Муниципалитетам запретили покупать импортную спецтехнику
Отечественные производители дорожно-строительной и специальной техники оптимистично настроены на увеличение продаж. Без государственной поддержки не обойдётся и на этот раз. Пока Минпромторг воздерживается от очередной порции финансовой помощи, но существуют и другие методы. Например, можно ограничить участие импортной спецтехники в торгах путём усложнения процедуры госзакупок. Регионам и муниципалитетам уже давно недвусмысленно намекнули, что брать в лизинг всё же лучше машины российских компаний-производителей.
Проект нового постановления опубликован в сети. Запрет на приобретение зарубежной техники и оборудования начинает действовать с 1 ноября. Но этот, как и всякий другой, запрет можно обойти. Пока Минпромторг ограничивает лишь финансовый лизинг, в то время как аренда импортной спецтехники остаётся для госучреждений вполне доступной.
Подобная защита внутреннего рынка вполне своевременна. Впрочем, это подтверждает лишь, что продукция российского машиностроения не способна победить в здоровой конкуренции. Совокупные производственные мощности наших предприятий загружены всего на 60%. Регионы также попали в неприятную ситуацию, поскольку лишены возможности приобретать высококачественные машины импортного образца. В профильном комитете АЕБ, который объединяет зарубежные концерны, разочарованы принятым решением. Минпромторг сознательно создаёт искусственные препятствия, не позволяющие «чистым иностранцем» принимать участие в госзакупках.
Утешением может служить тот факт, что иностранные участники промышленной сборки, производство которых локализовано в РФ, могут принимать участие в госзакупках наравне с отечественными компаниями. Но это не решает проблемы, например, с асфальтоукладчиками. Наша техника не способна строить широкие дороги, как зарубежные аналоги. Существует множество ситуаций, при которых применение импортной спецтехники и оборудование более чем оправдано.
- ОБМЕН навесного оборудования для Bobcat 630 и 650
- Перевозки между Украиной и Россией
- Выкуп спецтехники и грузовиков в Москве и МО
- Сколько может стоить охрана экскаватора, и кто должен платить за неё?
- Оплата проезда общественного транспорта с помощью смартфона, какие плюсы и минусы
- Муниципалитетам запретили покупать импортную спецтехнику
Конечно защита своего производителя в условиях санкционнного давления мера более чем оправданная, бюджетные средства должны идти на развитие внутреннего производства техники. Для той техники которая не производится у нас лучше сделать временное исключение плюс стимулировать наши предприятия на разработку аналогов.
Зарубежные производители спецтехники заинтересованы в нашем рынке сбыта и ограничения будут дополнительным рычагом и для развития производства и сборки техники здесь, а это уже рабочие места и налоговая база в регионах.
Ограничения и одновременное стимулирование наших производителей должны сопровождаться анализом качественного сдвига выпускаемой техники, развития гарантийных программ сервиса, ростом привлекательности ее не только за счёт цены и ограничений, но и иных показателей.
Мне кажется, что ситуация с ограничением на закупку импортной спецтехники — это палка о двух концах. С одной стороны, понятно желание поддержать отечественных производителей и дать им возможность развиваться в условиях минимальной конкуренции, но с другой стороны, это может привести к стагнации. Вспомним, как в автомобильной индустрии, отсутствие конкуренции когда-то привело к тому, что наши машины отстали по качеству от иностранных. Да, импортные машины дороже, но зачастую они более надежны и функциональны. Ограничивая их доступность, мы лишаем регионы возможности выбора и потенциально эффективных решений. Кроме того, есть риск, что без конкуренции российские компании могут просто не стремиться улучшать свои продукты. Ведь если никто не может предложить лучшего, то зачем напрягаться, правда? В то же время, локализация производства иностранных брендов в России могла бы стать отличным компромиссом, позволяющим не только улучшать качество продукции, но и создавать рабочие места внутри страны. Но и здесь есть проблема: не вся техника может быть локализована в полном объеме. Например, высокотехнологичные машины требуют специфических компонентов, которые не всегда производятся в России. В итоге получается, что мы вроде как поддерживаем своих, но в то же время ограничиваем возможности для роста и улучшения. Надеюсь, что Минпромторг всё же найдёт баланс между поддержкой отечественного производителя и необходимостью предоставления качественных решений для дорожного строительства.
Ситуация с ограничениями напоминает мне попытки защитить рынок смартфонов в начале 2010-х. Тогда тоже пробовали ограничивать импорт, но это только тормозило развитие технологий. Надеюсь, что здесь правительство будет действовать осторожно и не забудет о важности конкуренции для прогресса.
На мой взгляд, запрет на импортную технику — это временная мера. Конечно, поддержка своих производителей важна, но в долгосрочной перспективе конкуренция необходима для развития. Надеюсь, что это ограничение не станет постоянным и мы увидим больше инноваций от отечественных компаний.