Volvo С303 - шведская «Буханка» высокой проходимости

Советская «Буханка» имеет немало зарубежных аналогов разной степени похожести. Одним из самых любопытных считается Volvo C303, которые часто называют Laplander или «Вездеход 11». Машина предназначена для движения по бездорожью и является военной разработкой. Она была разработана в 60-е годы прошлого века. Серийный выпуск продолжался с 1974 по 1984 годы, хотя объемы производства сложно называть массовыми (общее количество произведенных авто составило 8 718 единиц, по другим данным – около 12 тысяч).

Сегодня автомобиль высокой проходимости Volvo C303 встретить достаточно сложно – слишком мало их осталось в эксплуатации. Поэтому имеет смысл рассмотреть область применения и технические характеристики вездехода более детально. Отдельный раздел статьи выделен под описание сходств и различий продукции шведского автопрома с легендарной отечественной «Буханкой».

Как и для чего появился Вольво С303 Laplander, область применения

Изначально задача спроектировать Вольво С303 была поставлена военным ведомством Швеции, которое всегда была в числе лидеров по большинству оборонных разработок в Европе. Насколько автомобиль оправдал ожидания шведской армии, сказать достаточно проблематично. Найти тематические материалы по данному вопросу не удалось. По крайней мере, намного большую известность получил его предшественник Laplander L3314, который производился в начале 60-х годов 20 века.

Volvo С303

В то же время можно однозначно утверждать, что вездеход VolvoC303 оставил заметный след в спортивном мире. Прежде всего – в так называемых гонках офф-роуд (в дословном переводе с английского – по бездорожью). Машина повышенной проходимостью даже принимала участие в знаменитом ралли-рейде Париж – Дакар.

Важно

В 1982 году Volvo C303 ограничился олимпийским принципом, когда победа не является целью. Но уже через год – в 1983 году – автомобиль стал первым среди грузовиков своей весовой категории.

Это остается своеобразным рекордом для вездеходов подобного класса. Побить который, скорее всего, уже не удастся. В том числе – из-за изменения формата самого известного гоночного рейда мира.

В любом случае Volvo C303 Laplander заслужил репутацию настоящего монстра гонок по бездорожью и имеет вполне легендарный статус. Причем в мировом масштабе, в отличие от более узкопрофильной советской «Буханки». Хотя последняя выпускалась намного дольше и в заметно больших количествах.

Основные узлы, обеспечивающие проходимость на бездорожье

Volvo C303 можно назвать полноприводным микроавтобусом, который серийно выпускался в двух вариантах колесной формулы: 4х4 и 6х6. И двухосная, и четырехосная модификации производились с самого начала и вплоть до завершения серийного изготовления. Полный привод – первое, но далеко не единственное конструктивное решение, способствующее повышенной проходимости автомобиля.

Volvo С303

Вторым выступает особая конструкция портальных мостов, предусматривающая наличие колесных редукторов. Что приводит к очень заметному завышению кузова над поверхностью земли и, как следствие, увеличению дорожного просвета. Еще одним результатом выступает снижение нагрузки на трансмиссию непосредственно от колес. Что позволяет увеличить общую надежность вездехода в целом. Оборотной стороной присутствия портальных мостов становится удорожание автомобиля, так как их изготовление и установка обходятся очень недешево.

Следующей важной конструктивной особенностью является жесткое подключение переднего моста (в отличие от советского УАЗа, где водителю предоставлялась альтернатива межосевой блокировке). Существенным дополнением становится возможность блокировки межколесных дифференциалов в мостах, которая достигается использованием специального пневматического привода.

трансмиссия

Кроме того, имеет смысл выделить еще несколько очень интересных решений, к числу которых относятся:

  • пониженный ряд раздаточной коробки;
  • ее синхронизация с КПП (позволяющая совершать переключения передач непосредственно в движении);
  • опция снятия так называемого «колокола» (благодаря которой удается получить удобный доступ к двигателю сзади).
  • совмещенный рычаг управления раздаточной коробкой и коробкой переключения передач;
  • предельно простое и удобное «кнопочное» подключение переднего моста с помощью вакуумного привода;
  • продольные реактивные тяги заднего моста (исключают риск так называемого «подворачивания» рессор с последующим их выходом из строя).

Технические характеристики

двигатель Volvo B30

Найти полноценный набор технических характеристик Вольво С303 достаточно сложно. Тем более – с учетом разных данных, фигурирующих в различных источниках подобной информации. Более-менее однозначно можно утверждать о точности следующих данных о вездеходе:

Технические характеристики Значения
Габаритные размеры (ДхШхВ), м  4,4х1,9х2,3
Колесная база, м 2,3
Снаряженная масса, т 2,4
Мощность бензинового двигателя Volvo B30, л. с. 117
Объем силового агрегата, л 3
Емкость топливного бака, л 85
Крутящий момент, Нм 210
Дорожный просвет, см 38
Максимальный уклон при движении, град. 38
Предельная глубина преодолеваемого брода, см 65

Общее и отличия Вольво С303 и УАЗа

«Буханкой» принято считать модель УАЗ-452. Она визуально достаточно похожа на Volvo C303. К тому же имеет аналогичное функциональное назначение и весьма близкие технические характеристики (с некоторыми оговорками, связанными с намного более продолжительным временным периодом изготовления и, как следствие, наличием множества модификаций).

УАЗ 452 Буханка

Если говорить об общих конструктивных решениях, необходимо отметить такие:

  • полный привод;
  • большой дорожный просвет;
  • близкие габаритные размеры;
  • аналогичная компоновка (с размещением двигателя под кабиной водителя);
  • примерно одинаковая вместимость (которая незначительно варьируется в зависимости от модификации и количества осей);
  • очень прочная и надежная стальная рама;
  • относительно короткие свесы (как передний, так и задний).

Volvo С303

Важно отметить, что машины имеют немало отличий. В дополнение к уже отмеченным ранее, стоит перечислить следующие особенности Volvo C303 по сравнению с «Буханкой»:
более высокий клиренс;

  • специально разработанные оригинальные портальные мосты с колесными редукторами;
  • жесткое подключение привода переднего моста;
  • удобный доступ к двигателю с задней части;
  • наличие трехосной модели (УАЗ выпускался исключительно с колесной формулой 4 на 4);
  • большая мощность двигателя (даже выпускаемая в текущем веке «Буханка» комплектовалась агрегатом на 112 л. с.)

Отдельного и обязательного упоминания заслуживает заметно более высокий уровень комфортности Volvo C303. Причем он становится особенно удивительным, если учесть военную направленность автомобиля. Тем более – при сравнении с советским УАЗом, который точно нельзя назвать образцом в данном вопросе.

Первым и очень большим удобством становится простота посадки и высадки. Которая обеспечивается, несмотря на большую высоту расположения водительского и пассажирского сидений. Еще один важный плюс – мягкость и надежность механизмов закрывания дверей (что для УАЗа нередко выступало слабым местом).

Volvo С303

Не менее серьезным отличием становится эргономичное расположение систем и приборов управления внутри кабины. Все ключевые элементы – клавиши, контрольные лампы, тумблеры – находятся в зоне удобной и уверенной досягаемости, к тому же хорошо видны.

Большая часть салона и двери изнутри обиты приятным на ощупь и практичным серым материалом с ворсом. Значительная часть машин изначально комплектуется лебедкой, которая устанавливается на переднем бампере.

Международное распространение

Как было отмечено ранее, изначально предназначался для шведской армии. В реальной жизни машина использовалась намного более широко. В том числе – в военных целях, так как вездеход был поставлен на баланс сразу нескольких армий (помимо непосредственно шведской) – Анголы, Эстонии, Литвы, Латвии, Малайзии. Причем в некоторых из них он эксплуатируется до настоящего времени.

Volvo С303

Помимо военных нужд, Вольво С303 нередко использовался в гражданских целях. Достаточно масштабными пользователями автомобиля в разные годы выступали: несколько шведских ведомств и компаний (управление автодорог, пожарные службы, государственное энергетическое предприятие), а также ряд зарубежных фирм (например, телекоммуникационная компания из Малайзии).

Популярность Volvo C303 стали причиной появления автомобиля повышенной проходимости в массовой культуре. Особенно часто в связи с данным обстоятельством вспоминают достаточно известную и востребованную среди геймеров компьютерную игру BeamNG.drive, где вездеход стал прообразом одного из ключевых «участников» дорожных гонок Autobello Stambecco.

Итог

Вольво 303

Volvo C303 – двухосный и трехосный полноприводный микроавтобус повышенной проходимости, ставший легендарным представителем класса автомобилей офф-роад. Изначально разработан в военных целях для шведской армии. Позднее стал активно использоваться для гражданских нужд.

В том числе – в спортивных гоночных ралли-рейдах, где выиграл одну из самых известных гонок в мире – Париж-Дакар (в 1983 году). VolvoC303 выпускался серийно в течение 10 лет – с 1974 по 1984 годы. Отличается очень высокой проходимостью, надежностью и долговечностью. Общее количество произведенных авто относительно невелико и составляет 8 718 машин.

Рейтинг: 2
Всего оценок: 1 Комментариев: 3 Просмотров: 40
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 21-11-2024 / Обновлено: 22-11-2024
Комментарии
Айрат 25.11.2024

Читая статью о Volvo C303, я не могу не вспомнить о других культовых вездеходах того времени. Например, Pinzgauer от Steyr-Daimler-Puch, который также завоевал популярность в военных и гражданских сферах благодаря своей надежности и проходимости. Оба автомобиля обладают своим уникальным шармом и техническими особенностями, которые сделали их значимыми в истории автомобильной индустрии. Интересно, что несмотря на относительно небольшие объемы производства, C303 все равно оставил свой след благодаря участию в таких знаменательных событиях, как Париж-Дакар. Это напоминает мне о том, как важна инновация и уникальные инженерные решения, такие как портальные мосты, которые обеспечивают высокий клиренс и надежность. В отличие от более массового УАЗ-452, который ориентирован на внутренний рынок, C303 смог выйти на международную арену, что говорит о его универсальности и высоком уровне инженерной проработки.

0
0
Ответить
Жером 26.11.2024

Интересно, как Volvo C303 сравнивается с более современными вездеходами. Несмотря на возраст, его конструктивные решения до сих пор вызывают уважение. Особенно впечатляет его способность преодолевать сложные препятствия благодаря уникальной системе привода и портальным мостам. Это редкий случай, когда военная машина становится популярной в гражданской жизни и даже в спорте.

0
0
Ответить
Зосима 27.11.2024

Volvo C303 - это пример того, как инженерные решения могут опережать свое время. В то время как обычные автомобили стремились к комфорту и экономичности, C303 был создан для преодоления любых преград. Его участие в ралли Париж-Дакар только подтверждает его статус настоящего вездехода. Жаль, что таких машин осталось так мало, они были бы интересны современным коллекционерам и энтузиастам.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: