Что такое докатка и зачем она нужна?

В качестве специальной техники используются машины не только на грузовой платформе. Есть немало автомобилей и на легковом шасси. Причем, не только эконом или бизнес класса, но и премиум. Скромные седаны работают в качестве такси, обслуживают трансферы и заказные перевозки, лимузины шикарно смотрятся на свадьбах, пикапы развозят товары по торговым точкам и т.п.

Говоря о комплектности второй группы машин, можно отметить интересную закономерность. Новые автомобили все чаще предлагаются без полноценного запасного колеса. Почему? Причин несколько. Главные заключаются в том, что запасное колесо, во-первых, весит в среднем 13,5 кг. Автопроизводители желают сделать свою продукцию максимально экономичной в плане расхода топлива. Это повышает ее конкурентоспособность в эпоху растущих цен на энергоносители. «Сражаются» буквально за каждый килограмм снаряженной массы. Во-вторых, запаска занимает в багажнике много места. Если убрать нишу для ее хранения, то можно возить больше сумок и чемоданов.

Результат – налицо. По данным American Automobile Association (Американская автомобильная ассоциация), в 2006 году только 6% новых машин не комплектовались запаской. Всего через 10 лет этот показатель увеличился в 6 раз. Что предлагается взамен полноценного сменного колеса? Шины Run Flat либо комплект (герметик и мини компрессор) для ремонта прокола. Третий вариант – складные запаски. Но они распространены мало, т.к. их неудобно ставить, да и конструкция сложная. Четвертый заключается в том, чтобы положить в багажник докатку.

докатка для чего нужна докатка

Что такое докатка?

Докаткой называется специальное запасное колесо. Оно имеет меньшие размеры (толщину и диаметр), может быть без воздухонаполненной шины, конструкция – облегченная, протектор – неглубокий. Его ставят вместо поврежденного в пути основного колеса. Единственное назначение – потихоньку доехать («докатить») до станции шиноремонта. Некоторые модели по диаметру соответствуют стандартным колесам.

Поскольку докатка меньше, чем штатное колесо, то внутри нее поддерживается высокое давление (зимой – 4,2 кг / кв. см.) Рекомендуется его регулярно проверять, т.к. совсем не факт, что будет чем подкачать шину в пути. Если она по диаметру равная стандарту, то конструкция - обязательно облегченная. Ее легко ставить, при движении экономится топливо. Ехать, кстати, надо осторожно, потому что управление с мини-запаской сложнее, чем в обычном случае. Max скорость составляет 100 км / час (хотя вообще-то рекомендуется ехать не быстрее 60 км / час).

Для каждой модели авто делается «своя» докатка. Из-за сложностей с управлением, подобной запаской не советуют пользоваться новичкам. Зато шоферам со стажем она будет очень полезной.

Отличия докатки от стандартного запасного колеса

  • Меньший вес. Штатная запаска по массе равна прочим колесам.
  • Габариты. Докатка всегда более узкая и часто меньшего диаметра.
  • Данное изделие выполняется из более дешевых материалов, чем стандартные колеса, на производство которых идет дорогое и качественное сырье. Поэтому цена его намного меньше.
  • Следствие предыдущего пункта – пониженная надежность. Это понятно, т.к. полноценное запасное колесо предназначено для длительной эксплуатации, а докатка – лишь бы добраться до ближайшего шиноремонта.
  • Качество исполнения невысокое. В частности, протектор изнашивается сравнительно быстро, т.к. расс читан всего на 2-6 тыс. км. пробега.

Достоинства и недостатки докаток

Плюсы у докаток следующие:

  • Благодаря небольшим размерам, запаска этого типа занимает в багажнике немного места. Освобождается дополнительный объем для полезного груза. Некоторые водители используют данное преимущество по-другому. Они водят несколько ремонтных мини-колес.
  • Докатка намного дешевле, чем штатная запаска.
  • Облегченная компактная запаска намного проще и легче монтируется, чем стандартное колесо.
  • Т.к. изделие отличается малым весом, на нем экономится топливо.

Основные недостатки мини-запаски происходят из того, что она не является полноценным колесом. Т.е., диаметр меньше принятого, а воздух в покрышке может отсутствовать. Из-за этого появляются проблемы. И, чем больше разность диаметров, тем они сильнее. Оптимально, если отличие не превышает 1 дюйм. Тогда габариты ремколеса не окажут слишком заметного влияния на управление. Если же диаметр стандартной шины больше докатки на 3 и выше дюйма, то электронные системы лучше отключить. В противном случае, электроника начнет блокировать колеса, т.к., по мнению бортового компьютера, коэффициенты их сцепления с асфальтом получаются слишком разными. Правда, опытные водители считают, что можно ехать и без отключения систем стабилизации. Только надо поддерживать минимальную скорость и не делать резких движений рулем.

Основные минусы докаток следующие:

  • Из-за того, что угловая скорость ремонтной запаски отличается от данного параметра прочих колес, возрастает нагрузка на подвеску и дифференциал.
  • Малые габариты – причина того, что снижается общая площадь контакта с асфальтом. Из-за этого тормозной путь увеличивается, управляемость ухудшается.
  • Электронные стабилизирующие системы ESP, DSTC, ABS работают неадекватно, потому что меньший радиус запаски воспринимается как проскальзывание колеса.
  • Докатка относительно хрупкая, на плохой дороге может поломаться.
  • Т.к. мини-запаска делается с протектором, рассчитанным на 2-6 тыс. км., то он быстро стирается. Тормозной путь увеличивается.
  • С ремонтным колесом движение на поворотах относится к разряду повышено опасных. Особенно, в дождь или снег.
  • Не желательно ехать на докатке долго, более 100 км., даже со скоростью 60 км / час. Это может привести к печальным последствиям.

Рекомендации по применению докатки

Чтобы свести к минимуму неудобства, возникающие из-за нестандартной конфигурации докатки, лучше не ставить ее на ведущий мост ТС. При этом надо помнить, что ремколесо на переднем мосту заднеприводной машины гарантирует сохранность дифференциала. Зато управляемость на поворотах, особенно зимой, серьезно ухудшится. Перед вхождением в поворот надо будет максимально замедлиться, и плавно вращать руль. При резких движениях рулевого колеса, протектор не сможет зацепиться за дорожное полотно. Докатка на задней оси такой машины позволит проходить повороты более уверенно. Зато авто будет плохо трогаться с места, плюс участятся заносы. В общем случае, рекомендации по применению докатки сводятся к следующему:

  • Ремколесо не должно стоять на ведущей оси.
  • Если дорога скользкая, то скорость должна быть минимальной, т.к. тормозной путь увеличен.
  • На поворотах – максимальная осторожность.
  • На электронном управлении лучше отключить системы стабилизации.
  • Чем меньше ехать на докатке – тем лучше. Сменить ее на стандартное колесо надо при первой же возможности.
  • Рекомендуется не превышать скорость движения более 60 км / час.
  • Повороты и торможения – предельно плавно.
  • Надо периодически контролировать уровень давления в мини-запаске и поддерживать его.
  • Следует возить с собой только «родную» докатку, т.е., предназначенную именно для этого автомобиля.

Заключение

Докатка экономит место в багажнике и позволяет, в случае повреждения колеса, доехать до шиномонтажной станции. Но ее особенности требуют умелого с ней обращения. Поэтому для неопытных водителей подобное решение не рекомендуется.

Рейтинг: 11
Всего оценок: 3 Комментариев: 3 Просмотров: 2881
Автор статьи: / Дата публикации: 21-06-2020
Поиск запроса "докатка для чего нужна докатка" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Максим Казань 21.06.2020

Здравствуйте. Искал себе докатку размером 125/70/18 не нашел. Предложили 125/80/17. Посмотрел по калькулятору она немного ниже буквально 4 мм. По сравнению с оригиналом. Лучше не брать докатки от других машин. Спасибо

0
0
Ответить
Татьяна Липецк 21.06.2020

Безопасность на дорогах прежде всего, на дальние расстояния 500-1000 км, конечно нужно иметь полноценное колесо, а по городу и области 100-200 докатка вполне подойдёт, чтобы доехать до сервиса.

0
0
Ответить
Михаил Пермь 21.06.2023

Всегда интересовало, почему ряд машин комплектуется докаткой. Сейчас все стало на свои места. Взял на вооружение, что на докатке нужно ехать предельно осторожно, особенно с учетом того, как на нее может отреагировать ESP, DSTC, ABS. Не знал, что ее нельзя ставить на ведущую ось. Буду иметь ввиду.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: