Малотоннажник Avia A30, городской помощник
Малотоннажный грузовик Avia A30 — коммерческое транспортное средство, используемое для перевозки небольших грузов. Машина является продуктом чешской компании и выпускалась в период с 1968 по 1983 годы.
Оглавление
Это лицензионная копия французского автомобиля Renault-Saviem SG4, которая отличалась неприхотливостью и надежностью. Ниже рассмотрим особенности машины, ее технические характеристики, назначение и модификации.
О компании-производителе
Компания Avia основана в 1919-м в Чехословакии, имеет богатую и насыщенную историю. Изначально она специализировалась на производстве авиационных моторов, что свидетельствует о высокотехнологичном потенциале и амбициях в аэрокосмической отрасли. В 1950-х она приняла стратегическое решение сменить направление деятельности и сосредоточиться на производстве грузовых машин.
В 1968-м Авиа выпустила модель A30, которая представляла собой копию Renault-Saviem SG4. Это событие стало важной вехой в истории производителя, оно демонстрировало готовность к сотрудничеству с зарубежными партнерами.
В 1980-е Авиа активно разрабатывала и выпускала новые модели грузовиков, такие как A15, A20 и A31. Они пользовались популярностью и способствовали укреплению позиций на рынке коммерческих авто.
1990-е стали периодом приватизации и расширения международного сотрудничества. Avia заключила партнерские соглашения с такими крупными автопроизводителями, как Iveco. Это позволило интегрироваться в глобальные производственные цепочки и улучшить качество.
В 2000-е Avia стала дочерней компанией Renault Trucks. Это дало возможность воспользоваться ресурсами и опытом одного из ведущих мировых производителей грузовых машин.
Впоследствии это благотворно сказалось на развитии. В 2010-е производство грузовиков под маркой Avia было прекращено. Это стало итогом длительного процесса изменений в структуре компании и ее стратегических приоритетах.
Назначение и описание малотоннажного грузовика Avia A30/31
В 1960-х Чехословакия нуждалась в более современных и надежных грузовиках, чем те, которые производились в то время. Сотрудничество с Renault и разработка A30/31 стала продолжением эпохи развития автомобилей бренда.
Производство началось в 1968-м на заводе Avia в Праге. Грузовик был представлен в различных модификациях, включая бортовой грузовик, фургон и шасси. A30/31 быстро завоевала популярность в Чехословакии и других странах Восточной Европы.
В 1982-м A30 был модернизирован, и получил название Avia A31. Улучшенная модель имела более мощный мотор и 5-ступенчатую коробку передач. При этом производство машины прекращено в 1983-м.
ВажноA30/31 стал важным грузовиком для чехословацкой экономики. Он считался надежным, простым в обслуживании и доступным по цене. Грузовик до сих пор можно увидеть на дорогах Чехии и других стран Восточной Европы.
Одна из особенностей в том, что это — универсальный грузовик, предназначенный для перевозки грузов в различных отраслях.
Он выполнял следующие задачи:
- развозная доставка — перевозка товаров в магазины, на рынки и другие предприятия;
- строительство — доставка стройматериалов, таких как кирпич, цемент и песок;
- сельское хозяйство — перевозки урожая, кормов и других с/х грузов;
- коммунальные службы — уборка улиц, вывоза мусора и другие работы.
На базе грузовиков создавались пожарные машины, мобильные мастерские и другие специализированные транспортные средства. Они активно применялись для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации.
Технические характеристики
Грузовик Avia имеет ряд характеристик, которые стоит отметить:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Двигатель, л. с. | 80 (84) |
Тип топлива | дизель |
Колеса спереди / сзади | 1-скатные / 2-скатные |
Подвеска сзади | рессорная |
Коробка передач | 4- и 5-ступенчатая |
Грузоподъемность, т | 3 |
Габариты (ДхШхВ), м | 6.2х2.47х2.5 |
Клиренс, см | 22 |
Полная масса, т | 6,5 |
Колесная база, м | 3,7 |
Расход топлива, л / 100 км | 12 |
Скорость, км/ч | 90 |
Двигатель
Мотор грузовика Avia A30/31 представляет собой 4-цилиндровый рядный дизельный агрегат производства MAN с водяным охлаждением. Имеет рабочий объем 3.3 л и мощность 80 л. с. Конструкция включает чугунный БЦ, который обеспечивает прочность и надежность. В модернизированной версии остался тот же мотор, но мощность была увеличена до 84 л. с.
Алюминиевая ГБЦ способствует эффективному отводу тепла. ТНВД точно подает топливо в цилиндры и улучшает экономичность. Система смазки под давлением обеспечивает обработку всех движущихся частей мотора, что уменьшает износ. Жидкостная система охлаждения с водяным насосом и термостатом поддерживает оптимальную рабочую температуру.
Диаметр цилиндра составляет 9.8 см, ход поршня 11 см, а степень сжатия 16.5:1. Момент составляет 240 Н*м при 1500 об/мин, а расход топлива — 12 л на 100 км. При этом MAN известен надежностью и долговечностью. Он прост в обслуживании и ремонте, что снижает эксплуатационные затраты.
Низкий расход топлива делает его экономичным в эксплуатации, что особенно важно для коммерческого транспорта. Двигатель развивает достаточную мощность для выполнения задач, возложенных на грузовик Avia A30/31.
Трансмиссия
Avia A30/31 оснащена 4-ступенчатой МКПП передач с синхронизаторами на всех передачах. Это делало переключение передач более плавным и легким, чем в несинхронизированных трансмиссий. В модернизированной версии устанавливалась 5-ступенчатая КПП.
Перед включением передачи синхронизатор подравнивает обороты вращающихся шестерен, соответствующих выбранной передаче. После того как обороты совпали, муфта сцепления соединяет ДВС и КПП, и скорость включается.
Синхронизаторы делают переключение более плавным, уменьшая рывки и шум. Они помогают снизить износ шестерен и других компонентов КПП. При этом сама коробка проста в использовании даже для начинающих водителей.
Подвеска и ходовая часть
Подвеска и ходовая часть разработаны с учетом различных эксплуатационных требований. Передняя подвеска является независимой рычажной конструкцией с винтовыми пружинами и гидравлическими амортизаторами. Система гарантирует более плавный ход и улучшенную управляемость. При этом она имеет более сложную конструкцию и требует более тщательного обслуживания.
Задняя подвеска выполнена в виде рессорной системы с продольными полуэллиптическими рессорами. Отличается простотой и надежностью, а также высокой грузоподъемностью. Такая система характеризуется жесткостью хода, что снижает комфорт при движении по неровным дорогам по сравнению с другими типами подвесок.
Ходовая часть включает односкатные передние и двускатные задние колеса размером 20 дюймов. Шины грузовика пневматические, что обеспечивает хорошую амортизацию и сцепление с дорогой. Тормозная система состоит из гидравлических барабанных тормозов на всех колесах, что обеспечивает надежное торможение и безопасность при эксплуатации.
Кабина Avia A30/31
Кабина не выделяется современным дизайном, но достаточно просторна и удобна для водителя. Приборная панель оснащена только необходимыми приборами, такими как спидометр, тахометр, указатели уровня горючего, температуры воды и давления масла.
Все приборы были хорошо читаемы, что позволяет водителю легко контролировать работу ДВС и другие параметры грузовика. Сиденье водителя регулируется по высоте и продольному положению для поиска удобной посадки.
Рычаг переключения передач расположен удобно и легкодоступен. Большие окна кабины обеспечивают хорошую обзорность во всех направлениях. Также грузовик оснащен двумя зеркалами заднего вида, которые обеспечивают оптимальную обзорность сзади.
Кабина оснащена отопителем, который обеспечивает комфортный микроклимат в холодную погоду. Вентиляция осуществляется через форточки и вентиляционные отверстия. Также в кабине предусмотрена пепельница.
Под приборной панелью есть полка, где можно хранить мелкие предметы. Также предусмотрен небольшой бардачок для документов и других вещей. За сиденьем водителя есть пространство, где можно разместить сумки или другие вещи.
Разновидности кузовов
Грузовики малотоннажной серии Avia A30/31 предлагались в различных вариантах кузова, что обеспечивало широкую универсальность и адаптивность под разнообразные нужды. Разновидности включали бортовые платформы, фургоны, изотермические и рефрижераторные кузовные части, самосвалы и специальные модификации.
Виды:
- Бортовые платформы. Предназначались для перевозки различных видов грузов. Их конструкция позволяла легко загружать и разгружать товары, что особенно удобно для стройматериалов, с/х продукции и других объемных предметов.
- Фургоны. Предлагают защиту грузов от погодных условий и посторонних взглядов. Этот тип кузова популярен среди компаний, осуществляющих доставку товаров, перевозку ценных или чувствительных к погоде предметов.
- Изотермические кузова. Имеют утепленные стены, пол и крышу, что позволяет поддерживать стабильную температуру внутри. Это важно для перевозки товаров, требующих защиты от резких температурных колебаний: продукты, медикаменты и иные скоропортящиеся грузы.
- Рефрижераторы. Оснащаются холодильными установками, которые поддерживают заданную температуру на протяжении поездки. Такие кузова незаменимы для доставки замороженных продуктов, морепродуктов, мяса и иных товаров, требующих строгого температурного контроля.
- Самосвалы. Используются для транспортировки сыпучих изделий: песок, гравий, щебень и строительный мусор. Самосвалы оснащались гидравлической системой, позволяющей быстро и легко выгружать содержимое кузова на стройплощадках и в карьерах.
- Специальные модификации. На базе грузовиков Avia A30/31 создавались различные версии: пожарные машины, автоподъемники, мобильные мастерские и другие специализированные ТС. Разрабатывались в соответствии с требованиями конкретных отраслей и задач, обеспечивали надежную и эффективную работу.
Малотоннажные грузовики Avia A30/31 могли использоваться в различных сферах деятельности, начиная от строительства и с/х, заканчивая логистикой и коммунальными услугами.
Заключение
Грузовик Авиа была одним из ведущих производителей грузовых машин в Чехословакии. Модель известна надежностью, простотой в обслуживании и доступной ценой. Несмотря на то, что изготовление грузовиков прекращено, их до сих пор можно увидеть на дорогах других стран. Модель по праву остается символом чехословацкого машиностроения и является частью истории.
Такие грузовики в свое время действительно можно было назвать хорошими помощниками, однако появились новые, а главное - более удобные модели. Все-таки сейчас открытый кузов (пусть даже с тентом) для перевозки товаров почти не используют, зато с закрытым кузовом подобные грузовики очень даже хороши.
Жалко, что такие больше не выпускаются, много достойный компаний канули в лету. Вроде машина с виду выглядит вполне адекватно, чем-то есть схожесть с советским автопромом, думаю тогда делали на совесть и машина сможет прожить намного дольше, все можно руками починить, для бизнеса самый раз, перевозить дрова и доски вариант отличный.
Автомобиль действительно заслуживает внимание не только как помощник, а еще считается исторически значимым, мне реально нравится этот автомобиль, его уникальный дизайн, все делалось на совесть, печаль видеть как крупные компании перестают существовать.
Читая статью про Avia A30, я вспомнил, как в детстве видел эти грузовики на дорогах. Это была настоящая рабочая лошадка своего времени — такая же надежная, как и известные в СССР ГАЗ-53. То, что Avia A30 была лицензионной копией Renault-Saviem SG4, говорит о высоком уровне доверия между компаниями и, возможно, о стремлении внедрять передовые технологии в производство. Интересно, что компания Avia начинала с авиационных моторов, что, вероятно, повлияло на их способность создавать надежные и долговечные механизмы. Этот опыт, безусловно, отразился на конструкции Avia A30, которая отличалась простотой в обслуживании и низкими эксплуатационными расходами. Также приятно узнать, что сотрудничество с такими гигантами, как Iveco и Renault Trucks, помогло Avia интегрироваться в глобальные производственные цепочки, что, наверное, способствовало улучшению качества их продукции. Конечно, жаль, что производство прекратилось, но, как видно из статьи, влияние Avia A30 на транспортную отрасль Чехословакии и других стран было значительным. Ее универсальность и адаптивность в различных сферах — от строительства до сельского хозяйства — делают ее достойной упоминания в истории автомобильной индустрии. Несмотря на прекращение производства, эти грузовики до сих пор можно увидеть на дорогах, что говорит о их надежности и стойкости.
Приятно видеть, что Avia A30, несмотря на прекратившееся производство, до сих пор в строю. Это показатель качества и надежности, сравнимый с легендарными европейскими грузовиками того времени. Простота в обслуживании — это всегда плюс!
Интересная статья! Avia A30 оказалась незаменимой в коммунальных службах и сельском хозяйстве, особенно благодаря своей универсальности. Напоминает мне, как ЗИЛ-130 в своё время тоже был настоящей находкой для местных фермеров.