Шведская CV90 Стридсфордон, продвинутая БМП
Шведская БМП CV90 – это целое семейство бронированной военной техники, включающее несколько моделей машин, разработанных для восполнения нужд армии. В него входят БТР, БПМ, БРМ, самоходные минометные установки, легкие танки и ЗСУ. Все эти модели находятся на вооружении страны-разработчика, а также поставляются в другие государства.
Оглавление
Благодаря высокой надежности, хорошей бронезащите и гибкости конструкции становится возможной установка на платформу разного вооружения и выполнение ею широкого спектра задач. На момент написания данного материала было выпущено свыше 1200 единиц этой боевой техники. О том, что она собой представляет, пойдет речь в нашей сегодняшней статье.
История создания БМП CV90
Во время холодной войны вооруженные силы Швеции столкнулись с нехваткой маневренных боевых машин с высокой мобильностью, хорошей противотанковой и противовоздушной обороной. Критически важной была броневая защита и живучесть техники в условиях активных военных действий.
Требовалось унифицированное шасси, которое способствовало ремонтопригодности в полевых условиях. По этой причине была создана общая проектная группа, получившая название Stridsfordon 90. В нее вошли представители шведской армии и промышленности.
Таким образом, БМП «Стридсфордон» разрабатывалась FMV Швеции (Управление оборонных материалов), но создание линейки велось в тесном сотрудничестве с Bofors и Hägglunds. Работали над ней начиная с середины 80 годов минувшего века.
ВажноВ 1985 разработка т.н. «машины unity» завершилась, в ее основу легла концепция ВВС. Первые экземпляры стали поступать на вооружение шведской армии в 1993 году.
Кроме нескольких вариантов боевых машин пехоты на шасси Strf 90 выпустили линейку специализированных бронированных машин, в т.ч. облегченную модель танка с гладкоствольной пушкой калибром 120 мм.
Техника шведского, датского и норвежского производства принимала участие в боевых действиях на территории Афганистана, а сейчас она поставляется на вооружение ВСУ для участия в российско-украинском вооруженном конфликте.
Конструкция
БМП Strf 90 отличается классической компоновкой, традиционной для бронированных машин, разработанных с целью транспортировки личного состава. В передней его части размещен дизельный мотор от компании SAAB, его мощность составляет 550 л. с.
Работает агрегат в паре с планетарной автоматической КП, обеспечивающей 5 скоростей движения вперед и 2 – в обратном направлении. Конструкция включает дифференциал с 2 бортовыми передачами и гидростатической передачей. Для удобства управления и простоты маневрирования модель оснащена камерами, открывающими обзор на все 360 градусов.
Отделение управления размещено с левой стороны, боевое отделение вынесено в центральную часть корпуса и в башню. Место для десанта выделено в кормовой части. Экипаж БМП состоит из трех человек (командир экипажа, наводчик и водитель), в кузове предусмотрены места для 8 человек личного состава.
БМП построена на гусеничном ходу, включающем 7 опорных катков. Поддерживающие верхние катки отсутствуют. Для натяжения гусениц предусмотрен специальный натяжной механизм.
Броневая защита машины находится на довольно высоком уровне. Основная модель способна выдержать прямое попадание в борт и корму пуль на 14,7 мм, а также лобовое столкновение с БОПТС на 30 мм. Часть CV 90, поставляющихся на экспорт, а также четыре десятка машин, находящихся на вооружении шведской армии, оснащены дополнительной защитой с применением керамики.
В модернизированных версиях присутствует усиление подбоем брони, позволяющее минимизировать риск образования вторичных осколков в случае, если основная броня пробита. Для защиты экипажа установлена активная система APS Iron Fist и защитный кожух.
Техника компактна и маневренна, она обладает низким коэффициентом радиолокационного отражения и слабым тепловым излучением спереди, что стало возможным благодаря невысокому силуэту. Отдельного внимания заслуживает низкий уровень шумности и сниженная уязвимость перед воздействием электромагнитных импульсов.
БМП характеризуется такими достоинствами:
- Низкое давление на почву.
- Мощный двигатель, позволяющий развить высокую скорость.
- Отличная маневренность.
- Большой клиренс.
- Хорошая стратегическая подвижность, включая внушительный запас хода.
- Возможность транспортировки ж/д-транспортом.
- Эффективная самозащита от огневого поражения с воздуха.
- Довольно высокая степень защиты личного состава.
- Возможность борьбы с бронированными объектами.
- Простота и удобство эксплуатации.
Открытость к дальнейшей модернизации (допускается установка усовершенствованных систем стабилизации вооружения или его усиление без серьезного вмешательства в конструкцию, возможность установки новых типов брони).
Модификации
По состоянию на сегодняшний день насчитывается 3 модификации CV-90.
- Первая – это машины, маркируемые как 9040A. Они оборудованы новыми шасси и функцией стабилизации орудия. Количество мест для десанта сокращено до семи.
- Вторая модификация - Strf 9040B, которая характеризуется усовершенствованным ПО для системы огневого управления. В ней присутствует стабилизированное орудие, предусмотрен резервный прицел с видеокамерой. Разработчики улучшили подвеску, чтобы добиться более высокой точности выстрелов и повысить уровень комфорта личного состава, включая экипаж БМП.
- Третья модификация - 9040C, характеризующаяся внедрением инновационных технологий, соответствующих стандартам НАТО. Машина отличается вспомогательной круговой броней, оптическими лазерными фильтрами, а также кондиционером «на борту». Все эти новшества привели к увеличению общего веса машины, поэтому количество мест для десанта вновь пришлось сократить, на этот раз – до шести.
Существуют экспортные версии Stridsfordon-90:
- CV9035, которая выделяется вооружением – пушкой Bushmaster III 35/50 калибром в 35 мм.
- CV90105, оборудованная нарезным танковым орудием на 105 мм.
Вооружение БМП Strf 90
Базовая версия CV-90 оснащена нарезной автоматической пушкой Bofors L/70 калибром в 40 мм. Из-за этого ее называют шведской БМП CV90 40. Скорострельность орудия составляет 330 выстрелов в минуту. В дополнение к нему предусмотрено 6 гранатометов на 76 мм и пулемет калибра в 7,62 мм.
Автоматическая пушка наводится горизонтально. Огонь ведется ручкой-джойстиком, от угла наклона которого зависит скорость поворота башни. Выбор вооружения (пулемет или пушка) осуществляется путем нажатия на кнопку. Таким же образом происходит активация электрического спуска.
Боекомплект вооружения включает снаряды с программируемым взрывателем, способные подрываться на указанном участке выбранной траектории. Над созданием универсальной системы управления огнем работали специалисты компании Bofors Aerotronics AB.
Они включили в конструкцию универсальный баллистический вычислитель MYBOF, высокоточный лазерный дальномер «Simrad» Nd-YAG LV-401, чья дальность действия варьируется в пределах 0,2-10 км, и комплекс датчиков, повышающих эффективность эксплуатации. Отдельные модификации включают новейшие тепловизионные установки.
Технические характеристики
Описывая характеристики шведской БМП CV90, необходимо упомянуть следующее:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Предельная масса, т | 38 |
Габариты (ДхШхВ), м | 6,55 х 3,1 х 2,7 |
Величина клиренса, мм | 450 |
Количество членов экипажа | 3 |
Количество десанта | 6-8 бойцов в зависимости от модификации |
Мощность мотора, л.с. | 550-1000 |
Скорость движения вперед, км/ч | 70 |
Скорость движения назад, км/ч | 34 |
Какие армии вооружены БМП CV90 «Стридсфордон»
Боевая машина пехоты, ставшая темой нашей беседы, есть на вооружении армий Дании, Норвегии, Нидерландов, Финляндии, конечно, Швеции, а также Швейцарии, Эстонии и Украины.
Заключение
БМП CV90 считается чуть ли не лучшей в мире, она составляет достойную конкуренцию знаменитым американским Bradley. За всю историю своего существования модель несколько раз претерпевала серьезные изменения, то и дело становясь лучше, надежнее, защищеннее.
Конечно, хотелось бы, чтобы ни в одном мировом государстве не было потребности в применении такой техники, однако если уж она возникла, машина способна справиться со своими функциями и спасти жизни находящихся на борту людей.
Для военной техники, эти машины очень быстрые и ловкие. Уровень безопасности выполнен по максимуму, насколько это возможно в машине, которая выходит на поле боя. Но раньше были проблемы с использованием оружия, подходило лишь то, которое изобретено непосредственно в Швеции.
В современных боевых действиях любая бронетехника ни чего не сможет противопоставить против противотанковых переносных комплексов, а так же от авиа ударов современными ракетами. Да и как бы не хвалили западную технику она в разы уступает аналогичным российским образцам. Тем более как можно сравнивать то, что ни разу не участвовало в настоящем бое?
Какая бы крутая не была боевая машина пехоты, все равно внутри нет условий для личного состава. Сидишь, бьешься обо все подряд. Да и пули калибра 7.62 пробьют броню скорее всего. Не понятно, почему здесь нет окон для того, чтобы солдаты могли стрелять из автоматов по пути...
Мне всегда казалось, что шведские инженеры знают толк в создании военной техники, и CV90 еще раз это подтверждает. Вот взять хотя бы их подход к модульности и унификации платформы. Это напоминает мне историю с израильским "Меркава", где тоже уделяется особое внимание защите экипажа и возможности адаптации под разные задачи. Интересно, что отличается CV90 своей компактностью и низким уровнем радиолокационного и теплового излучения. В условиях современных конфликтов такие характеристики могут стать решающими. Ведь если сравнить с тем же американским Bradley, то у шведов можно найти более продуманную защиту и маневренность. Конечно, в условиях полевых испытаний все видно лучше, но по описанию CV90 выглядит как надежный партнер на поле боя. Учитывая все модификации, можно сказать, что в плане адаптивности эта техника на высоте. Отдельно стоит отметить возможности модернизации, без серьезных вмешательств в конструкцию, что позволяет быстро реагировать на новые вызовы. В общем, впечатляет, как одна техника может быть столь универсальной и при этом сохранять свою эффективность. Неудивительно, что она на вооружении у стольких стран.
CV90 впечатляет своей многофункциональностью. Это как швейцарский нож в мире БМП. Особенно радует, что шведы подумали о комфорте экипажа и десанта. Не каждая машина может похвастаться таким вниманием к деталям. Плюс, возможность борьбы с бронированными целями делает её действительно универсальной.
Шведская CV90, безусловно, заслуживает внимания. Её сравнивают с Bradley, и это не просто так. Сочетание маневренности и защиты делает её отличным выбором для современных армий. Интересно, что она уже показала себя в реальных условиях, как в Афганистане. Это говорит о её надежности и эффективности.
Как человек,проходивший срочную службу давным-давно в Северо-Кавказском военном округе могу с уверенностью сказать: что-бы к нам не приехало с нехорошими намерениями,мы найдем чем и как ЭТО ПОДВЗОРВАТЬ!!!