Ресайклер – холодная регенерация дорожного полотна
Со временем автотрассы изнашиваются физически и морально. С одной стороны, они становятся неровными, с выбоинами, с другой – снижается их грузоподъемность. На восстановление дорожной одежды уйдет немало усилий: прежде следует ликвидировать и вывезти для вторичного использования устаревшее покрытие, а затем уложить новое.
Не так-то просто увеличить и грузонесущую способность трассы: невозможно вынуть все слои, уложенные ранее, чтобы заменить их новыми. Однако если воспользоваться материалом старого покрытия на самом полотне дороги, то осуществятся две эти задачи гораздо проще.
Холодный ресайклинг – это укрепление (стабилизация) грунтов, каменных материалов и асфальтного гранулята (его получают в результате дробления асфальтобетонным ломом) и вяжущими посредством фрезерования и дальнейшего смешения на дороге.
Если старое, изношенное полотно профрезировать на полную глубину и измельчить, а если потребуется, то добавить каменный и вяжущий материал, все смешать и уложить ровным слоем, можно получить новое основание дороги. Дальше оно уплотняется катком – специальной машиной, обладающей большой мощностью и производительностью. Эта техника способна фрезеровать на глубину 300-600 мм, с ротором более 1 м в диаметре. Катки выпускают известные зарубежные производители строительно-дорожной техники: США, Япония, Германия и Италия. Некоторые модели изготовлены по единой схеме.
Компания Wirtgen именует свою технологию ремонта дорог с использованием материала старого полотна «холодным ресайклингом», а машины, предназначенные для проведения таких работ – «ресайклерами». Прочие компании используют другие названия, но название «виртгеновские» наиболее просто и наглядно.
Холодным ресайклингом можно воспользоваться и на местных, сельских дорогах, и на трассах федерального значения, с укрепленным покрытием и основанием и неукрепленными слоями, состоящими из щебня. Укрепление грунта осуществляется с добавлением специализированных химикатов к вяжущим веществам (портландцемент). Благодаря этому методу работы проводятся значительно быстрее по сравнению с традиционными способами стабилизации грунтов.
Модели ресайклингов, пользующиеся популярностью
Ресайклер 2100 DCR был создан на базе фрезы 2100 DC. Ширина его ротора – 2000 мм. Перед собой ресайклер толкает автоцистерны для воды и эмульсии.
CR 4500 – машина, предназначенная для холодного ресайклинга. Рабочая масса этой модели – 80 тонн, а это больше, чем 45 тонн у ресайклера 2100 DCR. Дневная производительность техники примерно 8000 кв. м. Сам ресайклер имеет запас материалов на 1000 кв. м. Автоцистерны, обслуживающие машину, выполняют необходимую дозаправку.
Модель WR 2500 признана самым совершенным ресайклером – он позволяет внедрять инновационные технологии разнообразных работах: от укрепления слабого грунта до восстановления асфальтных и бетонных покрытий. У ходовой части машины имеются 4 широкопрофильные колеса, снабженные гидроприводом. В базе машины находится роторная фреза. Для ее перевода из транспортного положения в рабочее вся рама поднимается либо опускается 4-мя гидроцилиндрами, которые опираются на оси колес. Ротор имеет механический привод.
На модель WM 400 (1000) можно дополнительно установить микропроцессорную комбинированную систему распределения битума, который вспенивается водой и вытесняется воздухом. На отдельной распределительной трубе установлено 16 камер, каждая из которых оснащена пневмоклапаном – его можно индивидуально отключать пультом управления.
Отдельные насосы, управляемые микропроцессорами, подают битум и воду для вспенивания – это помогает обеспечить верное соотношение компонентов. В момент завершения работы микропроцессор очищает расширительные камеры механическим способом, посредством перемещения штока пневмоклапана сжатым воздухом.
Достоинства холодного ресайклинга на месте:
- Нет загрязнения окружающей среды, так как материал старой дорожной одежды используется полностью;
- Минимален объем привозных материалов;
- Перевозки негабаритны;
- Снижается расход энергии и разрушительное влияние транспорта на дорожную сеть.
Благодаря данному методу жидкости вводятся строго в нужном количестве, ведь в нем предусмотрена микропроцессорная система управления насосами. Смешивание соответствует высоким требованиям, так как составляющие смешиваются в рабочей камере. Сохраняется целостность грунта – ресайклинг повреждает грунт меньше, нежели обычные строительные машины, восстанавливающие дорожную одежду.
Холодный ресайклинг – самая привлекательная технология по восстановлению дорожных одежд, ведь в этом методе стоимость соответствует эффективности.
Самые важные характеристики срока службы дорожной одежды – качество полотна и толщина готового слоя. Это ключевые параметры, в которых остро нуждается прогнозирование срока службы восстановленной одежды. До ресайклинга обязательно проводится анализ и планирование каждого аспекта работ, выявляются и своевременно уничтожаются малейшие помехи в работе машины.
Каждый машинист, как и обслуживающий персонал, должен пройти соответствующее обучение. Ко всему прочему должны соблюдаться и правила безопасности проведения работ независимо от модели техники.
К подготовительным работам относятся:
- Удаление люков и прочих препятствий;
- Монтаж водоводов и прочего дренажного оснащения;
- Предварительное фрезерование для подготовки поверхности требуемого профиля и уровня;
- Подвоз, распределение нового материала по существующему дорожному полотну.
Следует провести полную проверку всей техники, запасов воды, расстояния между группами машин для ресайклинга, полностью ли открыты клапаны. С этой важной части должна начинаться каждая рабочая смена. Важно продумывать все операции, которые должны быть проведены за день/смену, и все это фиксировать в форме плана работ.
- В Челябинске представлены достижения и разработки в сферах машиностроения, транспортной инфраструктуры и дорожного строительства
- Ресайклер – холодная регенерация дорожного полотна
Если ресайклер, действительно, помогает сделать дорогу прочнее при минимальных затратах, надо шире использовать его. А то отремонтированные участки держаться до следующей весны, стекая вместе с талым снегом. Надеюсь, эта методика поможет российским дорогам.
Честно говоря, я сомневаюсь, "холодно генерированные" участки дороги весной не "сойдут со снегом". Конечно, экономить нужно, но не за счет качества ремонта...
Главное преимущество технологии холодный ресайклинг в значительной экономии средств, потраченных на ремонт дороги. За счёт этого можно выполнить больший объём работ при тех же затратах на ремонт. Даже если качество подобного ремонта может быть не на высшем уровне он все равно актуален для ремонта дорог с низкой интенсивностью движения. Я думаю, что в сельской местности где дороги не ремонтировались десятилетиями намного важнее количество выполненных работ чем качество какой-нибудь европейской трассы.
Только если посчитать, сколько стоит машина, ее обслуживание и прочие затраты, то получается большая сумма. Причём я видел такие машины на дорогах, они действительно быстро снимают слой асфальта. Буквально на скорости в 5 км/ч едут и целые улицы уже стоят без асфальта. Отличная производительность, жаль что дорого.
Интересная система, но вопрос - насколько хорошо держится переработанное покрытие? И на всех ли дорогах можно его использовать - скажем, если это шоссе в 10 полос, выдержит ли? Слышала, что горячий ресайклинг более долговечен, однако, он и стоит дороже.
Честно говоря, я был приятно удивлён, узнав о технологии холодного ресайклинга. Это действительно инновационный подход, который позволяет не только сэкономить ресурсы, но и минимизировать экологическое воздействие. В наше время, когда устойчивое развитие становится всё более важным, такой метод восстановления дорог кажется особенно актуальным. Интересно, что эта технология напоминает мне о методах переработки в других отраслях, например, в автомобилестроении, где старые детали перерабатываются для создания новых автомобилей. Также радует, что компании, такие как Wirtgen, активно развивают эту технологию, предлагая специализированные машины, которые делают процесс более эффективным. Если сравнивать с традиционными методами, то холодный ресайклинг явно выигрывает по многим параметрам: он быстрее, дешевле и экологичнее. Конечно, как и в любом деле, важна правильная подготовка и обучение персонала, но это стандартная практика для любой современной технологии.
Отличный пример того, как инновации могут улучшать инфраструктуру. Холодный ресайклинг действительно впечатляет своей эффективностью и экологичностью. Было бы здорово увидеть больше таких проектов в действии. Спасибо за информативную статью!
Замечательная статья! Холодный ресайклинг выглядит как отличная альтернатива традиционным методам ремонта дорог. Особенно радует, что этот метод снижает энергозатраты и уменьшает разрушительное воздействие на дороги. Надеюсь, такие технологии станут более распространёнными в нашей стране.