Что такое мини-самосвал думпер?

Самосвал — это грузовой автомобиль, прицеп или полуприцеп с механическим устройством для опрокидывания кузова. В большинстве случаев используется гидравлическая система. Кузов бункерного типа или платформа. У некоторых моделей в передней части рамы расположены телескопические подъемники, которые осуществляют наклон всего автомобиля. Есть машины с принудительной выгрузкой (без наклона кузова), для чего на них установлен шнековый конвейер, система эжекторной разгрузки.

Самосвал предназначен для транспортировки сыпучих (насыпных) или навалочных грузов, пригодных для подобного способа выгрузки: грунт, песок, щебень, строительный мусор, зерновые, картофель, удобрения и т.д. Одна из его отличительных особенностей — чрезвычайно прочный материал кузова. В результате, сдача самосвала в аренду является делом выгодным, вследствие надежности «рабочего органа» машины. Для эффективности рекомендуется загружать самосвал не более чем за 4-5 рабочих циклов погрузочной техники.

Классификации самосвалов

По способу выгрузки:

  • наклоном;
  • принудительная.

По направлению выгрузки:

  • задняя;
  • боковая;
  • двусторонняя;
  • универсальная (во все стороны).

По типу кузова:

  • бункер, съезжающий бункер;
  • платформа, съезжающая платформа.

По назначению:

  • Универсальные — предназначены для дорог общего пользования и перевозки сыпучих грузов любого назначения. Большинство моделей имеет от 2 до 4 осей, грузоподъемность до 40 т. Нередко машины имеют дополнительные возможности: трехстороннюю выгрузку, механизм предварительного подъема платформы, эжекторную систему с телескопическим гидроцилиндром и т.д. Это наиболее популярная группа среди клиентов, желающих оформить прокат самосвала.
  • Сельскохозяйственные — рассчитаны на крупногабаритные грузы с относительно малым удельным весом, поэтому оснащаются более объемными кузовами (наращиваются борта). На некоторые модели ставят шнековые устройства принудительной разгрузки. Имеют повышенную проходимость. Такие машины обычно используются в тех случаях, когда нужно снять самосвал для перевозки с/х продукции.
  • Строительные — перевозят грузы с большим удельным весом. Разгрузка обычно одно- или двухсторонняя (назад и вбок). Арендовать самосвал, рассчитанный на перевозку строительных грузов — это значит, заказать надежную и выносливую технику.
  • Карьерные (внедорожные) — отличаются очень большими габаритами и такой же грузоподъемностью (до 400 т.). Кузов обязательно имеет защитный козырек (требование стандарта FOBS). Работают только в карьерах. Использование на автомобильных дорогах запрещено.

Особенность конструкции самосвала определяет преимущества: не требуется бригада грузчиков или спецтехника для выгрузки, значительно сокращается время на разгрузочные работы.

Подробнее про мини-самосвалы 

Думпер (от англ. Dump – сваливать) – это мини-самосвал повышенной маневренности и проходимости. Такой самосвал может работать по челночной схеме (без разворота). Предназначен для перевозки малых объемов сыпучих грузов на небольшие (1 – 2 км) расстояния. Шасси обычно колесное, с двумя осями. Но может быть и гусеничным. У многих моделей сочлененная рама. Используется в строительстве.

думпер мини-самосвал

Вопрос не праздный. Дело в том, что в России такие машины не очень распространены, и многие путают их с другой техникой. В частности, указанным термином называют полноразмерные сочлененные самосвалы. Это потому, что так их нарекли таможенные чиновники – чтобы как-то отличать от самосвалов с обычной рамой. Некоторые считают, что правильнее будет сказать – «компактные мини-самосвалы». Это все равно, что «масло масляное». И, наконец, немало тех, кто говорит «дампер». Тоже неверно, потому что данным термином называют компьютерные программы. Единственный вариант – «думпер», уже хотя бы потому, что именно такое слово во многих европейских языках уже закрепилось как наименование строительного мини-самосвала.

Конструктивные особенности мини-самосвала

думпер мини-самосвал

Отличительная черта думпера – небольшие размеры. Из-за специфики работы самосвальный кузов часто делается в форме бункера или ковша. На многих моделях он располагается перед местом водителя, поэтому машина двигается, как советский Т-16, кузовом вперед. Выгрузку можно производить вперед или на три стороны. В последнем случае кузов поворачивается на специальном столе или на шарнире. Есть модели, в которых при разгрузке ковш опускается до самой земли – чтобы груз меньше просыпался. У других он, как у фронтального погрузчика, способен подниматься вверх на рычагах – если надо высыпать грунт или щебень в кузов «большого» самосвала. Сама выгрузка выполняется быстро, потому что бункер или ковш поднимается почти вертикально. У некоторых думперов есть кран-манипулятор. Для расширения функциональности, вместо кузова можно поставить сменное оборудование: фронтальный ковш, бетономешалку и прочее.

Ходовая часть мини-самосвала гусеничная или колесная. В последнем случае в ней 4 колеса (самые маленькие машинки обходятся и тремя). Она обычно полноприводная, с большим дорожным просветом и широкой колеей. Колеса односкатные, с внедорожными шинами, нередко – все управляемые, с большими углами поворота. Рама часто делается сочлененной. Гусеницы резиновые. По словам очевидцев, благодаря этому, думпер в здании может даже на второй этаж по лестнице взобраться. По сравнению с колесными, гусеничные модели обычно имеют меньшую грузоподъемность. У машин, работающих за рубежом, кабина открытая. В России опционально ставится закрытая, с отоплением. Органы управления, вместе с креслом водителя, могут поворачиваться на 180 град, что очень удобно в узких проходах – машина двигается «челноком», не разворачиваясь.

Поскольку работа на стройплощадке опасна, то, для защиты от падающих предметов и от переворачивания, кабина мини-самосвала оборудуется системами ROPS и FOPS. Если на дороге, по которой ездит думпер, имеются ограничения по высоте, то защиту можно временно демонтировать.

Трансмиссия думпера механическая или гидравлическая. Для движения в обратном направлении предусмотрены передачи заднего хода (одна или несколько) либо реверс. Также могут применяться блокировка дифференциала, раздаточная коробка, планетарные редукторы. Мосты к раме обычно крепятся жестко. Самая популярная конструкция тормозов – многодисковые, гидравлические, в масляной ванне.

Мини-самосвалы, особенно те, что покрупнее, вполне могут передвигаться по дорогам общего пользования. Поэтому думперы комплектуются осветительными приборами – но только опционально, в стандартный набор фары обычно не входят. На некоторых машинах, способных работать с навесным землеройным оборудованием, устанавливаются аутригеры.

Классификация думперов

Какого-либо официального деления мини-самосвалов на ранги не существует. Вот самая распространенная классификация по грузоподъемности (г/п):

  • Микродумперы – до 850-1000 кг
  • Мини- и мидидумперы – до 8000 кг
  • Максидумперы – свыше 8000 кг

Она не слишком верна, потому что среди техники с г/п до 1000 кг часто встречаются модели, которые управляются оператором, идущим сзади. Это мототележки. Они не имеют многих агрегатов и узлов, которые обязательны для «настоящих» думперов. А модели с г/п более 8000 кг представляют собой мощные полноразмерные автомобили. У них тоже есть принципиальные отличия, и назначение совсем другое. Так что классическим думпером надо, все-таки, считать небольшую машину с г/п в среднем диапазоне, которой присущи конструктивные признаки, перечисленные выше.

Преимущества думперов

Думпер, фактически, занимает нишу между фронтальными погрузчиками и дорожными самосвалами. Если он работает по назначению, то есть, перевозит небольшие объемы груза на малые расстояния, то оказывается для своего хозяина очень выгодным. Положительный эффект достигается благодаря особенностям конструкции. По сравнению с дорожным самосвалом, думпер более легкий и маневренный, быстрее разгружается. У него лучше проходимость и сравнительно маломощный двигатель. Все это позволяет экономить время и топливо.

На стройплощадках нередки случаи, когда материалы перевозят фронтальными погрузчиками, которые для транспортировки совсем не предназначены. Поэтому их производительность, а значит, и экономичность будет во всех случаях ниже, чем у специализированного мини-самосвала. К тому же, у погрузчика во время перевозки сыпучих веществ из ковша просыпается больше груза, чем из думпера. А это дополнительные расходы от потери материалов и по очистке территории.

Сказанное можно подкрепить практическим примером. Строительная компания при засыпке полей для гольфа использовала мини-тракторы с прицепами. После применения думперов, время на выполнение одного рейса сократилось на 40%. Нетрудно представить размер полученной выгоды, если учесть, что на одно поле надо завезти около 15 000 тонн песка.

Думпер – это современная многофункциональная машина. Для «своих» условий работы он более полезен, чем техника другого типа. А с учетом его многофункциональности и при наличии полного комплекта сменного оборудования, мини-самосвал можно использовать круглый год. Хотелось бы верить, что популярность этих маленьких тружеников в нашей стране вырастет после того, как владельцы строительных компаний лучше узнают об их достоинствах.

Рейтинг: 9
Всего оценок: 3 Комментариев: 7 Просмотров: 2480
Автор статьи: / Дата публикации: 31-03-2016 / Обновлено: 26-01-2021
Поиск запроса "думпер мини-самосвал" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Олег Тула 31.03.2016

Таких машин с названием думпер действительно не встретишь на улицах, а ведь направление автомобилестроениях очень перспективное, нужное

0
0
Ответить
Павел Вельск 31.03.2016

Думаю, что в ближайшее время рынок минитехники будет переполнен думперами - как новинкой. Но, о перспективности еще рано говорить. О том, насколько перспективные думпера, можно будет судить по спросу на них.

0
0
Ответить
Ирина Саратов 01.05.2016

Компактность и маневренность существенное преимущество думперов, такие машины могут стать незаменимыми на стройплощадках.

0
0
Ответить
Саша Тверь 30.05.2024

Идеально подойдет для труднопроходимых мест, габариты позволяют пройти через узкие пространства и совершать определенный вид работы, в строительстве очень ценятся, но не все могут себе позволить.

0
0
Ответить
Отто 11.12.2024

Интересно, что самосвалы, казалось бы, такие простые в устройстве машины, на самом деле имеют множество вариаций и классификаций. Например, думперы, упомянутые в статье, занимают уникальную нишу между фронтальными погрузчиками и дорожными самосвалами. Их главная фишка — это компактность и маневренность, что позволяет работать в условиях ограниченного пространства, где полноценные самосвалы просто не пройдут. Это как сравнивать внедорожник и городской кроссовер: каждый хорош в своем деле, но для узких городских улочек кроссовер будет куда более подходящим вариантом. Особенно впечатляет возможность думперов двигаться 'челноком', что экономит время и повышает эффективность. К тому же, их способность работать с разным навесным оборудованием делает их по-настоящему универсальными. Честно говоря, удивительно, что в России они пока не так популярны. Возможно, это связано с тем, что не все видят их потенциал в сравнении с большими машинами. Однако, как показывает практика, на стройплощадках, где требуется быстрая и точная доставка небольших объемов материалов, думперы могут стать незаменимыми. В этом плане они напоминают электрокары: еще недавно их воспринимали с недоверием, а теперь видим, как они занимают все больше места на дорогах. Надеюсь, аналогичный путь ждет и мини-самосвалы в нашей стране.

0
0
Ответить
Феофил 12.12.2024

Думперы поражают своей маневренностью и компактностью! Особенно радует возможность установки сменного оборудования, что делает их настоящими универсалами. В условиях городской застройки, где пространство ограничено, такая техника просто незаменима.

0
0
Ответить
Таврион 13.12.2024

Самосвалы — это настоящие рабочие лошадки в строительстве. Особенно интересны карьерные модели с их невероятной грузоподъемностью до 400 тонн. Они настоящие гиганты, которые справляются с огромными объемами работ в карьерах. Надежность и выносливость — их главные козыри.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: