Что такое мини-самосвал думпер?

Думпер (от англ. Dump – сваливать) – это мини-самосвал повышенной маневренности и проходимости.

Такой самосвал может работать по челночной схеме (без разворота). Предназначен для перевозки малых объемов сыпучих грузов на небольшие (1 – 2 км) расстояния. Шасси обычно колесное, с двумя осями. Но может быть и гусеничным. У многих моделей сочлененная рама. Используется в строительстве.

А действительно ли «думпер»?

думпер мини-самосвал

Вопрос не праздный. Дело в том, что в России такие машины не очень распространены, и многие путают их с другой техникой. В частности, указанным термином называют полноразмерные сочлененные самосвалы. Это потому, что так их нарекли таможенные чиновники – чтобы как-то отличать от самосвалов с обычной рамой. Некоторые считают, что правильнее будет сказать – «компактные мини-самосвалы». Это все равно, что «масло масляное». И, наконец, немало тех, кто говорит «дампер». Тоже неверно, потому что данным термином называют компьютерные программы. Единственный вариант – «думпер», уже хотя бы потому, что именно такое слово во многих европейских языках уже закрепилось как наименование строительного мини-самосвала.

Конструктивные особенности

думпер мини-самосвал

Отличительная черта думпера – небольшие размеры. Из-за специфики работы самосвальный кузов часто делается в форме бункера или ковша. На многих моделях он располагается перед местом водителя, поэтому машина двигается, как советский Т-16, кузовом вперед. Выгрузку можно производить вперед или на три стороны. В последнем случае кузов поворачивается на специальном столе или на шарнире. Есть модели, в которых при разгрузке ковш опускается до самой земли – чтобы груз меньше просыпался. У других он, как у фронтального погрузчика, способен подниматься вверх на рычагах – если надо высыпать грунт или щебень в кузов «большого» самосвала. Сама выгрузка выполняется быстро, потому что бункер или ковш поднимается почти вертикально. У некоторых думперов есть кран-манипулятор. Для расширения функциональности, вместо кузова можно поставить сменное оборудование: фронтальный ковш, бетономешалку и прочее.

Ходовая часть мини-самосвала гусеничная или колесная. В последнем случае в ней 4 колеса (самые маленькие машинки обходятся и тремя). Она обычно полноприводная, с большим дорожным просветом и широкой колеей. Колеса односкатные, с внедорожными шинами, нередко – все управляемые, с большими углами поворота. Рама часто делается сочлененной. Гусеницы резиновые. По словам очевидцев, благодаря этому, думпер в здании может даже на второй этаж по лестнице взобраться. По сравнению с колесными, гусеничные модели обычно имеют меньшую грузоподъемность. У машин, работающих за рубежом, кабина открытая. В России опционально ставится закрытая, с отоплением. Органы управления, вместе с креслом водителя, могут поворачиваться на 180 град, что очень удобно в узких проходах – машина двигается «челноком», не разворачиваясь.

Поскольку работа на стройплощадке опасна, то, для защиты от падающих предметов и от переворачивания, кабина мини-самосвала оборудуется системами ROPS и FOPS. Если на дороге, по которой ездит думпер, имеются ограничения по высоте, то защиту можно временно демонтировать.

Трансмиссия думпера механическая или гидравлическая. Для движения в обратном направлении предусмотрены передачи заднего хода (одна или несколько) либо реверс. Также могут применяться блокировка дифференциала, раздаточная коробка, планетарные редукторы. Мосты к раме обычно крепятся жестко. Самая популярная конструкция тормозов – многодисковые, гидравлические, в масляной ванне.

Мини-самосвалы, особенно те, что покрупнее, вполне могут передвигаться по дорогам общего пользования. Поэтому думперы комплектуются осветительными приборами – но только опционально, в стандартный набор фары обычно не входят. На некоторых машинах, способных работать с навесным землеройным оборудованием, устанавливаются аутригеры.

Классификация думперов

Какого-либо официального деления мини-самосвалов на ранги не существует. Вот самая распространенная классификация по грузоподъемности (г/п):

  • Микродумперы – до 850-1000 кг
  • Мини- и мидидумперы – до 8000 кг
  • Максидумперы – свыше 8000 кг

Она не слишком верна, потому что среди техники с г/п до 1000 кг часто встречаются модели, которые управляются оператором, идущим сзади. Это мототележки. Они не имеют многих агрегатов и узлов, которые обязательны для «настоящих» думперов. А модели с г/п более 8000 кг представляют собой мощные полноразмерные автомобили. У них тоже есть принципиальные отличия, и назначение совсем другое. Так что классическим думпером надо, все-таки, считать небольшую машину с г/п в среднем диапазоне, которой присущи конструктивные признаки, перечисленные выше.

Преимущества думперов

Думпер, фактически, занимает нишу между фронтальными погрузчиками и дорожными самосвалами. Если он работает по назначению, то есть, перевозит небольшие объемы груза на малые расстояния, то оказывается для своего хозяина очень выгодным. Положительный эффект достигается благодаря особенностям конструкции. По сравнению с дорожным самосвалом, думпер более легкий и маневренный, быстрее разгружается. У него лучше проходимость и сравнительно маломощный двигатель. Все это позволяет экономить время и топливо.

На стройплощадках нередки случаи, когда материалы перевозят фронтальными погрузчиками, которые для транспортировки совсем не предназначены. Поэтому их производительность, а значит, и экономичность будет во всех случаях ниже, чем у специализированного мини-самосвала. К тому же, у погрузчика во время перевозки сыпучих веществ из ковша просыпается больше груза, чем из думпера. А это дополнительные расходы от потери материалов и по очистке территории.

Сказанное можно подкрепить практическим примером. Строительная компания при засыпке полей для гольфа использовала мини-тракторы с прицепами. После применения думперов, время на выполнение одного рейса сократилось на 40%. Нетрудно представить размер полученной выгоды, если учесть, что на одно поле надо завезти около 15 000 тонн песка.

Думпер – это современная многофункциональная машина. Для «своих» условий работы он более полезен, чем техника другого типа. А с учетом его многофункциональности и при наличии полного комплекта сменного оборудования, мини-самосвал можно использовать круглый год. Хотелось бы верить, что популярность этих маленьких тружеников в нашей стране вырастет после того, как владельцы строительных компаний лучше узнают об их достоинствах.

Видео: Партнёрская программа от сервиса «Перевозка 24»

Рейтинг: 3
Комментариев: 3 Просмотры: 1231 31-03-2016 11:47
Поиск запроса "думпер мини-самосвал" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Олег Тула 31.03.2016

Таких машин с названием думпер действительно не встретишь на улицах, а ведь направление автомобилестроениях очень перспективное, нужное

0
0
Ответить
Павел Вельск 31.03.2016

Думаю, что в ближайшее время рынок минитехники будет переполнен думперами - как новинкой. Но, о перспективности еще рано говорить. О том, насколько перспективные думпера, можно будет судить по спросу на них.

0
0
Ответить
Ирина Саратов 01.05.2016

Компактность и маневренность существенное преимущество думперов, такие машины могут стать незаменимыми на стройплощадках.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: