«Умные» уплотнители — панацея или лишенная смысла трата денежных средств?
В последние годы иностранные асфальтоукладчики все как один переключились на катки с автоматизированным режимом управления. Между тем мы, по мнению отечественных производителей уплотнительной спецтехники, в дорожных катках с электроникой, по-видимому, не нуждаемся.
В настоящей статье мы поговорим об «умных» катках, а также постараемся ответить на вопрос, являются ли автоматизированные машины панацеей, если можно так выразиться, или же представляют собой лишь напрасную трату денежных средств.
«Умные» уплотнители — зачем?
Не секрет, что в нашей стране дороги являются болезненным вопросом даже для самых неунывающих россиян. Дорожные расщелины, неравномерности и впадины поджидают автомобилистов во всех регионах России. И, бесспорно, здесь запад ощутимо обгоняет нашу страну. Но в чем причина? Специалисты считают по-разному. Кто-то убежден, что проблема кроется в недостаточном госфинансировании, кто-то — что всему виной пресловутый человеческий фактор.
Прежде всего, стоит сказать о том, что на отечественных уплотнителях производить работу довольно тяжело. Главная проблема состоит в том, что любые видоизменения происходят внутри материала, и итоги работы не представляется возможным оценить ни в ходе, ни по окончанию мероприятий. Проверка результатов осуществляется уже после: уплотненный слой берется на анализ и отправляется в соответствующее учреждение. В нашей стране, согласно статистическим данным, показатель брака зачастую составляет порядка 60%.
Стремясь избежать столь неприятного показателя, развитые страны применяют автоматизированные уплотнители, которые оснащаются системой, осуществляющей контролирование плотности материала. Автоматизированный каток, способный производить контроль уровня плотности слоя на каждом прогоне — большое новшество в сфере уплотнительной спецтехники. Данные уплотнители разработаны для того, чтобы избежать погрешностей, возникающих в процессе укладки. Они способны отслеживать состояние слоя и сообщать соответствующую информацию машинисту. Разумеется, такие машины имеют свои плюсы и минусы.
Популярные бренды отечественных и иностранных уплотнителей
В настоящее время в нашей стране представлены два основных производителя катков: OOO «Завод «Дорожных машин» и OAO «Раскат». Предприятия производят порядка 90% специальной техники в год. При этом на сегодняшний день продукция данных брендов имеет лишь вибровозбудители. Что это такое? Не секрет, что в процессе укладки асфальтового покрытия имеет значение такой немаловажный фактор как минимальная погрешность. На данный критерий непосредственно влияет фактор прогрессивности уплотнителя. Именно поэтому все без исключения уплотнители имеют вибровозбудители, контролирующие частоту и амплитуду колебаний, которые, собственно, и позволяют повысить плотность применяемых материалов.
В числе иностранных производителей дорожных катков можно отметить три крупнейшие фирмы: Bomag, Ammann и Dynapac. Все они оснащают производимую технику современными электронными системами.
Недостатки «умной» уплотнительной техники
Кроме очевидных достоинств, эксперты отмечают также и минусы «умных» катков. Так, начальник одного из отделов OAO «Раскат» B. Федотов отметил, что посредством электроники не представляется возможным получить полное представление о состоянии уплотняемого материала, поскольку даже в этом случае информация окажется весьма далекой от реального положения вещей. По словам эксперта, в обязательном порядке потребуются вырубка и последующая транспортировка образца в соответствующее производственное учреждение.
Помимо этого, Федотов отметил, что на OAO «Раскат» уже разрабатывались автоматизированные уплотнители. Однако, несмотря на то, что в разработку были инвестированы немалые деньги, производство было приостановлено, так как руководители проекта посчитали, что в конечном итоге техника окажется нерентабельной. Впоследствии данная точка зрения, по словам Федотова, нашла подтверждение.
Таким образом, к недостаткам автоматизированных уплотнителей можно отнести:
- отсутствие стопроцентной точности передаваемой информации;
- «кусачую» цену машин;
- ощутимые денежные затраты на поддерживание состояния и обслуживание электронной составляющей;
- нерентабельность в нашей стране ввиду неимения у российских машинистов соответствующего опыта.
Подведем итоги
Очевидно, «умные» уплотнители обладают как достоинствами, так и недостатками. Бесспорно, было бы неправильно говорить, что автоматизированные катки являются панацеей. В то же время нельзя также утверждать, что катки с электроникой представляют собой напрасную трату денежных средств.
Перечисленные недостатки автоматизированных катков и недостатками сложно назвать - нехватка средств для закупки и отсутствие опыта машинистов, это исключительно проблемы финансирования, а не самих катков. Думаю, если бы дороги укладывали умными катками, наша дорожная ситуация бы улучшилась.
В нашем городе как раз ремонтируют дороги - видел эти новые катки. Особо не разглядывал, но заметил, как они лихо управляются. Думаю, что нет разницы, механика или электроника в катке, главное, чтобы асфальт хорошо и долго лежал.
Возможно эта техника требует много денег при ремонте и тратит большое количество топлива, зато он так красиво откатал нам трассы в городе, в момент. Строители работали ночью, а утром были красивые ровные дороги. Скорость их повысилась за счет такой техники.
"Умные" асфальтоукладчики, оснащенные передовыми технологиями делают процесс дорожного строительства более экологичным, экономичным и качественным. Эти технологии значительно улучшают качество дорог, сокращают время их строительства и уменьшают расходы на ремонт и эксплуатацию. Это требует больших начальных инвестиций, что не всегда доступно для малых компаний или регионов с ограниченными бюджетами.