Автотопливозаправщик Hino 500, конструкция и характеристики

Есть на современном рынке спецтехника узкой специализации, которая, тем не менее, в случае форс-мажора способна сыграть ключевую роль в обеспечении нормального функционирования компаний и предприятий.

Касается это в том числе и автотопливозаправщиков (АТЗ) – спецтранспорта, чья роль сводится к транспортировке нефтепродуктов и заправке других транспортных средств. Поговорим о подобных машинах в целом, а также опишем один из наиболее известных представителей соответствующего рыночного сегмента – японскую модель Hino 500.

Конструкция автотопливозаправщика (АТЗ)

Итак, автомобильные топливозаправщики разработаны для перевозки различных разновидностей нефтепродуктов, их кратковременного хранения, а такжедля автоматической заправки автомобильной и прочей техники. Оснащены дополнительным оборудованием, позволяющим выполнять перекачку горючего в другие ТС.

Важно

Нашли АТЗ свое применение во многих отраслях человеческой деятельности – в строительстве (включая дорожное), в сельском хозяйстве, а также на крупных отдаленных автомобильных предприятиях, машинных дворах, в аэропортах и авиационных узлах.

Полностью замещают небольшие автозаправки и становятся незаменимыми везде, где работает техника с ДВС, но нет возможности организовать ее дозаправку иным способом.

Автотопливозаправщик Hino 500

Конструкция автотопливозаправщика включает цистерну и оборудование, обеспечивающее подачу и учет топлива – пистолет, насос, фильтр для очистки горючего, счетчик. Работой всех этих устройств управляет водитель ТС, он же выполняет обязанности оператора мобильной АЗС – наполняет цистерну топливом, занимается его раздачей и пр. 

Цистерна для горючего обычно некалиброванная, с сечением в форме эллипса. Устанавливается она на опорах, надежно зафиксированных на автомобильном шасси. В случае с моделью, ставшей темой нашего разговора, автотопливозаправщиком Хино 500, это шасси FM8JLTD-TGR с колесной формулой 6х4. Рама клепанная, с дополнительным усилением, лонжеронами разного сечения и высотой профиля в 23 см.

На каждой из осей присутствуют 80-мм листовые рессоры с амортизаторами. Такая конструкция при небольшом весе машины обеспечивает оптимальную жесткость, сохраняет прочность даже при езде по далекому от идеала покрытию и может использоваться в суровых условиях эксплуатации.

Первые экземпляры модели поставлялись только с нерегулируемой задней подвеской, позже появилась возможность заказать машину в регулируемым пневматическим узлом. Передняя подвеска зависимая, рессорного типа, на продольных полуэллиптических рессорах с гидроамортизаторами (полуэллиптическими). Для дополнительной устойчивости при езде по ухабам и гололеду конструкторы дополнили подвеску стабилизатором поперечной устойчивости. 

Примечательно, что в зависимости от подвески вариативной была и трансмиссия. В случае с рессорной это собственная разработка производителя, 6-ступенчатая MF06, а на топливозаправщики с пневмоподвеской устанавливалась 9-скоростная Eaton ES-11109.

Автотопливозаправщик Hino 500

Благодаря инновационной конструкции цапф передней колесной пары колеса выворачиваются под углом в 90 градусов по отношению к раме, что делает машину более маневренной и уменьшает угол разворота. За оперативную остановку в любых дорожных условиях отвечают установленные на передних колесах барабанные тормоза, в экстренной ситуации им помогают горный и стояночный тормоза (последний оборудован энергоаккумуляторами).

Обязательными требованиями, предъявляемыми к автомобилям с установленной на шасси бочкой для легко воспламеняемых веществ, является их дооснастка видоизмененным глушителем, искрогасителем и шлейфом для стока статического электричества. 

Классификация автотопливозаправщиков

Спецтехника этой категории подразделяется на несколько разновидностей в зависимости от назначения, а также от конструктивных особенностей, в частности, от формы и объема цистерны. Рассмотрим этот момент более детально.

По назначению

С точки зрения назначения автотопливозаправщики бывают:

  1. Компактными (используются для доставки жидкого топлива на стационарные заправки). Незаменимы на предприятиях, занимающихся добычей полезных ископаемых, где используются для заправки экскаваторов, громоздких карьерных самосвалов и прочей спецтехники.
  2. Аэродромными. Широкое распространение получили на аэродромах. Применяются не только для дозаправки, но и для обслуживания различных транспортных средств. Оснащаются модернизированным топливным насосом повышенной мощности для подкачки топлива на внушительную высоту. 
  3. Армейскими. Как и в случае с разновидностью, описанной абзацем выше, название говорит само за себя – машины доставляют горючее к военной технике, в том числе и находящейся непосредственно на поле боя. Модели этой категории характеризуются повышенной проходимостью благодаря усовершенствованному шасси с дополнительным усилением. Кроме того, на армейские (оборонные) АТЗ устанавливают бронированные цистерны, чтобы исключить риск воспламенения перевозимого топлива.

Автотопливозаправщик Hino 500

По объему цистерны

В зависимости от вместительности резервуара топливозаправщики бывают большими и малыми. Первые – это те, которые вмещают больше 5 куб. м. топлива, вместительность вторых варьируется от 1 до 4 куб. м.

По форме цистерны

Если рассматривать АТЗ в соответствии с формой сечения цистерны, необходимо описать такие их виды:

  1. Овальные. Наиболее распространенные резервуары, надежны, удобны в эксплуатации и устойчивы перед повреждениями. Практичны, обладают высоким уровнем безопасности.
  2. Круглые. Активно использовались в советское время, однако сегодня практически изжили себя, ведь в плане устойчивости и вместительности значительно уступают овальным аналогам. Правда, в производстве круглые цистерны дешевле, поэтому заправщики с такими резервуарами более доступны с финансовой точки зрения.
  3. Квадратные, именуемые также «чемоданами». Вместительны, но неустойчивы, подходят для эксплуатации на объектах с хорошим дорожным покрытием (аэропорты, большие машинные парки и пр.). При езде по дорогам общего пользования автомобили с такими цистернами могут перевернуться.

Чтобы создать оптимальные условия для транспортировки горючего, в цистернах устанавливают волнорезы – специальные ребра жесткости, препятствующие образованию волн при ускорении/торможении транспортного средства и тем самым исключающие риск опрокидывания, гидроударов. 

Резервуары, устанавливаемые на топливозаправщиках, изготавливаются из высокопрочной стали или алюминия высоких марок. Эти материалы не накапливают статическое электричество, способствуя безопасной транспортировке легко воспламеняемых смесей.

Технические характеристики шасси Hino 500

Описывая эксплуатационные характеристики автотопливозаправщика Хино 500, традиционно начнем с цифр:

Технические характеристики Значения
Вес полный / снаряженный, т  23,2 / 11,3 
Максимальная нагрузка на передний / задний мосты, т 5,77 / 17,44
Габариты (ДхШхВ), т 7,55х2,55х3,54
Колесная база, м 4,85
Грузоподъемность, т 8
Емкость бака для горючего, л 200

Hino 500 может оснащаться одним из двух дизельных двигателей - J08E-UR 12667, который соответствует стандарту Euro-4, или турбированным J08E-TL, который отвечает стандарту Euro-3 и дополняется системой Common Rail, а также интеркулером и массой других функций, повышающих производительность силовой установки. Мощность обоих моторов одинакова, она составляет 260 лошадиных сил.

Что касается цистерны, то это конструкция с квадратным сечением (т.н. «чемодан»), разделенная на четыре полностью изолированных секции емкостью в 2, 5, 3 и 4 кубометра. Общая вместительность равна 14 м. куб.

Резервуар предназначен для перевозки нефтепродуктов плотностью до 0,86 т/кубометр. Изготовлен он из 4-миллиметровой стали марки AISI 304 с наружным окрашиванием. Материал устойчив перед любым внешним воздействиям, включая осадки, температурные перепады и удары. Размер цистерны – 9,5х2,5х2,8 м.

Автотопливозаправщик Hino 500

Насос 1СВН-80А способен перекачать от 32 до 38 кубометров топлива в час под напором в 26 м. Минимальная высота самовсасывания составляет 6,5 метра. 
Узел выдачи топлива по умолчанию установлен сбоку, по индивидуальному заказу возможна его установка сзади.

Позаботился производитель и о водителе. Автотопливозаправщик оснащен низкой просторной кабиной со спальным местом, которое установлено за сиденьями. Большая площадь остекления открывает хороший обзор и позволяет контролировать все происходящее вокруг. Кресло подрессоренное, с возможностью регулировки по нескольким параметрам. Управление (включая насос и прочее оборудование для заправки техники) простое, интуитивно понятное, чтобы разобраться в его работе, не понадобится много времени. 

Автотопливозаправщик Hino 500

Заключение

АТЗ Хино 500 – один из лучших представителей соответствующего рыночного сегмента. Он обладает высокой грузоподъемностью, улучшенными показателями безопасности, адаптирован к работе в условиях сурового климата, отличается длительным ресурсом и хорошей ремонтопригодностью.

Рейтинг: 2
Всего оценок: 1 Комментариев: 0 Просмотров: 39
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 31-12-2024 / Обновлено: 31-12-2024
Поиск запроса "автотопливозаправщик hino 500, конструкция и характеристики" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Оставить комментарий
Общая оценка: