Карьерный самосвал Тонар-7501
Крупнотоннажный грузовой автомобиль Тонар-7501 справедливо считается самым мощным карьерным (технологическим) самосвалом из числа выпускаемых в России. Машина успешно конкурирует с иностранной техникой. В том числе – за счет разработки специально для эксплуатации в далеко не самых простых российских климатических условиях.
Оглавление
Грузовик пользуется популярностью у отечественного потребителя и активно используется на всей территории страны. Рассмотрим конструктивные особенности и технические характеристики карьерного самосвала Тона-7501 более внимательно.
О компании «Тонар»
Завод «Тонар» основан в ноябре 1990 года. На сегодняшний день предприятие считается одним из ведущих представителей машиностроительной отрасли России. Производственные мощности и головной офис компании находятся рядом с подмосковным городом Орехово-Зуево. Каталог выпускаемой техники включает:
- прицепы (включая прицепы-самосвалы, тракторные, картофелевозы, бункеры-перегрузчики для зерна и т.д.);
- полуприцепы (рефрижераторные/изотермические, самосвальные, тентованные, бортовые, сортиментовозы, щеповозы, птице- и скотовозы, контейнеровозы, технологические и другие виды);
- технологические самосвалы («Тонар» является единственным производителем в стране);
- автопоезда повышенной грузоподъемности;
- шарнирно-сочлененные самосвалы;
- фирменные оси для полуприцепов.
Название компании представляет собой сокращенное словосочетание «Товары – народу!» Популярность выпускаемых в начале 90-х годов передвижных торговых точек привела к тому, что слово «тонар» стало использоваться как нарицательное к этому виду продукции (по аналогии с ксероксом).
Постепенно основной акцент в деятельности предприятия перешел на разработку и изготовление грузовой и спецтехники для сельского хозяйства. Немного позднее к ним добавились карьерные или технологические самосвалы, а также магистральная прицепная техника. Численность персонала машиностроительного завода на начало 2024 года превышает 1,7 тысячи сотрудников.
Основные производственные и складские мощности предприятия занимают более 31,3 гектара. Важным направлением работы компании выступает роботизации. Доля роботизированных производственных и сборочных операций составляет около 80%.
Назначение и общие характеристики самосвала Тонар 7501
Карьерный самосвал Тонар-7501 запущен в серийное производство в 2018 году. Грузоподъемность автомобиля составляет 60 тонн. Значение показателя уступает самым последним разработкам машиностроительной компании (например, грузоподъемность сверхтяжелого автопоезда Тонар-7502 равняется 120 тонны, то есть в 2 раза выше). Что компенсируется множеством достоинств, включая универсальность, экономичность, удобство в эксплуатации, нетребовательность в уходе и т.д.
Технологический самосвал предназначен для транспортировки сыпучих материалов и горных пород. В зависимости от специализации машина поставляется с одним из двух вариантов кузова.
Первый используется для скальной породы и обычных сыпучих грузов. Объем в нормальном состоянии составляет 36,2 куб. метра (с так называемой «шапкой» - до 45 куб. метров). Данный вариант комплектации предусматривает отсутствие заднего борта.
Второй применяется для транспортировки угля. В этом случае его объем составляет 53 и 62 куб. метра, соответственно. Такая конструкция кузова предполагает наличие заднего откидного борта, имеющего верхнюю ось вращения. Что обеспечивает быструю и беспроблемную разгрузку материалов.
ВажноБольшим плюсом становится изготовление кузова из высокопрочной износостойкой стали, благодаря чему удается увеличить срок службы ответственного конструктивного элемента. Эксплуатация которого предусматривает максимально возможные нагрузки. Причем при производстве кузова для скальных пород допускается использованием стали большей толщины (на борта 7 мм вместо 6, на днище – 12 мм вместо 10).
Как было отмечено ранее, Тонар-7501 является самым грузоподъемным и мощным карьерным самосвалом, производимым в России.
Чтобы наглядно подтвердить сказанное, достаточно привести несколько общих технических характеристик грузового автомобиля, представленных ниже в доступной табличной форме. Данные приводятся для машины с комплектацией кузовов, предназначенным для транспортировки скальных пород (отклонения для альтернативного варианта незначительны).
Технические характеристики Тонара
Успешная эксплуатация внедорожного карьерного самосвала на всей территории России обеспечивается не только хорошей приспособленностью к отечественным климатическим условиям и внушительным набором общих технических характеристик.
Не менее важное значение имеет продуманная до мелочей конструкция грузового автомобиля, а также отменные качества отдельных конструктивных элементов и рабочих узлов транспортного средства. Поэтому имеет смысл описать самые ответственные и ключевые из них более детально.
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Полная масса автомобиля, т | 92,5 |
Грузоподъемность, т | 60 |
Габариты (ДхШхВ), м | 12,165 х 4,62 х 3,95 |
Колесная база, м | 2,73 |
Толщина бортов кузова, мм | 6 |
Толщина днища кузова, мм | 10 |
Максимальная скорость без груза, км/ч | 55 |
Максимальная скорость с грузом, км/ч | 45 |
Двигатель
До недавнего времени машина комплектовалась надежным и проверенным дизельным двигателем CumminsQSX15. Сегодня комплектующие американской транснациональной корпорации недоступны из-за антироссийских санкций. Поэтому произошла смена силового агрегата на близкий китайский аналог Yuchai YC6TD800-T301.
Двигатель превосходит американский по большинству показателей, включая мощность (589 кВт или 800 л. с.) и рабочий объем (19,6 литров). При этом практически не уступает ни в надежности, ни в экономичности или долговечности. Цилиндры в количестве 6 расположены в ряд.
Серьезным и выгодным бонусом становится более доступная стоимость силовой установки из КНР. К которой добавляется отсутствие проблем с техническим обслуживанием и поставкой необходимых комплектующих. Емкость топливного бака составляет 710 литров. Что позволяет эффективно работать без необходимости частой дозаправки.
Ходовая и трансмиссия
Базовая комплектация грузового автомобиля предусматривает установку автоматической коробки передач Allison 6620 (на первых моделях – Allison 4700). Сегодня нередко вместо нее используются аналоги из КНР. Конструкция АКПП предусматривает наличие 6 передних и 2 задних передач.
Тонар-7501 имеет колесную формулу 6 на 4 и комплектуется усиленной рессорно-пневматической передней подвеской, рассчитанной на 18 тонн. Задняя имеет балансирную конструкцию на резиновых элементах, что позволяет выдержать нагрузку по 35 тонн на каждую из осей. Важно отметить, что конструкторы при разработке машины предусмотрели наличие трехкратного запаса по прочности. Что сводит к минимуму риски поломки и выхода техники из строя. Ведущими мостами являются задний и промежуточный.
Карьерный самосвал оснащается двумя тормозными системами - основной (барабанного типа) и вспомогательной. На машину устанавливаются бескамерные шины 18.00 R25. Базовая комплектация предусматривает наличие двух запасных колес. Допускается использование 2 вариантов протектора Е4 (38) или Е3 (26).
Серьезным достоинством грузового автомобиля выступает наличие централизованной системы автоматизированной смазки. Она включает 24 отдельных смазочных точек, что заметно упрощает процесс ухода и обслуживания машины, а также поддержания техники в работоспособном состоянии.
Отдельно стоит отметить оснащение кузова. Которое включает не только мощную гидравлическую систему подъема (обеспечивающую высокую скорость выгрузки породы), но и систему подогрева груза с помощью выхлопных газов. Вторая очень актуальна для работы в холодное время года и предотвращает промерзание перевозимых грузов.
Кабина
Самосвал комплектуется двухместной кабиной, которая размещается непосредственно над дизельным двигателем. Она соответствует современным стандартам безопасности и создает водителю комфортные условия для производительной работы. В том числе и прежде всего за счет следующих конструктивных решений и установки ряда систем:
- Кондиционер в сочетании с отоплением.
- Кресло водителя с пневматической регулировкой расположения.
- Современная аудиосистема.
- Рулевая система с гидравлическим управлением.
- Пневматическая подвеска кабины.
- Широкий обзор и хорошую видимость обеспечивают лобовое и боковые стекла кабины. Для дополнительного удобства водителя установлены две камеры: переднего и заднего вида. Безопасную и производительную работу в темное время суток и при движении по трассе обеспечивает эффективная система электроосвещения, в состав которой входят:
- Две основные фары (ближнего и дальнего света) с габаритными огнями.
- Указатели поворотов (устанавливаются спереди и оснащаются оранжевым рассеивателем).
- Светодиодные задние фонари (в комплекте).
- Автономная система внутреннего освещения кабины (плафон, бортовой ПК, дополнительная опция штурманского света).
- Светодиодные прожектора (передний и задний, поставляются дополнительно).
На лобовое стекло кабины устанавливается двухщеточный стеклоочиститель. Он работает в любом из трех режимов на выбор, включая один с паузой между циклами очистки. Для подачи сигнала используется пневматический клаксон вибрационного типа с электрическим приводом.
Комплектация
Тонар-7501 выпускается уже почти 6 лет. За это время на отечественном рынке машиностроения произошли серьезные изменения. Включая основной тренд в виде перехода на комплектующие, поставляемые из дружественных стран, прежде всего – из Китая. Что ведет к постоянному изменению вариантов комплектации карьерного самосвала.
Важным дополнением становится возможность выбрать тип кузова (в зависимости от характеристик перевозимых грузов).
В любом случае при приобретении грузового автомобиля всегда необходимо уточнять комплектацию конкретного внедорожного самосвала, а также возможные варианты ее изменения. Что особенно актуально, если учесть постоянное совершенствование машины специалистами компании «Тонар».
Итог
Внедорожный технологический самосвал Тонар-7501 заслуженно считается самым грузоподъемным грузовым автомобилем, который производится в России. Машина способна перевозить до 60 тонн скальных пород практически в любых дорожных и погодных условиях.
Главными достоинствами техники, выпущенной на подмосковном заводе, выступают: отменные эксплуатационные характеристики, бюджетная стоимость, длительный срок службы, быстрая окупаемость и неприхотливость в обслуживании. Настолько внушительный перечень плюсов становится лучшим и самым наглядным объяснением востребованности карьерного самосвала на сегодняшнем российском рынке.
- Тонары-зерновозы на постоянную основу
- Перевозка Тонарами Карьер Плоское-Сертолово 1 песок ставка 700р/м3 (52км.)
- Тонары на постоянную основу
- Имеется два Зилка самосвала валят на три стороны
- Стоимость аренды Самосвала с водителем
- Технологический транспорт для перевозки сыпучих грузов
- Карьерный самосвал Тонар-7501
Интересно, что давно знаю об этой стройтехнике, но не знала, как расшифровывается название. Машины вполне надежные, хотя в некоторых моделях, возможно, недостает маневренности. Нормальные по цене. К китайским деталям отношусь положительно, не думаю, что качество машин ухудшится из-за них.
Безусловно, машина надежная. Грузоподъемность усиленная, а поэтому усилены рама и все элементы. Несмотря на то, что детали качественные, качество не страдает. Новые модели реже ломаются из-за того, что качество деталей повысили. Думаю, что и ухода требуется меньше.
"Тонар" - это огромный завод, который находится на востоке в Московской области и производит современную технику. По многим своим техническим характеристикам наш отечественный карьерный самосвал Тонар-7501 не уступает аналогам иностранного производства.
Я как-то работал на этой машине. Если коротко, то Тонар-7501 представляет собой тяжелый карьерный самосвал, основной функцией которого является перевозка сыпучих грузов или скальных пород. Машина хорошо работает в неблагоприятных климатических условиях и легко преодолевает бездорожье. ?