Шкода, история бренда
В декабре 2025 года всемирно известный бренд Skoda будет отмечать 130 юбилей. Что мы знаем о бренде и его многолетней истории?
Оглавление
Отцы-основатели - Вацлав Лаурин и Вацлав Клемент, 1895 год
История будущей автомобильной компании началась в конце ХІХ века в небольшой мастерской в городке Млада-Болеслав, которой владели торговец книгами Вацлав Клемент и механик Вацлав Лаурин. Оба Вацлава увлекались велосипедами: один совершенствовал, другой решал финансовые и организационные вопросы. Так в 1895 году, в чешском городке, известном сегодня автомобилистам всего мира зародился бренд, позже названный Шкода.
Начав с ремонта, Лаурин и Клемент работали над созданием и выпуском велосипедов и мотоциклов. Помимо основателей, в мастерской трудились еще три работника. В ХХ век L&K вступили с пятью новыми моделями велосипедов, которые назвали Slavia в честь австро-венгерской Чехии. На тот момент в штате маленькой компании трудились 21 работник.
Велосипеды и мотоциклы
Наряду с традиционными веломашинами в мастерской собирали детские и женские модели Также в ассортимент входили трехколесные пассажирско-грузовые велосипеды, тандемы и двухколесные велосипеды с цепным приводом и карданным валом.
Первые мотоциклы от L&K публика увидела в конце 1899 году. Это были экземпляры с двигателем на нижней раме. Такое устройство обеспечивало легкое управление и устойчивость во время движения. Конструкция мотоцикла Вацлава Лаурина была настолько удачной, что и поныне является стандартом для производителей. До появления чешской версии мототехники, по дорогам колесили модели с передним приводом и силовым агрегатом на руле.
Какова же была роль книготорговца? Как и в любом бизнесе, важен не только товар, но и умение его продать. Именно этим занимался Вацлав Климент. Он умело добивался получения заказов и внутри страны и за пределами Чехии, к примеру, в Германии и Великобритании.
Мотоциклы из мастерской в Млада-Болеславе получали призы в международных гонках, что еще раз подтверждало их техническое превосходство.
ВажноНа гонке 1901 года из Парижа в Берлин первым пришел к финишу Нарцис Подседничек.
Причем первым в прямом смысле слова. Гонщик появился на финише раньше судей и хронометристов, так как никто их них не ожидал, что 1196 км можно пролететь с такой скоростью. Еще одну важную победу преподнес своим разработчикам мотоцикл L&K CCR в 1905 году на неофициальных гонках мирового значения в Дурдане (неподалеку от Парижа).
Начало выпуска автомобилей, Voiturette A
Спустя 10 лет с момента основания, команда из Млада-Болеслава продемонстрировала публике первое авто под названием Laurin & Klement Voiturette A. Можно сказать, что это стало первым шагом на пути к Skoda.
Легкий и поворотливый автомобильчик получил 1-литровый мотор с двумя цилиндрами, максимальная скорость Voiturette A достигала 40 км/ч.
Не прошло и года как в модельном ряду компании появились еще несколько новых автомобилей с силовыми агрегатами на два и четыре цилиндра.
В 1907 году L&K стали первыми европейцами, которые выпустили машину с 8-цилиндровым мотором. Модель получила название Type FF. Также автопроизводители из Млада-Болеслава были популярны среди потребителей гоночных и коммерческих авто.
Успех требовал развития, а именно, нового оборудования, просторных площадей и зданий. В том же 1907 году Лаурин и Климент зарегистрировали свою фирму как «Laurin&Klement, акционерная компания, автомобильный завод в Млада Болеславе».
Наибольшую популярность снискала модель F:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Рабочий объем двигателя, куб. см | 2438 |
Количество цилиндров | 4 |
Мощность, л. с. | 21 |
Мотор с боковыми клапанами в L-образной головке, магнето зажигание высокого напряжения со свечами. За два года компания продала 371 такую машину. Модель имела несколько вариантов кузова: пассажирский, специального назначения.
В 1908 году на производственных мощностях L&K были выпущены автомобили для перевозки пассажиров и почты по бездорожью. Машины с легкостью преодолевали крутые склоны с ограниченными поворотами. Этот заказ компания получила от администрации Черногории. L&K предложила преобразованное авто с укороченными шасси и водительской кабиной, которая размещалась над мотором.
Разнообразие выпускаемой продукции поражает. В 1909-10 годах чешская компания обратила свой взор на такси и выпустила целых таких 100 машин.
Модель получилась настолько удачной, что встречалась на улицах Вены еще в 1928 году. Модель – S 1911 года смело можно причислять к наиболее популярным. Машина с двигателем мощностью 14 л.с. расширила свою географию далеко за пределы Чехии. Более трети авто «уехали» в Россию.
Первая мировая война, Skoda Auto
К началу Первой мировой войны «Лаурин энд Климент» продавала свою технику не только внутри Австро-Венгрии, но и по всему миру. Чешские «эски» разъезжали по дорогам Японии, Китая, Австралии, Мексики.
Однако война вынудила автозаводчиков кинуть все силы на производство военной техники, в которой остро нуждалась австро-венгерской армии.
После распада империи деловые связи компании разрушились, и пришлось вновь нарабатывать клиентуру. Чтобы компенсировать ограничения на производство гражданских авто, «Лаурин и Климент» выпускали даже моторные плуги Excelsior
Через три десятилетия, в 1925 году Laurin & Klement объединяется с мощным стратегическим партнером - Škoda. Эта машиностроительная группа из города Пльзень стала полноправным владельцем автомобильного завода в Млада-Болеславе. Новая торговая марка получила одноименное название Skoda Auto.
Логотип компании – индейская стрела как символ скорости и эффективности. Его происхождение окутано ореолом таинственности. По слухам, по время поездки по Америке Эмиля Шкоду сопровождал индеец и его портрет висел в кабинете основателя завода. Профиль индейца натолкнул на идею создания логотипа, который сегодня знаком практически каждому человеку.
Первым совместно созданным авто стала модель Skoda 4R, а к концу 20-х годов базовым пассажирским автомобилем, который выпускал завод, стала Шкода 110. За четыре года нашли своих владельцев 2985 экземпляра, причем машину постоянно модернизировали и усовершенствовали.
Как удалось небольшому заводу наладить массовый выпуск? Ответ прост - сборочная линия. В 1930 году с конвейера сходило уже 25 автомобилей в день. Это стало сенсацией на то время. Немногим позже на заводе ввели трехсменный график работы. Такие изменения позволили нарастить производительность до 95 авто в сутки.
Модели 30-х годов
В это время завод Шкода занимал второе место по количеству выпускаемых авто и третье место среди производителей легковушек. В начале 1930-х годов на рынок вышла новая модель Skoda 420:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Количество цилиндров | 4 |
Мощность, л. с. | 20 |
Коробка передач | 3-ступенчатая |
Максимальная скорость, л. с. | 60 |
Расход топлива, л / 100 км | 8 |
Skoda 420 мог похвастаться четырьмя посадочными местами, двумя дверями и багажником. Причем, последний открывался и из изнутри и снаружи, что было в новинку на то время.
Рассказывая историю Шкода, нельзя обойти вниманием победы автомобилей на различных соревнованиях.
В 1936 году второй заезд выиграла Skoda-Popular с новой системой трансмиссии. Ее сменила Skoda Favorit, а затем двухдверная модель Skoda 1101 (Skoda-Spartak). Нужно отметить, что после пяти лет работы над усовершенствованием модели 1101 мир увидел известную всем Шкода Октавия. После нее появилась модель элегантного кабриолета Felicia.
Вторая мировая война
В годы войны компания Skoda оказалась под экономическим игом нацистской Германии. С 1939 года по 1945-й завод практически полностью переключился на производство военной продукции. Шкода превратилась в Hermann-Göring-Werke. Заводы военных лет выпускали грузовики на газогенераторах, гусеничные тягачи, машины для штабов (на базе Škoda Superb).
На производстве в Пльзене было изготовлено треть вооружения Третьего рейха, включая САУ «Хетцер». В 1945 году американские В-17 разбомбили заводские площади Шкоды. От мощного производства осталось всего 30%, остальное было уничтожено. Позже это разрушение назовут «ошибочным».
Послевоенный период, стойкая «хребтовая» схема
После войны Чехию объединили со Словакией, а компанию Шкода национализировали. Компания стала называться Skoda AZNP. Но за счет централизованного планирования автомобильный завод получил карт-бланш и стал доминирующим на авторынке в поствоенной Чехословакии.
В социалистических странах практически прекратили продавать детали из западноевропейских государств. Но за счет прочной базы и отлаженных процессов производства, Шкода смогла закрепиться на автомобильном рынке и регулярно поставляла новые модели, пользовавшиеся успехом на внутреннем и мировом рынке.
На экспорт уходили — Tudor 1200/1201, Spartak, Octavia, 1000 MB, Škoda 440 и сменившая ее Škoda Felicia.
Еще в 30-х годах компания Škoda под руководством главного инженера Владимира Матуша создала новую линейку авто, которая отличалась конструкцией. В состав шасси вошла «вильчато-хребтовая рама», которая добавила жесткости на кручение и уменьшила общую массу машины. Ранее автомобили выпускались с рамами лестничного типа. Основным инновационным элементом стала центральная труба с карданным валом внутри, что основательно повысило жесткость кручения. Еще одной новинкой в конструкции авто стала независимая подвеска колес.
Первым новым автомобилем линейки стал маленький Škoda 420 Standard весом 650 кг. Новая машина легко управлялась, экономно расходовала топливо и была дешевле по себестоимости. Новый подход к конструированию был применен на моделях Superb (1934), Rapid (1935), Favorit (1936).
Дофольксвагеновские модели
В марте 1964 года в Млада-Болеславе открылся новый главный завод, и объем производства резко возрос. В 1964 году с конвейера сошла модель Škoda 1000 МВ – седан, с мотором, расположенным в задней части авто, после задней оси с приводом на задние колеса. Объем двигателя 1 литр. В 1970 году появилось легендарное купе Škoda 110 R. Спустя пять лет на его базе был создан раллийный Škoda 130 R, получивший прозвище «West Porsche».
В 1987 году была выпущена новая модель – Skoda Favorit. Этот хетчбек получил дизайн от итальянской студии Bertone. Новый хэтч имел модернизированную компоновку с двигателем, установленным поперечно спереди и приводом на передние колеса. В некой мере эта модель стала исторической, так как именно с нее начинается история бренда Skoda в составе Volkswagen Group.
Из Шкоды Фаворит выросла модель Формен, которая была поставлена на конвейер в 1988 году. Дизайн обеих моделей выполнен итальянцами из ателье Бертоне, который в 80-х прошлого столетия был вполне на высоте. Притом что эти авто были относительно недороги, надежность также была средней. Среди технических характеристик Шкоды Формен можно выделить:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Двигатель | карбюраторный, 4 цилиндра, объем 1289 |
Мощность мотора | 54 л.с. при 500 об/мин |
Крутящий момент | 93 Нм при 3000 об/мин |
Расход топлива, л / 100 км | 8 |
Модели новейшей истории
В 1991 году в истории бренда Skoda произошло важнейшее событие – она стала частью крупнейшего немецкого концерна «Фольксваген Групп». Благодаря этому слиянию на дорогах появилась новая Felicia, Octavia и Fabia. За счет сотрудничества с более мощным концерном, Шкода смогла расширить модельный ряд премиальных авто, а также завоевать такие сегменты авторынка как SUV.
Современная Шкода Октавия (1996-2000) класса С появилась на рынке в 1998 году в кузове универсал на платформе – А4 (PQ34).
Автомобиль получил следующие технические характеристики:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Колесная база, мм | 2508-2520 |
Масса, кг | 1160-1500 |
Двигатели в кузове хетчбек | бензиновые 1,6 л (75 л.с.) / 1,8 л (125 л.с.) / 1,6 л (101 л.с.), турбодизель 1,9 л (90 л.с.), с 2000 года – экологичный 1,4 л (75 л.с.) |
Двигатели в кузове универсал | турбодизель TDI 1,9 л (110 л.с.) |
С 2004 года модель выпускалась под названием Skoda Octavia Tour, а в 2010 году модель была снята с производства.
ВажноНемецкий гонщик Армин Шварц промчал за рулем Octavia WRC 1000 км по Африке. Машина не только выдержала испытание, но и завоевала бронзу в экстремальном ралли-сафари.
Достижением Skoda после слияния с VAG стало возрождение модели Superb, которая вернула бренд в ряды представительских авто. В имени модели заложено величие, благородство и эффектность, потому Superb полностью оправдывает свое название.
Полноценный внедорожник Skoda появился еще в 1966 году под названием Trekka. В его создании приняли участие представители компании из Новой Зеландии. Базой для внедорожника стала Octavia Super. Затем в 2009 году на рынок вышел Yeti, собранный на базе Scout 4x4.
Сегодня львиную долю продаж составляют кроссоверы, среди которых не последнее место занимает Skoda Kodiaq. Эта модель уже не первый год входит в тройку наиболее популярных больших внедорожников, оставаясь доступной по цене как для класса D. SUV с бензиновым двигателем на платформе MQB начали выпускать с 2017 года.
Автомобиль получил:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Колесная база, мм | 2791 |
Клиренс, мм | 187-194 |
Объем бака, л | 58 |
Масса, кг | 1502-1980 |
Бензиновые двигатели | 1,4 TSI 125/150 л.с; 2,0 TSI 180/240 л.с. |
Дизельные двигатели | 2,0 TDI 150/190/240 л.с. |
В гибридном варианте Kodiaq iV | 1.5 л двигатель TSI L4 |
В 2019 году бренд Шкода присоединился к когорте электромобилей. На суд потребителей была выставлена plug-in гибридная версия Superb iV и полностью электрический вариант Citigo e iV.
Заключение
Стратегия развития Škoda auto до 2025 года звучит как Simply Clever, то есть философия продуманности, практичности и удобных решений автомобиля для повышения комфорта водителя и пассажиров.
В чем же секрет популярности автомобилей Шкода?
В идеальном сочетании цены и качества! Немцы смогли исправить все недочеты Skoda, и сегодня чешский бренда следует курсу, который заложили его основатели Лаурин и Клемент, но с направленностью на современность.