AGM аккумуляторы
Развитие автомобилестроительной отрасли в целом неразрывно связано с совершенствованием всех узлов и агрегатов современных транспортных средств. Касается это в том числе и АКБ.
Оглавление
Сегодня машины, независимо от того, бюджетные ли это малолитражки или же мощные внедорожники, оснащаются огромным количеством бортовых электронных приборов, нуждающихся в бесперебойном энергоснабжении.
Классические жидкостные аккумуляторные батареи не способны обеспечить его полной мерой, поэтому не так давно им на смену пришли AGM-аккумуляторы. О том, что они собой представляют, пойдет речь в нашем сегодняшнем разговоре.
История создания AGM-аккумулятора
AGM-аккумулятор для автомобиля – это новое слово в производстве элементов питания для современных транспортных средств, устройства, обладающие первоклассными эксплуатационными характеристиками и достаточной мощностью, чтобы полностью восполнить потребности авто. AGM – значит, Absorbed Glass Mat, то есть абсорбированные стеклянные пластины, инновационная технология, изобретенная в начале 80 годов прошлого века.
Однако на самом деле идея создания стекловолоконных пластин появилась куда раньше, а ее автором стал человек, который с автомобилестроением не имеет ничего общего. Придумал новшество немецкий фотограф, - именно он догадался загустить электролит в АКБ для исключения риска его проливания.
ВажноАпробация технологии прошла в военной авиации, ведь плюс изобретения заключался в возможности эксплуатации АКБ и в вертикальном, и в горизонтальном положении. Более того: AGM-батареями до сих пор оснащают военные самолеты F16.
Первые аккумуляторы для коммерческого применения были выпущены в 90 годах, в серийное производство их запустила компания Concorde из США. Из-за высокой стоимости они вытеснили жидкостные аналоги далеко не сразу, однако определенную долю рынка батареи все же отхватили – их начали устанавливать преимущественно на машины премиум-класса, а также на мотоциклы и технику, используемую в кинематографии.
Со временем производство автомобильных аккумуляторов AGM удалось удешевить, и сегодня они получили массовое распространение, отлично зарекомендовав себя в плане производительности, надежности и длительности эксплуатации.
Принцип AGM-технологии
Устройства, которым посвящен наш сегодняшний разговор, входят в категорию необслуживаемых. Внутри полностью герметичного корпуса расположены свинцовые пластины (+ и -), а между ними уложены стекловолоконные вкладки.
Их функция – сепарирование, ведь материал является диэлектриком, он порист, практически полностью пропитан электролитом, который прочно удерживается внутри. Для снижения внутреннего сопротивления в стекловолокне присутствуют примеси алюминия, благодаря которому батарея быстро заряжается и может отдавать электрический ток.
В плане устройства прибор представляет собой совокупность банок-отсеков, напряжение каждой из них составляет 2В. Банки соединены между собой с помощью контактов, выведенных на клеммы. В некоторых моделях пластины выполнены в виде рулонов, способствующих большей прочности и виброустойчивости.
Оперативность зарядки и высокая отдача тока обусловлены минимальным сопротивлением пластин. В классических жидкостных аналогах на стенках пластин скапливается газ, вследствие чего уменьшается площадь контакта с электролитом. У предмета нашей беседы, аккумуляторов Еxide AGM такой проблемы нет, контакт стабилен и плотен, что в целом обеспечивает максимальную эффективность.
Если говорить об устройстве АКБ со стекловолоконными пластинами, то состоят они их таких деталей:
- Герметичный пластиковый корпус.
- Свинцовые пластины с плюсовым и минусовым зарядом.
- Стекловолокно, пропитанное электролитом (играет роль разделения).
- Клапаны, посредством которых происходит газоотвод.
- Клеммы.
Работа AGM аккумулятора
В основе работы аккумуляторных батарей нового типа лежит тот же принцип, на котором базируются классические приборы. Электрический ток образуется в ходе химической реакции, происходящей между электролитом и диоксидом свинца. В процессе запитывания электроприборов уменьшается плотность электролита, в результате чего образуется сульфат свинца, со временем оседающий на пластинах.
Когда обычный, жидкостный аккумулятор разряжается в ноль, он полностью выходит из строя, запуск обратной сульфатации становится невозможным из-за критически низкой плотности электролита.
Однако в АКБ AGM все иначе – если свинцовые пластины разряжаются полностью, они не осыпаются благодаря удержанию электролита. Подобные батареи способны выдерживать не менее 200 циклов без малейшего снижения мощности и производительности. Когда батарея заряжается, образуются водород с кислородом, удерживаемые внутри. Чем больше напряжение аккумулятора, тем больше будет газов, которые становятся продуктами разложения воды.
Аккумуляторы изготавливают в герметичном корпусе, для естественного отвода образованных газов в них проделывают специальные VRLA-клапаны, количество которых зависит от модификации устройства – по одному на отсек или же один общий на всю батарею.
Особенности эксплуатации
Для нормальной работы батареи и продолжительного срока службы необходимо придерживаться рекомендованных производителем правил эксплуатации, хранения и зарядки.
Важно отметить, что устройства, описанные в данном материале, несмотря на все их преимущества, боятся короткого замыкания, по этой причине чаще всего их устанавливают на авто премиум-уровня с системой Старт-Стоп. К хранению таких аккумуляторов особых требований не предъявляется, единственное – их время от времени следует проверять и при падении заряда подзаряжать.
Необходимо следить за клеммами, при появлении на них следов окисления чистить, протирать от пыли. АКБ AGM медленнее, чем обычные, теряют емкость, в среднем они разряжаются не более чем на 20 процентов в год, но для этого нужно держать их в помещении с температурой в пределах от 5 до 15 градусов тепла. Приборы лучше, чем жидкостные аналоги, переносят мороз, однако постоянно хранить их при очень низкой температуре не рекомендуется – это негативно сказывается на производительности.
Как правильно заряжать AGM аккумулятор
Срок службы предмета нашей беседы во многом зависит и от зарядки AGM-аккумулятора, поэтому игнорировать общепринятые правила нельзя ни в коем случае. Диапазон напряжения в процессе зарядки производители указывают на корпусе, и его нужно придерживаться, в противном случае прибор попросту выйдет из строя. Чтобы свести к нолю вероятность поломки, лучше пользоваться зарядкой с функцией регулировки напряжения, которая подает электрический ток порциями.
Заряжаются аккумуляторы AGM 12V при температуре окружающей среды в 35 градусов (это оптимальный показатель), обязательно – стабилизированным током на ¼ заявленной изготовителем мощности. Когда батарея зарядилась до уровня 2,45 В в каждом отсеке, происходит стабилизация тока и его плавное снижение. Крайне важно не допускать перезарядки – батареи его не выдерживают, теряют емкость и со временем приходят в негодность.
Преимущества и недостатки
Достоинств у нового поколения АКБ куда больше, нежели минусов:
- Исключение риска потери электролита.
- Возможность использования и хранения в любом положении.
- Продолжительность эксплуатации – до 15 лет.
- Отдаваемый ток в полтора раза превышает аналогичный показатель у жидкостных АКБ.
- Возможность продолжительного хранения (до 3 лет) без малейшей потери мощности.
- Абсолютно герметичный корпус.
- Стойкость перед глубокой разрядкой, способность выдерживать более двухсот полных разрядов и не менее тысячи разрядов до 20 процентов.
Минусов у AGM-батарей не так уж и много:
- Более высокая цена.
- Больший вес и габариты.
- Для подзарядки придется покупать специальное устройство.
- Высокая чувствительность к замыканию и перезарядке.
Заключение
AGM-аккумуляторы характеризуются отличными эксплуатационными свойствами, они мощны и производительны, полностью восполняют потребности авто, на «борту» которых находится большое количество электроприборов.
В виду более высокой, чем у классических моделей, стоимости устанавливают их пока только на машины премиум-класса, но у нас есть все основания полагать, что со временем сфера использования таких устройств заметно расширится.
Фантастический аккумулятор с длительным сроком службы и возможность перезарядки до 200 раз. Пока нет авто премиум-класса, поэтому о AGM батарее буду только мечтать. Надеюсь, что скоро пойдет массовое производство, и такие аккумуляторы вытеснят обычные модели с кучей недостатков.
Батарея отличается производительностью, так как они могут полностью дать потребности, что автомобиля, но их минус в том, что они не обслуживаемые, хотя аккумуляторы не обслуживаемые все, после срока службы, их только выкидывать. Их установка из-за характеристик в машины премиум класса.
В общем, как я понял, преимуществ у AGM АКБ в сравнении с обычным жидкостным аккумулятором не так уж и много. Заявленная продолжительность эксплуатации, конечно, впечатляет и в то же время его боязнь "коротышей" лично меня настораживает. Это ведь его запросто можно случайно спалить.)
Читая статью о AGM-аккумуляторах, я задумался о том, как быстро технологии меняются и адаптируются под новые требования. Наблюдаю за развитием этой технологии с позиции автолюбителя и вижу, что AGM-батареи действительно стали важным элементом в современном автомобилестроении. Особенно впечатляет их способность работать в экстремальных условиях — как вертикально, так и горизонтально. Это напоминает мне о том, как в авиации активно применяются передовые разработки. Кстати, интересный факт: AGM-аккумуляторы до сих пор используют в военных самолётах, что говорит о их надёжности. Сравнивая с традиционными жидкостными батареями, вижу, что AGM предлагает ряд преимуществ, таких как герметичность и уменьшение риска утечки электролита. Конечно, более высокая цена пока оставляет их вне досягаемости для некоторых автовладельцев, но с удешевлением технологий их распространение будет расти. Особенно радует, что они могут храниться до 3 лет без потери мощности. Это большой шаг вперёд, учитывая, как часто приходится подзаряжать обычные батареи. Надеюсь, что в будущем AGM-аккумуляторы станут более доступными, и их будут устанавливать не только на авто премиум-класса, но и на более доступные модели, как это произошло с гибридными двигателями.
AGM-технология действительно впечатляет, особенно с точки зрения энергоэффективности и долговечности. Если сравнивать с классическими аккумуляторами, то AGM-батареи явно лидируют по многим параметрам. Они могут выдерживать более двухсот циклов без снижения производительности, и это огромный плюс для тех, кто часто использует автомобиль.
Интересно, как AGM-аккумуляторы постепенно завоёвывают рынок, несмотря на их высокую стоимость. Это напоминает мне о том, как литий-ионные батареи постепенно вытесняли никель-металлгидридные в электронике. Видимо, качество и производительность играют ключевую роль в принятии таких решений, даже если это требует дополнительных затрат.