«Умные» уплотнители — панацея или лишенная смысла трата денежных средств?
В последние годы иностранные асфальтоукладчики все как один переключились на катки с автоматизированным режимом управления. Между тем мы, по мнению отечественных производителей уплотнительной спецтехники, в дорожных катках с электроникой, по-видимому, не нуждаемся.
В настоящей статье мы поговорим об «умных» катках, а также постараемся ответить на вопрос, являются ли автоматизированные машины панацеей, если можно так выразиться, или же представляют собой лишь напрасную трату денежных средств.
«Умные» уплотнители — зачем?
Не секрет, что в нашей стране дороги являются болезненным вопросом даже для самых неунывающих россиян. Дорожные расщелины, неравномерности и впадины поджидают автомобилистов во всех регионах России. И, бесспорно, здесь запад ощутимо обгоняет нашу страну. Но в чем причина? Специалисты считают по-разному. Кто-то убежден, что проблема кроется в недостаточном госфинансировании, кто-то — что всему виной пресловутый человеческий фактор.
Прежде всего, стоит сказать о том, что на отечественных уплотнителях производить работу довольно тяжело. Главная проблема состоит в том, что любые видоизменения происходят внутри материала, и итоги работы не представляется возможным оценить ни в ходе, ни по окончанию мероприятий. Проверка результатов осуществляется уже после: уплотненный слой берется на анализ и отправляется в соответствующее учреждение. В нашей стране, согласно статистическим данным, показатель брака зачастую составляет порядка 60%.
Стремясь избежать столь неприятного показателя, развитые страны применяют автоматизированные уплотнители, которые оснащаются системой, осуществляющей контролирование плотности материала. Автоматизированный каток, способный производить контроль уровня плотности слоя на каждом прогоне — большое новшество в сфере уплотнительной спецтехники. Данные уплотнители разработаны для того, чтобы избежать погрешностей, возникающих в процессе укладки. Они способны отслеживать состояние слоя и сообщать соответствующую информацию машинисту. Разумеется, такие машины имеют свои плюсы и минусы.
Популярные бренды отечественных и иностранных уплотнителей
В настоящее время в нашей стране представлены два основных производителя катков: OOO «Завод «Дорожных машин» и OAO «Раскат». Предприятия производят порядка 90% специальной техники в год. При этом на сегодняшний день продукция данных брендов имеет лишь вибровозбудители. Что это такое? Не секрет, что в процессе укладки асфальтового покрытия имеет значение такой немаловажный фактор как минимальная погрешность. На данный критерий непосредственно влияет фактор прогрессивности уплотнителя. Именно поэтому все без исключения уплотнители имеют вибровозбудители, контролирующие частоту и амплитуду колебаний, которые, собственно, и позволяют повысить плотность применяемых материалов.
В числе иностранных производителей дорожных катков можно отметить три крупнейшие фирмы: Bomag, Ammann и Dynapac. Все они оснащают производимую технику современными электронными системами.
Недостатки «умной» уплотнительной техники
Кроме очевидных достоинств, эксперты отмечают также и минусы «умных» катков. Так, начальник одного из отделов OAO «Раскат» B. Федотов отметил, что посредством электроники не представляется возможным получить полное представление о состоянии уплотняемого материала, поскольку даже в этом случае информация окажется весьма далекой от реального положения вещей. По словам эксперта, в обязательном порядке потребуются вырубка и последующая транспортировка образца в соответствующее производственное учреждение.
Помимо этого, Федотов отметил, что на OAO «Раскат» уже разрабатывались автоматизированные уплотнители. Однако, несмотря на то, что в разработку были инвестированы немалые деньги, производство было приостановлено, так как руководители проекта посчитали, что в конечном итоге техника окажется нерентабельной. Впоследствии данная точка зрения, по словам Федотова, нашла подтверждение.
Таким образом, к недостаткам автоматизированных уплотнителей можно отнести:
- отсутствие стопроцентной точности передаваемой информации;
- «кусачую» цену машин;
- ощутимые денежные затраты на поддерживание состояния и обслуживание электронной составляющей;
- нерентабельность в нашей стране ввиду неимения у российских машинистов соответствующего опыта.
Подведем итоги
Очевидно, «умные» уплотнители обладают как достоинствами, так и недостатками. Бесспорно, было бы неправильно говорить, что автоматизированные катки являются панацеей. В то же время нельзя также утверждать, что катки с электроникой представляют собой напрасную трату денежных средств.
Перечисленные недостатки автоматизированных катков и недостатками сложно назвать - нехватка средств для закупки и отсутствие опыта машинистов, это исключительно проблемы финансирования, а не самих катков. Думаю, если бы дороги укладывали умными катками, наша дорожная ситуация бы улучшилась.
В нашем городе как раз ремонтируют дороги - видел эти новые катки. Особо не разглядывал, но заметил, как они лихо управляются. Думаю, что нет разницы, механика или электроника в катке, главное, чтобы асфальт хорошо и долго лежал.
Возможно эта техника требует много денег при ремонте и тратит большое количество топлива, зато он так красиво откатал нам трассы в городе, в момент. Строители работали ночью, а утром были красивые ровные дороги. Скорость их повысилась за счет такой техники.
"Умные" асфальтоукладчики, оснащенные передовыми технологиями делают процесс дорожного строительства более экологичным, экономичным и качественным. Эти технологии значительно улучшают качество дорог, сокращают время их строительства и уменьшают расходы на ремонт и эксплуатацию. Это требует больших начальных инвестиций, что не всегда доступно для малых компаний или регионов с ограниченными бюджетами.
Интересная статья, поднимающая актуальную проблему качества дорог в России. На мой взгляд, использование автоматизированных катков может действительно решить многие из текущих проблем, связанных с дорожным строительством. Например, такие компании, как Bomag, давно используют подобные технологии и добились значительных успехов в улучшении качества дорожного покрытия за рубежом. Конечно, внедрение такой техники требует первоначальных инвестиций и обучения персонала, но в долгосрочной перспективе это может быть более экономичным решением. Автоматизация позволяет минимизировать человеческий фактор и снизить вероятность брака, что, как уже упоминалось, достигает 60% в России. Сравните это с подходом, который использует, например, Ammann, где автоматизация позволяет в реальном времени отслеживать плотность материала, что значительно ускоряет процесс и снижает затраты на последующую проверку качества. Пусть это и не панацея, но определенно шаг в верном направлении. Конечно, цена таких машин может быть высокой, но если учесть затраты на ремонт и переделку некачественно уложенных дорог, выгода становится очевидной. Да, электроника может не давать стопроцентной точности, но это все же значительно лучше, чем текущий метод работы вслепую. Думаю, что если бы государство поддержало это направление и инвестировало в обучение специалистов, мы смогли бы значительно улучшить состояние наших дорог.
Автоматизация в дорожном строительстве точно не будет лишней. Даже если учесть недочеты, которые описаны, думаю, плюсы перевесят минусы. Главное — правильно подойти к внедрению и обучению специалистов, чтобы избежать проблем, которые уже возникали у наших производителей.
Мне кажется, что автоматизированные катки — это шаг в будущее. Да, есть свои нюансы и недостатки, но если западные компании, такие как Dynapac, успешно применяют их, почему бы и нам не попробовать? Конечно, нужны инвестиции и время на адаптацию.