Антивибрационные сиденья для водителей грузовиков и спецтехники
Антивибрационные автомобильные сиденья— специальный вид кресел, устанавливаемый в грузовиках и спецтехнике, обеспечивающий гашение вибраций и устранение их негативных последствий на организм.
Оглавление
- Правильная посадка водителя за рулем грузовика
- Вибрации и их воздействие на здоровье водителя
- Антивибрационные сиденья для грузовых автомобилей, устройство
- Особые условия работы операторов спецтехники и сидения для них
- Ведущие производители антивибрационных сидений
- Видео "Обзор водительского сиденья с вентиляцией"
Водитель должен знать, как этот фактор воздействует на здоровье, понимать особенности правильной посадки и учитывать особые условия работы. Ниже подробно остановимся на этих вопросах, разберемся с конструктивными особенностями таких изделий и лучшими производителями.
Правильная посадка водителя за рулем грузовика
Сидячая поза очень вредна, а при неправильном положении она может привести к ухудшению кровообращения, повышению мышечного напряжения и замедлению реакции. Правильная посадка за рулем имеет следующие особенности:
- Положение спины — прямо.
- Спина полностью опирается на спинку сиденья.
- Ноги легко достают до педалей.
- Руки слегка согнуты в локтевом суставе.
ВажноТакое положение считается максимально комфортным и не требует дополнительных усилий. При этом человек меньше утомляется при длительной работе.
При нахождении кресла далеко от руля спина теряет опору и быстрее устает. Снижается амплитуда движений, слабеют руки, которые как бы тянуться к рулевому колесу. Кроме того, ухудшается обзорность, и возникают трудности при работе с педалями.
Важным моментом является и наклон спинки сиденья для водителей. Если он чрезмерный, спина и мышцы ног сильно нагружаются из-за отсутствия нормальной опоры. Оптимальный наклон должен быть около 97%.
Чтобы занять правильную посадку за рулем, сделайте следующие шаги:
- Садитесь на водительское место.
- Нажмите на сцепление левой ногой.
- Подвиньте сиденье, чтобы нога слегка сгибалась в коленном суставе.
- Возьмитесь рукой за верхнюю часть руля и установите спинку кресла, чтобы спина плотно на ней лежала.
- Правой рукой переключите рукоять КПП на самую дальнюю скорость. Вы не должны тянуться.
- Поставьте руки, чтобы они находились на 10 и 14. Большие пальцы должны охватывать колесо.
- Проверьте, что вы можете одновременно оторвать руки от рулевого колеса и ноги от пола.
Периодически проверяйте правильность посадки, чтобы защитить себя и избежать повышенной нагрузки. Такой шаг необходимо делать хотя бы раз в месяц.
Вибрации и их воздействие на здоровье водителя
Вибрация представляет собой один из видов механических колебаний, которые появляются при передаче телу механической энергии.Этот факт относится к негативным и оказывает существенное влияние на организм водителя. К негативным факторам стоит отнести:
- уменьшение работоспособности психомоторики;
- отрицательное воздействие на эмоциональный / умственный сектор;
- изменения в работе ЦНС, что может стать причиной комплексного действия вибраций, шума и т. д;
- сбои в функционировании опорно-двигательного аппарата.
Исследования показали, что вибрация на кресле водителя значительно выше, чем на полу. При правильном соблюдении графика вибрация не оказывает негативного воздействия на организм, и все водители успешно проходят медицинский осмотр. Наиболее распространенной является проблема с опорно-двигательным аппаратом, которая встречается почти у 10% водителей. Это характеризуется появлением болей в области спины.
Более редкими являются ситуации с появлением люмбалгии и цервикалгии. По результатам исследований ученые сделали вывод, что наибольшая нагрузка приходится на правую руку.
Она чаще находится на рулевом колесе и берет на себя функции переключения скорости. При этом повышение показателей вибрационной чувствительности на этой части тела отмечается после пяти-шести лет вождения грузовиков / спецтехники, а на левой — через семь лет.
Антивибрационные сиденья для грузовых автомобилей, устройство
Для снижения вибрации на человека применяются антивибрационные сиденья. Это специальная конструкция, оборудованная механической / пневматической подвеской. Последняя предназначена для гашения вибрационных колебаний, снижения негативной нагрузки на органы и повышения уровня комфорта.
Современные производители уделяют много внимания этому фактору и постепенно заменяют обычные кресла на устройства с антивибрационной системой. Дополнительно уделяется внимание возможности регулировки параметров, поясничной поддержки и наличию подлокотников / подголовников, обеспечивающих дополнительную опору и распределение нагрузки.
Конструктивно все кресла водителей делятся на три категории:
- статические;
- с механическими рессорами;
- с пневматической подвеской.
Статические
Здесь не предусмотрено никакой защиты от вибраций. Это простейший вариант, который встречается на бюджетных моделях грузовиков и спецтехники. Продолжительная работа на таком сиденье может нести негативные последствия для здоровья.
Механические
Что касается кресел с механическим рессорами, в них главным элементом является специальный торсион, объединяющий фиксированную и подвижную часть устройства. Дополнительно предусматривается гидравлический амортизатор, а в роли направляющего узла применяется пантограф. В его функции входит движение кресла по вертикали.
Плюсы механической подвески:
- Легкость конструкции.
- Низкая цена.
Главным минусом является меньшая эффективность в сравнении с пневматическим баллоном.
Пневматические
В современных креслах применяются диафрагменные пневматические рессоры, состоящие из следующих элементов:
- резиновая мембрана;
- фланцевая пластинка;
- поршень из пластика.
Для большей эффективности пневматические рессоры устанавливаются в качестве отдельного элемента и не соединяются с амортизатором. За функцию упругости несет ответственность клапан регулировки, имеющий вид небольшого цилиндра. Возможность корректировки клапана позволяет выбрать жесткость и поменять давление в рабочем органе в пределах 3-7 бар. Для удобства управления предусмотрена кнопка регулировки и спускания воздуха и опускания сиденья в самую нижнюю точку.
Ранее главной проблемой пневматической подвески было наличие отдельного компрессора в грузовике. Сегодня с этим нет проблем, ведь многие производители предлагают автономные решения. В частности, в ряде моделей предусматриваются пневматические компрессоры, встроенные в самом кресле, и питающиеся от напряжения 12 / 24 Вольт.
Кресла с пневматической подвеской все чаще применяется на грузовиках и спецтехнике для снижения влияния вибрации. Такие сиденья безопасны в эксплуатации, легко регулируются и обеспечивают правильную позу водителю. Устройство изготавливается в двух видах исполнения — с возможностью поворота и без него.
Дополнительно в креслах предусмотрены ремни безопасности, подголовники и т. д. Регулировочные ручки находятся в удобных местах, что позволяет быстро выполнить настройку с учетом личных требований к комфорту.
Плюсы антивибрационных кресел с пневмоподвеской:
- Гашение колебаний.
- Удобство для водителя.
- Множество регулировок.
- Компенсация колебаний при проезде плохих участков на трассе.
Из недостатков стоит выделить высокую цену, которая обусловлена большей сложностью конструкции. Кроме того, для обслуживания такого сиденья необходимо привлечение специалиста.
Особые условия работы операторов спецтехники и сиденья для них
Среди водителей грузовиков и специальной техники проводится работа по повышению качества сидений и выполнения дополнительных шагов по повышению качества труда. Чаще всего применяются следующие меры:
- Улучшение конструктивных особенностей техники.
- Разработка оптимальных режимов труда / отдыха.
- Организация лечебно-профилактических процедур.
- Периодическое проведение исследований водителей для выявления патологических изменений в организме оператора.
Важно учесть, что передача вибрации— далеко не единственный опасный фактор для водителей грузовиков и спецтехники. Главным аспектом является усталость, что является причиной ошибок. Кроме того, при работе на карьерном оборудовании приходится работать в грязи и пыли.
При наличии аллергии на эти факторы или неготовности работать в подобных условиях такая профессия не подойдет. Водители грузовиков и спецтехники должны быть физически и психологически выносливыми людьми, готовыми выдерживать тряску, пыль и шум в течение длительного времени.
Главным фактором, снижающим нагрузку на оператора, является установка качественных кресел на спецтехнику. Такие сиденья отличаются следующими факторами:
- поворотный механизм;
- механическая / пневматическая подвеска;
- крепление вплотную к стенке;
- наличие подлокотников / подголовников;
- множество необходимых регулировок и т. д.
Особое внимание должно быть уделено безопасности, что обусловлено наличием 3-точечного ремня, специальной конструкцией техники, подушками airbag (для грузовиков) и т. д.
Ведущие производители антивибрационных сидений
Сегодня многие компании занимаются выпуском антивибрационных кресел для водителей грузовиков и спецтехники. К наиболее востребованным стоит отнести:
Grammer — немецкая компания, выпускающая качественные антивибрационные кресла для строительной техники, с/х техники, погрузчиков и т. д. Они представлены в широком модельном ряде, имеют множество регулировок и вариантов исполнения. Могут иметь тканевую или эко-кожаную обивку, комплектуются механической или пневматической подвеской.
UnitedSeats — производитель антивибрационных кресел с мировым именем. Является одним из крупнейших поставщиков в Европе. Производит сиденья для с/х, подъемной, карьерной, горной и иной техники.
К этому списку можно добавить Isringhausen, Be-Ge, ОАО «Риат»,Bonwell. Отдельно изготовлением пневматических подвесок для кресел занимается компания Contitech, являющаяся ведущим производителем в этой сфере.
Заключение
Антивибрационные сиденья — обязательны для водителей, которые много времени проводят за управлением грузовиков и спецтехники. Их применение снижает риск появления профессиональных заболеваний, связанных с вибрацией, повышает внимание, снижает усталость и, как следствие, сводит к минимуму риск ошибок при выполнении поставленных задач.
- Можно ли в фуре на переднем сиденье перевозить подростков?
- Обзор американских седельных тягачей Freightliner
- Антивибрационные сиденья для водителей грузовиков и спецтехники
Хорошее решение, тоже вод думаю, что такое нужно себе установить. Действительно, вибрация просто подрывает здоровье, тем более, если на грузовике некачественная амортизация.
Хорошо, что сейчас стали уделять внимание здоровью водителей. У меня отец всю жизнь проработал дальнобойщиком, помню, как страдал от болей в спине и правой руке.
Поскольку водители грузовиков, как правило, проводят за рулем довольно много времени, сиденье просто обязано быть максимально удобным. А то получится, что зарабатываешь деньги, а потом приходится их тратить на лечение спины и ног.
Прочитав статью, приходит понимание, насколько важны антивибрационные сиденья для водителей грузовиков и спецтехники. На мой взгляд, это не просто элемент комфорта, а необходимость для поддержания здоровья водителей. Вспоминаю, как в авиации применяются системы активной виброизоляции для увеличения продолжительности службы пилотов. Это тот случай, когда технологии из одной отрасли могли бы быть полезны в другой. Пневматические подвески в автомобильных сиденьях, как и в случае с подвеской в самолетах, действительно могут изменить игру, но цена пока остается барьером для многих. Интересно, что компании, такие как Grammer и UnitedSeats, упомянутые в статье, уже делают шаги в этом направлении. Их продукция, судя по описанию, действительно может предложить водителям грузовиков и спецтехники улучшенный уровень безопасности и комфорта. В будущем, возможно, мы увидим, как такие технологии станут стандартом не только для грузовиков, но и для легковых автомобилей. Хочется надеяться, что с ростом конкуренции и развитием технологий, цена на эти сиденья станет более доступной, и большее количество водителей сможет почувствовать разницу. В целом, статья дает хорошее представление о проблеме и возможных решениях, жаль только, что не все аспекты, такие как долговечность и обслуживание таких сидений, были подробно рассмотрены. Но это уже, как говорится, тема для отдельного разговора.
Антивибрационные сиденья – это действительно находка для водителей спецтехники. Помню, как несколько лет назад на стройке коллеги жаловались на постоянную боль в спине после смены. Теперь, кажется, есть надежда на улучшение их рабочих условий. Главное, чтобы работодатели оценили это по достоинству.
Интересно, как современные технологии помогают водителям. Антивибрационные сиденья с пневматической подвеской напоминают мне о современных офисных креслах с регулировкой. Только тут всё намного сложнее и важнее для здоровья. Надеюсь, такие решения станут доступными для всех профессионалов за рулем.