Поддоны и паллеты: виды, размеры, сорта, загрузка автомобиля
Оглавление
Поддоны и паллеты, какими они бывают
Поддон (паллета) представляет собой унифицированную по грузоподъемности и размерам подставку квадратной или прямоугольной формы, на которой располагаются упаковки с товарами. Крепление к поддону выполняется стрейч или термоусадочной пленкой, а также ремнями.
ВажноЭто приспособление дает возможность значительно ускорить процесс механизированной погрузки автомобиля, а также максимально полно использовать объем его кузова.
Первой компанией, изготовившей поддоны, была National Wooden Pallet and Container Association. Ее же специалисты составили первую общепризнанную таблицу размеров. Сегодня в ПаллетТраст для изготовления паллет применяют различные материалы: металл, пластик, дерево. Последний – самый распространенный. Паллеты могут быть двух- или четырехзаходными – по числу сторон для вилочного захвата.
По качеству различают три сорта поддонов. К высшему относятся белые, прочные, практически новые изделия, которые использовались не более трех раз. На них не должно быть трещин или сколов. Первый сорт – это прочные белые паллеты, также без трещин и сколов, которые еще не ремонтировались. На подставках второго сорта допускаются небольшие загрязнения, сколы и трещины, размером до 30 см в длину и до 3 см в ширину, а также потемнение материала от времени. Часть второсортных поддонов может быть после ремонта.
На российском рынке автоперевозок, кроме отечественных паллет, представлены еще три вида: американские, финские и европейские. Главное отличие между ними заключается в габаритных размерах – прежде всего, в ширине и высоте, поскольку длина у всех одинаковая и составляет 1200 мм.
Американские
Размер американского паллета – 1200 х 1200 х 150 мм. Нормативная толщина досок должна быть не меньше 6 мм (практически – 15-22 мм). Поддоны делаются из ольхи, сосны, осины или тополя. Чтобы исключить повреждение древесины паразитами и вредоносными микроорганизмами, она в обязательном порядке подвергается термообработке.
Американские паллеты могут быть одно- или двухнастильными. Вес не нормируется. В первом случае он составляет 15 – 20 кг, во втором – до 40 кг. У однонастильных вверху расположено 7 досок, внизу – еще 3. У двухнастильных с каждой стороны имеется по 7 досок. Ширина любой доски составляет 10 см. Грузоподъемность американских паллет колеблется в пределах от 1,0 до 1,2 тонны.
Главное их преимущество заключается в том, что эти поддоны соответствуют стандартам Международного комитета по защите растений (МСФМ15). Они делаются в соответствии с международным кодом, поэтому на них можно везти товары за границу в любом направлении, без ограничений.
Финские
Финские паллеты делаются размером 1200 х 1000 х 145 мм. Настил состоит из семи досок: трех широких (120 мм, по краям и посередине) и четырех узких (100 мм, по две между широкими). Внизу – две широкие доски и одна узкая (в центре), со снятыми фасками. Вес поддона колеблется в пределах 15 – 20 кг. Такие паллеты применяются, в основном, при складировании товаров, а также на внутренних рейсах.
На FIN-паллетах обязательно должны быть фаски по углам. Маркировка: на правой ножке выжигают “FIN” в прямоугольнике, на других – код производителя и дата изготовления. Максимальный вес, который разрешено грузить на финпаллету – 2,5 тонны.
Европаллеты
Европоддоны делаются размером 800 х 1000 х 145 мм. Для контроля качества продукции создана ассоциация EPAL (European Pallet Association). В своей работе она руководствуется следующими нормативными документами: ISO 3676, ISO TK/22, ISPM 15, UIC norms 435-2/ 435-4. В маркировке должны быть EUR в овале, EPAL, а также информация о производителе, серии товара и дате выпуска. В верхней части европоддона имеется пять досок: три широкие (145 мм, по краям и в центре) и две узкие (100 мм, между широкими).
Внизу три доски – две узкие по краям и широкая посередине. На нижних досках и на углах обязательно должны быть фаски. Толщина досок равна 22 мм. Максимально разрешенный вес для европаллеты составляет 2,0 тонны.
Российские поддоны
В России поддоны изготавливают согласно ГОСТ 9078-84 и ГОСТ 9557-87. Первый нормативный документ носит общий характер, в нем установлены наружные размеры 1200 х 1000 мм и 1200 х 800 мм. Второй – более конкретный, практически соответствует европейскому UIC 435-2. Поэтому отечественная продукция отличается от зарубежной, в основном, только отсутствием клейма и сертификата качества.
Кроме того, нередко вместо винтовых гвоздей применяются обычные, а по углам могут отсутствовать фаски. Купить российские паллеты выгоднее, чем импортные - цена намного ниже. По остальным параметрам, таким как габариты, допуски, толщина и количество досок, они идентичны.
Загрузка стандартной фуры
В стандартный автофургон товары на паллетах можно грузить длинной стороной (двойками) или короткой (тройками). В первом случае в него войдет 32 паллета, во втором – 33. При этом погрузка «тройками» обеспечивает более высокую устойчивость груза – это важно при «высоких» паллетах.
В 20-фунтовый контейнер, при погрузке в один ярус, становится 11 европаллет. В 40-фунтовый – 25. При укладке и закреплении груза, он не должен выступать за края поддона. Высота транспортного пакета, расположенного на одной паллете, не ограничивается только высотой автофургона. Принимаются в расчет и другие факторы:
- сохранность груза (чтобы верхние ярусы не раздавили нижние);
- возможность погрузки-выгрузки (чтобы при толкании поддоны не перевернулись);
- тип груза и условия транспортировки (например, бочки с маслом ставят только в один ярус, с отступом от края; иначе их стенки могут протереться друг об друга, а крепежные ремни – лопнуть).
- Украли груз! Первоуральск-Челябинск! Деревянные поддоны!
- Транспортировка грузов с использованием паллетов
- Что такое ричтрак и зачем он нужен?
- Малый грузовой автомобиль
- Паллетная доставка грузов
- Вилочный погрузчик работает с грузом без поддонов
Очень интересная информация о таких обыденных и неприметных вещах, как поддоны. Хотя они сыграли важную роль в облегчении погрузки товаров. Лично я узнал много нового для себя.
Сталкиваться по работе приходилось только с двумя описанными видами, а именно европаллетами, российскими поддонами. Наиболее удобной считаю европаллеты, размеры очень хорошо подобраны, что позволяет удобно укомплектовать груз нужный.
По работе сталкиваться приходилось только с российскими (украинскими, белорусскими) поддонами, с европейскими или финскими - никогда. И неудивительно, разница в цене то - в разы. Слава богу хоть это умеем делать сами, хотя местами и кривовато.
Скажу вам, как человек работающий на складе, толщина доски на палете должна быть 3 см +-, если нагрузить на дешевый некачественный палет, днище может проломится и товар может пострадать, особенно это касается стекленной продукции, так что это всем кто закупает палеты, берите потолще и подороже - от многих хлопот себя убережет.
Интересно, как разные стандарты поддонов влияют на логистику и хранение. Когда мы говорим о международных поставках, стандарты, такие как EPAL для европоддонов, становятся критически важными. Они помогают обеспечить совместимость и безопасность товаров во время транспортировки. Вспоминается опыт с американскими паллетами, которые соответствуют МСФМ15 для защиты от паразитов. Это действительно важно, ведь в логистике каждый грамм и миллиметр могут иметь значение. Европейские паллеты, например, отличаются своей универсальностью и более строгими стандартами, что позволяет их применять в самых разных отраслях. Российские поддоны, несмотря на отсутствие международных сертификатов, часто выбираются из-за своей доступности. Они дешевле, и для многих бизнесов это решающий фактор. Однако, как показывает практика, нельзя забывать о качестве и надежности. Если сравнивать с финскими паллетами, которые имеют высокую грузоподъемность до 2,5 тонн, российские могут быть не всегда столь же выносливы. Важно помнить, что правильный выбор поддонов может значительно повлиять на эффективность всей цепочки поставок. Важно учитывать не только стоимость, но и требования к логистике и условиям хранения. Я бы сказал, что выбор паллеты должен быть стратегическим решением, особенно для компаний, которые работают на международных рынках.
Удивляет, как стандартизация поддонов играет ключевую роль в международной логистике. Кажется, что это просто деревянные настилы, но насколько они важны для успешной перевозки грузов! Европаллеты, например, с их строгим соблюдением норм EPAL, обеспечивают надежность и безопасность. Это как фундамент для дома - без него все рухнет.
Интересно, что российские поддоны, несмотря на отсутствие международных сертификатов, все равно популярны за счет своей низкой цены. Это отличный пример того, как стоимость может перевесить стандарты в некоторых случаях. В бизнесе всегда приходится искать баланс между качеством и экономией.