Микроавтобус РАФ-2203 из СССР

Советский автопром имел немало достижений. Среди самых примечательных – разработка и производство микроавтобуса РАФ-2203. Выпуск серии стартовал в 1975 году. Он продолжался до 1997-го. То есть даже после распада Советского Союза в ставшей независимой Литве.

Эксплуатация микроавтобуса в качестве маршрутного такси, служебного транспорта и скорой продолжалась очень долго. Включая первое десятилетие 21 века. Регион применения охватывал все республики бывшего СССР. Плюс немалое число зарубежных стран. Рассмотрим конструктивные особенности и характеристики микроавтобуса из Латвии РАФ-2203 более подробно.

О производителе - заводе РАФ

РАФ создана в 1949 году на базе авторемонтного завода. Аббревиатура расшифровывается как Рижская автобусная фабрика. Изначально предприятие занималось производством средних автобусов. Через 2 года мощности завода увеличились за счет объединения с экспериментальной автомобильной фабрикой. Последняя также располагалась в столице Советской Латвии.
Первые автобусы произведены в 1953 году. Еще через несколько лет перед предприятием поставлена задача создать новый советский микроавтобус. В качестве источника для вдохновения конструкторов РАФ выступил прототип от германского производителя Фольксваген. В 1957 году появился РАФ-10 «Фестиваль». Цифра в названии показывала количество перевозимых пассажиров, равное 10. Далее модельная линейка предприятия пополнилась РАФ-8. Немногим позднее - РАФ-977 «Латвия», который выпускался не только в Риге, но и в Луганске и Ереване.
Самая известная модель микроавтобуса Рижской автобусной фабрики получила название РАФ-2203 «Латвия». Широкая сфера применения привела к появлению просторечных наименований в виде «маршрутки или машины рафик». Микроавтобус стал официальным транспортным средством знаменитой Московской олимпиады 1980 года. Он выступил прототипом большого числа модификаций. Общее количество выпущенных РАФ-2203 составило около 274 тысячи. Такая цифра делает микроавтобус самым массовым в Советском Союзе.
РАФ-2023 активно применялся по всей стране. Более того, он входит в ограниченное число микроавтобусов времен СССР, которые активно поставлялись за рубеж. Причем среди адресатов техники присутствовали не только страны социалистического лагеря. Например, Польша, ГДР, Венгрия и т.д. Немало РАФ-2203 было продано в Финляндию, Монголию, Китай, Панаму и ряд других стран.
История Рижской автобусной фабрики фактически завершилась в 1979 году банкротством предприятия. Оно стало следствием деиндустриализации Латвии после вступления в Евросоюз. Через 15 лет местный автогонщик открыл музей истории РАФ. В 2018 году предпринята попытка возродить завод. В том числе – за счет сотрудничества с успешно работающим ГАЗом. Через 2 года взаимодействие прекратилось из-за ухудшения отношений между Россией и Латвией.
2. Особенности конструкции
Микроавтобус РАФ-2203 имеет вагонную компоновку. Базой выступает цельнометаллический кузов. Он выполнен по схеме с силовым несущим основанием. Последнее состоит из трех сваренных между собой компонентов:
лонжеронной рамы;
колесных арок;
щита передней части.
Сначала планировалось изготовить кузов из инновационного стеклопластика. В том числе – с целью повысить долговечность при одновременном снижении веса. В процессе разработки принято решение вернуться к классическому варианту из тонколистового металла.
Салон включает два отделения. В первом расположено водительское сиденье и место для 1 пассажира. Во втором – десять пассажирских сидений. Вход в переднюю часть салона производится через обычные боковые двери. Во вторую – через распашную широкую дверь с правой стороны.
Схема размещения мест в пассажирском отделении традиционна. На первом ряду – три сидения. На втором – два слева и еще одно справа. Задний ряд предназначен для четырех пассажиров. Непосредственно за ним размещается небольшое багажное отделение, где расположено запасное колесо. Доступ к багажу осуществляется через заднюю дверь подъемного типа.
Первым и главным отличием РАФ-2203 от большей части продукции советского автопрома выступает стильный дизайн. Даже по международным стандартам микроавтобус выглядел эффектно. Это стало возможным в результате успешной работы дизайнера из Латвии Артура Эйсерта.
Микроавтобус РАФ-2203 комплектуется индивидуальными пассажирскими сиденьями. Все они имеют анатомическую и травмобезопасную конструкцию, что стало новшеством для Советского Союза. Дополнительным плюсом становится наличие мягких подушек и спинок. Они заполнены латексом и обтянуты практичным кожзаменителем.
Другими важными конструктивными особенностями РАФ-2203 выступают:
Установка безопасных закаленных стекол (кроме лобового).
Использования для лобового стекла трехслойного триплекса.
Блокировка дверных замков против непредвиденного открывания. Даже при условии деформации проема.
Оснащение водительского и переднего пассажирского сидения ремнями безопасности.
Обогрев салона посредством двух отопителей, присоединенных к системе охлаждения двигателя.
Естественная вентиляция салона – через опускные стекла и форточки.
Изготовление пола пассажирского отделения из бакелитовой фанеры (облегчает конструкцию и упрощает ремонт).
В завершении нужно отметить еще одну важную роль РАФ-2203. Уже для российского автопрома. Микроавтобус из Риги стал прототипом первых моделей нижегородских Газелей. Именно они занимают сегодня доминирующее положение в сегменте микроавтобусов и малотоннажных грузовиков в России.
3. Технические характеристики
Для своего времени РАФ-2203 обладал внушительными характеристиками. Тем более – для российского рынка, которые не был избалованразнообразием доступных моделей микроавтобусов. Некоторые из них представлены в таблице ниже.
Габаритные размеры (ДхШхВ), мм   5 070х1 940х1 970.
Колесная база, мм   2 630.
Дорожный просвет, мм   180.
Мощность двигателя, л. с.   98.
Объем двигателя, куб. см.   2 445.
Объем бака для горючего, л   55.
Предельная скорость, км/ч   120.
Масса, кг    1 750.
Грузоподъемность, кг   960.
Вместимость, мест   11.
Характеристики дают вполне объективное представление о возможностях микроавтобуса. Чтобы сделать его еще более полным, имеет смысл кратко описать основные рабочие узлы РАФ-2203.
Трансмиссию включает гидравлический привод и сухое однодисковое сцепление. На микроавтобус ставилась 4-х-ступенчатая механическая коробка передач. Причем на каждой передаче переднего хода монтировался собственный синхронизатор. Главная передача выполненялась одинарной и гипоидной. Карданная – предусматривала наличие двух валов, соединенных промежуточной опорой.
Важное значение для плавного движения играла подвеска. Конструкторы выбрали независимую и пружинную переднюю. С конструкцией из двух амортизаторов на поперечных рычагах. Задняя подвеска была зависимой. Она также включала два амортизатора, установленные на полуэллиптических рессорах.
Микроавтобус оснащался рулевым механизмов классического для того времени червячного типа. Его конструкция предусматривала наличие глобоидального червяка и трехгребневого ролика. РАФ-2203 имел двухконтурную тормозную систему. В ее состав входил гидравлический привод и два вакуумные усилителя.
4. Варианты двигателя
В разное время на РАФ-2203 устанавливались две модели двигателей. Оба – бензиновые карбюраторного типа. Оба - производились на Заволжском моторном заводе. Рекомендованное для эксплуатации топливо – АИ-92 или АИ-93. Его расход равнялся 12 литрам на 100 км по трассе. Он увеличивался до 15 литров на 100 км при движении по городу. Указанные значения одинаковы для обоих вариантов. Как и применение жидкостной системы охлаждения двигателя.
Первая модель – ЗМД-24Д. Она использовалась с 1976 по 1987 год. Вторая – ЗМЗ-402. Ее применяли в период с 1987 по 1997 год. Единственным серьезным отличием между ними выступала мощность. В первом случае речь шла о 95 л. с., во втором – о 98 л. с. В остальном разница состояла в большей надежности и долговечности более современного варианта перед предшественником.
5. Рабочее место водителя
По меркам 70-90-х лет прошлого века условия работы водителя микроавтобуса РАФ-2203 были весьма комфортными. Они создавались за счет сравнительно просторной кабины. Ее дополняли современные инженерные системы. Включая тормозную, ходовую, рулевое управление, подвеску и все остальные.
Важную роль в популярности микроавтобуса сыграли компактные размеры. Они давали возможность маневрировать по городу даже в стесненных условиях. Причем без увеличения нагрузки на водителя. В том числе – благодаря эффективной системе рулевого управления.
Безопасность во время движения достигалась хорошим обзором. Его дополняли ремни безопасности водителя и переднего пассажира. Дополнительным плюсом выступала удобная приборная панель. Бонусом – практичная и современная отделка водительского кресла.
6. Скорая помощь, маршрутка и спецмашины
Важной особенностью РАФ-2203 стало наличие множества модификаций. Вместе с обширной сферой применения. Среди самых интересных направлений использования микроавтобуса можно выделить такие:
Маршрутное такси. Самый популярный вариант использования. Особенно актуальный на стыке 80-90-х годов. Дело в том, что в те времени классический общественный транспорт был в упадке.
Служебная машина. Микроавтобус активно использовали различные силовые и ведомственные службы. Например, МВД, органы власти и т.д.
Скорая помощь. Еще один очень распространенный способ применения РАФ-2203. Причем не только на территории СССР, но и за границей. Например, в Финляндии микроавтобус использовался как автомобиль для реанимации. Очень широко и длительное время микроавтобус РАФ применялся в качестве скорой во всех республиках бывшего СССР.
Транспорт Олимпиады-80. Микроавтобус являлся официальным транспортным средством Московских олимпийских игр. Успешное применение РАФ-2203 выступило эффективной рекламой техники перед зарубежными представителями.
6. Заключение
РАФ-2203 по праву можно назвать легендарным продуктом советского автопрома. Практичный и маневренный рафик был выпущен в количестве 274 тысячи единиц. Это делает его самым массовым микроавтобусом Советского Союза. Главными преимуществами РАФ-2203 выступают:
стильный дизайн;
маневренность;
экономичность;
универсальность;
комфортность для водителя и пассажиров;
высокая скорость;
долговечность;
широкая сфера применения.
Последний пункт особенно актуален, если учесть использование микроавтобуса сразу по нескольким направлениям. Включая очень актуальное для времени распада СССР маршрутное такси. Как и не менее удачное применение в качестве скорой помощи.

Рейтинг: 5
Всего оценок: 1 Комментариев: 0 Просмотров: 31
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 25-06-2025
Поиск запроса "микроавтобус раф-2203 из ссср" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Оставить комментарий
Общая оценка: