.

Всего производителю удалось представить рынку около 250 000 машин разных модификаций RT и MT, которые были востребованы не только в Чехии, но и на территории Советского Союза. Благодаря надежности и большому ресурсу, эти машины активно эксплуатировались в 90-х годах прошлого века, и даже сегодня встречаются в ценителей старой техники.

Рейтинг: 15
Всего оценок: 5 Комментариев: 6 Просмотров: 2597
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 02-11-2021 / Обновлено: 01-02-2023
Комментарии
Valery7019 02.11.2021

В 80-х годах прошедшего столетия приходилось ездить с отцом в командировки на седельном тягаче Шкода-706. Конечно же нет сравнения с современной техникой, но в то время это была серьезная техника.

2
0
Ответить
Мария Москва 02.11.2021

В моем детстве еще можно было увидеть такие грузовики. Сейчас их наверное, не используют, поскольку появились машины с более комфортабельными кабинами, встроенной онлайн-навигацией, и т.д. Но для своей эпохи Шкода-706 была супер.

3
1
Ответить
Артур Краснодар 20.10.2022

Я сам из тех шоферов который на Шкоде работал много лет этому авто нет равных на то время. Отличный тягач на то время.

2
2
Ответить
Анна Сочи 02.11.2021

Как интересно менялась Шкода за все время существования. Это конечно действительно икона для дальнобойщиков, мой папа ее ярый фанат, говорит лучше машины не найти)

2
0
Ответить
Авксентий 06.12.2024

Читая статью о грузовиках Skoda 706, нельзя не восхититься их универсальностью и долговечностью. Примечательно, что линейка 706 выпускалась столь длительное время — с 1946 по 1988 годы. Это свидетельствует о том, что автомобили действительно были востребованы, как в Чехии, так и за её пределами. В Советском Союзе в те годы их можно было сравнить с отечественными ЗИЛами или МАЗами, которые тоже ценились за надежность и простоту в эксплуатации. Особенно радует, что Skoda 706 имела множество модификаций, от самосвалов до автобусов, что говорит о её адаптивности. Это очень похоже на то, как сегодня производители автомобилей стремятся выпускать разные версии одной модели, чтобы удовлетворить потребности разных рынков. Технические характеристики, такие как мощный дизельный двигатель и продуманная подвеска, делали эти грузовики идеальным выбором для дальнобойщиков. Но и про кабину нельзя забывать — удобное место для водителя и возможность отдыха во время длительных поездок были большими плюсами. Конечно, в современных реалиях такие машины могут показаться устаревшими, особенно с учётом отсутствия подогрева топливной системы, что важно для зимней эксплуатации. Однако для своего времени Skoda 706 была настоящим прорывом в области грузового транспорта. В целом, это отличный пример того, как качественно сделанная машина может оставаться в эксплуатации десятилетиями, не теряя своей актуальности и надежности.

0
0
Ответить
Прокопий 07.12.2024

Skoda 706 действительно была и остаётся легендой. В статье хорошо описано, как её вариативность и универсальность нашли применение в самых разных областях — от сельского хозяйства до строительства. Это как раз те качества, которые ценятся и в современных грузовиках.

0
0
Ответить
Алипий 08.12.2024

Интересно, что Skoda 706 MT была более адаптирована для городских условий, чем её предшественница RT. Это напоминает подход многих современных компаний, которые выпускают городские версии своих грузовиков для уменьшения затрат и повышения манёвренности. Модификации на базе MT действительно расширяли возможности использования.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: