Грузоперевозки в северных регионах: особенности прицепной техники
В северных регионах России работает, в основном, обычная техника, сделанная для умеренного климата. Ее эксплуатация связана с повышенным риском для экипажа. Специально подготовленные автомобили имеют больший запас прочности и более комфортабельны. Они сохраняют жизнь и здоровье людей, обеспечивают выполнение производственных заданий.
Самоходные ТС для дорог Заполярья изготавливаются с так называемым северным пакетом. В него входит автономное отопление кабины, термоизоляция двигателя, предпусковой подогрев, отопление топливных фильтров и батарейного отсека, устойчивые к морозам РТИ, двойной комплект аккумуляторов. Такая машина рассчитана на использование специальных сортов топлива, маловязких масел и жидкостей.
Прицепы, собранные с учетом поездок при сорокаградусном морозе, тоже отличаются повышенной надежностью и проходимостью. В их конструкциях используются марки резины и стали, которые при низкой температуре остаются эластичными. Поскольку для зимников характерны частые снежные заносы и неровная поверхность, то шасси проектируется с большим дорожным просветом. Ошиновка – односкатная, чтобы прицеп мог двигаться по колее тягача. В итоге цена машины и прицепа с арктическим пакетом получается раза в полтора выше, по сравнению со стандартным вариантом.
В мире есть много компаний, которые выпускают прицепную технику в северном исполнении. Goldhofer AG предлагает широкую линейку большегрузных прицепов и полуприцепов, а также модульных ТС, как самоходных, так и рассчитанных на работу с тягачом. В них применяются особые сорта морозостойких высокопрочных сталей, что позволяет конструкциям надежно работать в самых суровых условиях.
Рама делается двухлонжеронная, с усиленными поперечными деталями. У модулей она коробчатая, так как сотрудники фирмы уверены, что данный профиль, по сравнению с двутавром, намного лучше работает на изгиб и скручивание. К тому же, внутри такой рамы можно разместить емкости для масла и воздуха, тем самым защитив их от механических повреждений и сэкономив пространство. У этой же фирмы есть и модули с двутавровыми рамами.
В колесных осях применяется еще одна особенность – узел с большим шариковым радиально-опорным подшипником, который соединяется с рамой при помощи резьбового крепления. Если при перегрузке на неровной дороге ось деформируется, то ее можно снять с рамы, не разгружая прицеп, после чего – двигаться дальше. Кроме того, в прицепах и модулях этой компании применяются только морозостойкие масла и технические жидкости. В результате ТС большой грузоподъемности Goldhofer уверенно работают в условиях Крайнего Севера при температурах – 50 град С и ниже, на дорогах, далеких от совершенства.
Scheuerle (Германия) поставляет в Россию, в основном, модульные ТС. Они используют два варианта рамы – коробчатую и хребтовую двутавровую. Это обусловлено тем, что последняя тоже имеет свои преимущества. Двутавровая легче, позволяет поворачивать оси на 60 град и у нее выше ремонтопригодность. Для крепления к раме осевого узла также применяются два способа. Ставится, либо поворотный шкворень с натягом, либо узел с большим опорно-роликовым подшипником, прикрученным к раме по кругу болтами. Шкворень лучше тем, что компактный и обеспечивает большую жесткость узла. Но он неразборной. Правда, фирма дает на него бессрочную гарантию и клянется, что он никогда не сломается.
Северное исполнение модульных ТС марки Scheuerle предусматривает использование специальных сортов резины для уплотнительных колец и стали для элементов, работающих под нагрузкой. Кроме того, силовые агрегаты также проходят климатическую подготовку.
Немецкая фирма Kaessbohrer поставляет свою продукцию в 55 стран мира. Такая популярность обусловлена использованием современных технологий, высоким качеством изготовления и широким модельным рядом. Большой выбор модификаций полуприцепов дает возможность найти подходящее решение для специфических условий практически любой отрасли промышленности или сельского хозяйства.
Для суровых условий русской зимы Kaessbohrer предлагает северное исполнение тралов, позволяющее работать при морозе до – 50 град С, с передвижением не только по дорогам общего пользования, но и по зимникам. В качестве основного материала применяется сталь, способная работать в большом диапазоне температур. А также соответствующие масла для гидравлики и резино-технические изделия. Опционально прицепы комплектуются высокопрофильными шинами, что улучшает их проходимость.
Челябинский завод «Уралавтоприцеп» также выпускает технику, способную надежно работать в экстремальных климатических и дорожных условиях. На обычные полуприцепы ставится двухлонжеронная рама с несущими элементами из стали 09Г2С или 10ХСНД. А у раздвижных и «тяжеловозов» для нагруженных узлов используют Weldox. В перечне комплектующих также подвески и осевые узлы, в основе которых не труба, а круг. В результате допустимая нагрузка на ось доходит до 28 т. По заказу Сургутнефтегаза разработана рессорно-балансирная подвеска для движения в условиях бездорожья.
На зимниках с самой лучшей стороны проявили себя высокорамные полуприцепы ЧМЗАП. На них устанавливаются шины большого диаметра, способные двигаться по колее тягача. Это значительно повышает проходимость автопоезда. В ассортименте модели с двух-, трех- и четырехосными шасси, длиной платформы 8 ,,, 13 м и грузоподъемностью от 25 т до 111т.
Завод «Тверьстроймаш» выпускает полуприцепы серии Off-road. Это техника повышенной проходимости, предназначенная для работы в условиях бездорожья, в том числе, в регионах Крайнего Севера. Тралы с большим дорожным просветом и увеличенным запасом прочности отличаются значительной грузоподъемностью, надежностью и неприхотливостью. На них ставится усиленная механическая подвеска. По электрооборудованию и тормозной системе также применяется арктический вариант. Вместо пластиковых деталей ставятся медные, в качестве изоляции для проводки применяются трубы, все узлы могут работать при температурах ниже – 40 град С.
На этих полуприцепах, как и на ТС других модификаций, могут ставиться выдвижные уширители платформы. Их применение дает возможность доставлять грузы шириной более трех метров. Благодаря системе телескопического раздвижения, полуприцеп можно использовать в качестве длинномера. Опционально могут ставиться дополнительные баки для топлива, гидравлические или механические трапы, автономная гидростанция, борта, специальные отсеки, крепления и другие приспособления.
Наличие прицепной техники, специально подготовленной для работы в условиях бездорожья и низких температур, не только облегчает работу водителя, но и вносит весомый вклад в успешное освоение необъятных российских просторов.
- Где взять технику для ГНБ прокола?
- Техника на дачный сезон
- Техника для проведения труб, воды и скважины?
- Какой кузов на ГАЗЕЛИ лучше всего использовать для перевозки стройматериалов?
- Нужна техника для перевозки опасных грузов
- Грузоперевозки в северных регионах: особенности прицепной техники
От качества техники хорошо подготовленной к северным условиям эксплуатации зависит многое, наши автопроизводители не хуже освоились в этой нише спроса.
Зачастую такая техника доставляет продукты в отдаленные регионы и ее минусом есть то, что борт и прицеп не отапливаются. Так что, автопроизводителям есть куда стремится еще!
Работа в условиях Севера требует соответствующей техники, экономия в данном случае неоправданна и приводит к увеличению рисков.
В таких тяжелых условиях - не вся техника может выдержать большую нагрузку, что говорить про людей, тут уже если сэкономишь, то заплатишь трижды, техника должна пройти все испытания и точно не буду стоить копеек, поэтому очень важно приобретать именно качественную и проверенную временем.