Придорожный сервис на автострадах
Заправки и автомойки, СТО, кафе и гостиницы – это и многое другое относится к объектам придорожного сервиса и оказывает непосредственное влияние на функционирование транспортной инфраструктуры, а также на комфорт и безопасность езды. По территории России, как, впрочем, и в пределах других государств проходят важнейшие транспортные артерии федерального и международного значения.
Оглавление
Понятие придорожного сервиса
Ежедневный трафик по ряду магистралей составляет десятки тысяч автомобилей в сутки. Каждому из них надо где-то заправляться и ремонтироваться в случае поломки. Для решения этих задач предусмотрен придорожный сервис, уровень развития которого в нашей стране, к сожалению, оставляет желать лучшего. Какие проблемы существуют в данном направлении, какие шаги предпринимаются (и предпринимаются ли вообще?) для их решения – вот что станет темой нашего сегодняшнего разговора.
Термин охватывает специализированные объекты, задача которых – оказание различного рода услуг для туристов, автомобилистов и прочих людей, которые находятся в пути.
ВажноКлючевой функцией придорожного сервиса является обеспечение комфорта и безопасности водителей транспортных средств и их пассажиров на протяжении всего пути следования. Немаловажной целью сервиса является также создание всех условий для удовлетворения потребностей людей, чей маршрут пролегает мимо подобного рода объектов.
По состоянию на сегодняшний день существуют такие виды придорожного сервиса:
- Отдых и питание.
- Заправки.
- Автомобильные мойки.
Несложно догадаться, что «Питание и отдых» - это гостиницы и мотели, всевозможные кафе и рестораны, учреждения быстрого питания (т.н. фастфуд), а также магазины, аптеки, стоянки и паркинги, пункты обмена валют и супермаркеты, которые в последнее время все чаще открывают у автострад с огромным трафиком.
Автозаправки сегодня – не только (и не столько) объекты, предназначенные для заправки автомобильного транспорта, сколько мультифункциональные сервисные центры, оказывающие услуги по обслуживанию ТС и по продаже автомобильных товаров – масел и прочих расходников, шин, запчастей и пр.
Автомойки – объекты придорожной инфраструктуры, на которых автомобилисты могут привести машину в порядок самостоятельно (мойки самообслуживания) или с привлечением профессионалов. Автомобильные мойки бывают разными – высокого давления, тоннельные, мойки пеной, грузовые и т.д.
В цивилизованном мире развитие придорожного сервиса происходит на протяжении десятилетий, тогда как у нас в стране, в особенности в отдаленных ее регионах, еще совсем недавно даже заправок на дорогах было недостаточно.
В последние годы ситуация постепенно начала сдвигаться с мертвой точки – то тут, то там открываются придорожные кафе, мотели, мойки, да и с автозаправками ситуация уже не столь критична, как было еще лет 20 тому назад.
Стандарты европейского придорожного сервиса
В государствах Восточной и Западной Европы в течении многих десятилетий сформировался комплексный подход к развитию придорожного сервиса. Параллельно с так называемым «стандартным набором», включающим комфортабельные места для ночлега и автозаправки, там успешно функционируют не только обычные кафешки, но и крупные ресторанные комплексы с ярко выраженной развлекательной составляющей.
К примеру, в Италии, известной огромным туристическим потенциалом, места для отдыха вдоль дорог находятся на расстоянии 30-50 (!!!) метров друг от друга. Их дизайн унифицирован, ведь строительство велось в соответствии с единым проектом, а внутренняя планировка и прилегающая территория, как, впрочем, и набор услуг, абсолютно одинаковые.
В Бельгии, Германии и Нидерландах уровень развития и поддержка придорожного сервиса профильными государственными инстанциями находится на высочайшем уровне. Парковки, стоянки, автозаправочные станции обустроены по высшему разряду. Повсеместно вдоль дорог функционируют различные мотели и гостиницы, всевозможные магазины, рестораны и пр., рассчитанные на людей с разным уровнем достатка, поэтому каждый путешественник может выбрать объект, который соответствует его материальному положению.
Более того: на каждой заправке, есть туалеты, есть места, где можно принять душ и перекусить, что важно не только для обычных туристов, но и для водителей-дальнобойщиков, вынужденных львиную долю своего времени проводить в дороге. Персонал придорожных объектов крайне доброжелателен и всегда готов прийти на помощь клиенту. Так, например, если это кемпинг для стоянки большегрузов с заправкой, кафе или рестораном и отелем, высока вероятность того, что хотя бы один человек из местных работников худо-бедно способен объясниться по-русски.
Во Франции, Италии и Швейцарии благоустроенные площадки для отдыха со всей необходимой инфраструктурой функционируют вдоль скоростных автомагистралей на расстоянии не более чем 30 км друг от друга. На них есть все, что нужно для отдыха и для обслуживания авто, все невероятно ухоженное и чистенькое.
На восточном берегу Женевского озера, где дорога проходит на внушительной высоте, и с нее открывается потрясающий вид на окружающие красоты, практически на каждой заправке помимо мотеля и магазинов есть обустроенная смотровая площадка.
Не только на автозаправках, но даже на обычных остановках работают комфортабельные чистые туалеты. На обочинах дорог с завидной регулярностью располагаются биотуалеты, причем, практически всегда на таких объектах предусмотрена и отдельная кабинка для людей с ограниченными возможностями. Все туалеты бесплатные, они регулярно убираются и содержатся в чистоте.
В Восточной Европе участки придорожного сервиса совсем недавно по уровню развития значительно уступали западным аналогам, но стали активно к ним подтягиваться. Так, к примеру, в Польше на центральных трассах функционирует большое количество кафешек, автозаправочных станций и моек, всевозможных мотелей. Практически везде есть душ, не наблюдается недостатка и в туалетах.
Приятно удивляет внушительное количество крупногабаритных моек для грузовиков – их там даже больше, чем в Германии, а стоимость услуг значительно ниже. Есть охраняемые стоянки для фур, где сервис ориентирован на дальнобойщиков (можно не только отдохнуть, вкусно поесть и принять душ, но и постираться). Огромный плюс польской придорожной инфраструктуры – маленькие комфортабельные и при этом недорогие мотели и отличная система питания (за небольшие деньги подают хорошую домашнюю еду).
Отличительной особенностью Чехии является высокий уровень развития туристической инфраструктуры. Вдоль автомагистралей как международного, так и местного значения там хватает и кафе, и заправок, и различного рода объектов для удовлетворения любых потребностей.
Причем меню учреждений общественного питания в большинстве своем состоит из блюд традиционной чешской кухни – это такой себе местный колорит, привлекающий туристов и путешественников, посетивших страну транзитом. Что касается стоимости услуг, то она более доступна в Восточной Европе. В Германии цены значительно выше.
Особенности сервиса в США
Придорожная инфраструктура в Соединенных Штатах характеризуется длительной историей развития и многофункциональностью. По степени насыщенности различного рода сервисными объектами и услугами ее без преувеличения можно назвать наиболее преуспевающей в мире.
Немаловажную роль в процессе развития дорожного комплекса сыграли платные дороги, когда средства, получаемые благодаря оплате за проезд, тратились на строительство новых объектов. Еще один важный момент – принцип концессий, когда реализация огромного количества проектов стала возможной благодаря сдаче в аренду так называемой «земли придорожного сервиса» - участков вдоль трассы, которые арендуются частными лицами, а не муниципалитетами.
В отличие от опыта стран СНГ, в Штатах придорожные объекты строятся в виде целых комплексов, располагающихся на съездах с шоссе. В их пределах можно получить широкий спектр услуг как для автомобилистов, так и для туристов, путешествующих автостопом. На благоустроенной территории находятся и автозаправки, и СТО, и кафе, магазины, модели, даже увеселительные заведения.
Вдоль многих дорог оборудованы зоны отдыха со столиками и скамейками под крышей, защищающей от осадков. Там же обустроены места для выгула собак, небольшие стоянки с бесплатными туалетами. Иногда (чаще всего – на границе штатов) на таких Welcome Center функционируют информационные центры и маленькие кафешки. Обозначаются подобные объекты соответствующими указателями, а также флагштоками, которые видно издалека.
Типичное для США явление – кемпинги, их по всей стране насчитывается превеликое множество. Здесь можно остановиться для ночлега со своей палаткой или домом на колесах, заплатив определенную сумму за аренду паркоместа и сопутствующие услуги. Стоимость зависит от уровня сервиса.
Развитие придорожного сервиса в России
В РФ объекты придорожного сервиса представлены в большинстве своем автозаправочными станциями и магазинами. В процентном соотношении от общего количества они составляют 25% и 24% соответственно. В последнее время вдоль дорог все чаще стали открываться кафешки, а вот наименьшее распространение по состоянию на момент написания данного материала получили пункты техобслуживания и отели.
Как бы прискорбно ни было это осознавать, по данным «Автодор», не менее 70 процентов дорожной инфраструктуры не соответствует мировым санитарным нормам и общепринятым правилам благоустройства. Есть вопросы и к размещению объектов придорожного сервиса, ведь львиная их доля находится вдоль трасс федерального значения в центральной части страны, тогда как на периферии порой не то, что на ночлег остановиться, а даже заправить машину негде.
Статистика свидетельствует о том, что не менее чем у 30 процентов объектов, которые принято причислять к дорожной инфраструктуре, нет элементарных гигиенических удобств.
Существование проблемы признали на высшем государственном уровне, поэтому для ее решения внедрили специальную федеральную программу, направленную на обустройство крупнейших автомагистралей международного и федерального значения многофункциональными сервисными центрами.
Мировые тенденции в развитии отрасли
Согласно результатам исследований, система придорожного сервиса сегодня сосредоточена вокруг объектов, которые играют для автолюбителей и путешественников ключевую роль – автозаправочных станций и станций техобслуживания. Именно в данном сегменте наблюдается самая высокая конкуренция, а к степени их организации вопросов не возникает даже в России.
На рынке представлены и крупные государственные компании, и мелкие игроки, которые стараются предоставлять клиентам качественные услуги, постепенно расширяя их ассортимент. Вот почему все чаще рядом с АЗС можно увидеть и СТО, и шиномонтажки, и прочие объекты для быстрого ремонта авто прямо в пути.
- Имеется два Зилка самосвала валят на три стороны
- Кто должен определять количество машин на маршруте?
- Поиск на сайте
- Страховка без ограничения на полгода
- Где можно раздобыть список авторемонтных мастерских на трассе Москва-Санкт-Петербург?
- Придорожный сервис на автострадах
Еще с детства слышала от родственников, что не стоит питаться в придорожных кафе, чтобы не отравиться. Значит, до сих пор, санитарные нормы там не очень. А о крупных ресторанах вдоль дорог даже не знаю, может, у нас таких единицы. Пока что придорожный российский сервис нуждается в развитии.
Придорожный сервис на автострадах обеспечивает безопасность, техническую помощь, информацию о дороге и удобство для водителей. Это важная составляющая комфортного и безопасного путешествия, обеспечивая спасение, ремонт и поддержку на дороге. Кроме того, придорожные сервисы предоставляют информацию о состоянии дороги, погодных условиях и пробках, помогая водителям принимать осознанные решения.
Мне кажется, чем ближе к крупным городам, тем лучше придорожный сервис развит: например, рядом с Москвой вдоль шоссе полно и заправок, и кафе, и всего остального. А при удалении от города количество всех этих радостей жизни начинает сокращаться. Да и качество как бензина, так и еды в кафе очень разное.
Честно говоря, приятно видеть, что придорожный сервис в России начал развиваться, но сравнивая с европейскими стандартами, понимаешь, сколько еще предстоит сделать. В Европе, как пишет автор, всё продумано до мелочей – от унифицированного дизайна заправок в Италии до комфортных стоянок в Бельгии. Интересно, что в Чехии акцент сделан на местную кухню, что, по сути, превращает обычные придорожные кафе в туристическую достопримечательность. В России же пока мы видим лишь начальные шаги – открываются кафе и заправки, но уровень сервиса и инфраструктуры оставляет желать лучшего. Проблемы, которые отмечаются в статье, действительно актуальны. Нехватка гигиенических удобств, особенно в отдаленных регионах, это то, с чем сталкивается каждый автолюбитель. Надеюсь, внедрение федеральной программы, о которой упоминается, принесет свои плоды, и ситуация изменится в лучшую сторону. Но пока сравнивая с США, где придорожная инфраструктура включает целые комплексы услуг, нам явно есть чему поучиться. Там все организовано так, чтобы максимально облегчить жизнь и водителям, и туристам. Важно, чтобы в России тоже появлялись подобные многофункциональные зоны, где можно было бы не только заправиться, но и отдохнуть, перекусить и даже решить проблемы с автомобилем. Это станет возможным только при комплексном подходе, который уже давно применяют в развитых странах.
В Европе придорожный сервис на высшем уровне! Особенно впечатляет, как в Италии все унифицировано и удобно. Это, конечно, задает высокую планку, на которую стоит равняться. Надеюсь, у нас получится достичь хотя бы немного похожего уровня.
Меня всегда удивляла развитость придорожного сервиса в США. Это просто феноменально, как они смогли создать такие многофункциональные зоны вдоль дорог. Отдельно отмечу удобство кемпингов, которых в России пока очень не хватает.