Шведская CV90 Стридсфордон, продвинутая БМП
Шведская БМП CV90 – это целое семейство бронированной военной техники, включающее несколько моделей машин, разработанных для восполнения нужд армии. В него входят БТР, БПМ, БРМ, самоходные минометные установки, легкие танки и ЗСУ. Все эти модели находятся на вооружении страны-разработчика, а также поставляются в другие государства.
Оглавление
Благодаря высокой надежности, хорошей бронезащите и гибкости конструкции становится возможной установка на платформу разного вооружения и выполнение ею широкого спектра задач. На момент написания данного материала было выпущено свыше 1200 единиц этой боевой техники. О том, что она собой представляет, пойдет речь в нашей сегодняшней статье.
История создания БМП CV90
Во время холодной войны вооруженные силы Швеции столкнулись с нехваткой маневренных боевых машин с высокой мобильностью, хорошей противотанковой и противовоздушной обороной. Критически важной была броневая защита и живучесть техники в условиях активных военных действий.
Требовалось унифицированное шасси, которое способствовало ремонтопригодности в полевых условиях. По этой причине была создана общая проектная группа, получившая название Stridsfordon 90. В нее вошли представители шведской армии и промышленности.
Таким образом, БМП «Стридсфордон» разрабатывалась FMV Швеции (Управление оборонных материалов), но создание линейки велось в тесном сотрудничестве с Bofors и Hägglunds. Работали над ней начиная с середины 80 годов минувшего века.
ВажноВ 1985 разработка т.н. «машины unity» завершилась, в ее основу легла концепция ВВС. Первые экземпляры стали поступать на вооружение шведской армии в 1993 году.
Кроме нескольких вариантов боевых машин пехоты на шасси Strf 90 выпустили линейку специализированных бронированных машин, в т.ч. облегченную модель танка с гладкоствольной пушкой калибром 120 мм.
Техника шведского, датского и норвежского производства принимала участие в боевых действиях на территории Афганистана, а сейчас она поставляется на вооружение ВСУ для участия в российско-украинском вооруженном конфликте.
Конструкция
БМП Strf 90 отличается классической компоновкой, традиционной для бронированных машин, разработанных с целью транспортировки личного состава. В передней его части размещен дизельный мотор от компании SAAB, его мощность составляет 550 л. с.
Работает агрегат в паре с планетарной автоматической КП, обеспечивающей 5 скоростей движения вперед и 2 – в обратном направлении. Конструкция включает дифференциал с 2 бортовыми передачами и гидростатической передачей. Для удобства управления и простоты маневрирования модель оснащена камерами, открывающими обзор на все 360 градусов.
Отделение управления размещено с левой стороны, боевое отделение вынесено в центральную часть корпуса и в башню. Место для десанта выделено в кормовой части. Экипаж БМП состоит из трех человек (командир экипажа, наводчик и водитель), в кузове предусмотрены места для 8 человек личного состава.
БМП построена на гусеничном ходу, включающем 7 опорных катков. Поддерживающие верхние катки отсутствуют. Для натяжения гусениц предусмотрен специальный натяжной механизм.
Броневая защита машины находится на довольно высоком уровне. Основная модель способна выдержать прямое попадание в борт и корму пуль на 14,7 мм, а также лобовое столкновение с БОПТС на 30 мм. Часть CV 90, поставляющихся на экспорт, а также четыре десятка машин, находящихся на вооружении шведской армии, оснащены дополнительной защитой с применением керамики.
В модернизированных версиях присутствует усиление подбоем брони, позволяющее минимизировать риск образования вторичных осколков в случае, если основная броня пробита. Для защиты экипажа установлена активная система APS Iron Fist и защитный кожух.
Техника компактна и маневренна, она обладает низким коэффициентом радиолокационного отражения и слабым тепловым излучением спереди, что стало возможным благодаря невысокому силуэту. Отдельного внимания заслуживает низкий уровень шумности и сниженная уязвимость перед воздействием электромагнитных импульсов.
БМП характеризуется такими достоинствами:
- Низкое давление на почву.
- Мощный двигатель, позволяющий развить высокую скорость.
- Отличная маневренность.
- Большой клиренс.
- Хорошая стратегическая подвижность, включая внушительный запас хода.
- Возможность транспортировки ж/д-транспортом.
- Эффективная самозащита от огневого поражения с воздуха.
- Довольно высокая степень защиты личного состава.
- Возможность борьбы с бронированными объектами.
- Простота и удобство эксплуатации.
Открытость к дальнейшей модернизации (допускается установка усовершенствованных систем стабилизации вооружения или его усиление без серьезного вмешательства в конструкцию, возможность установки новых типов брони).
Модификации
По состоянию на сегодняшний день насчитывается 3 модификации CV-90.
- Первая – это машины, маркируемые как 9040A. Они оборудованы новыми шасси и функцией стабилизации орудия. Количество мест для десанта сокращено до семи.
- Вторая модификация - Strf 9040B, которая характеризуется усовершенствованным ПО для системы огневого управления. В ней присутствует стабилизированное орудие, предусмотрен резервный прицел с видеокамерой. Разработчики улучшили подвеску, чтобы добиться более высокой точности выстрелов и повысить уровень комфорта личного состава, включая экипаж БМП.
- Третья модификация - 9040C, характеризующаяся внедрением инновационных технологий, соответствующих стандартам НАТО. Машина отличается вспомогательной круговой броней, оптическими лазерными фильтрами, а также кондиционером «на борту». Все эти новшества привели к увеличению общего веса машины, поэтому количество мест для десанта вновь пришлось сократить, на этот раз – до шести.
Существуют экспортные версии Stridsfordon-90:
- CV9035, которая выделяется вооружением – пушкой Bushmaster III 35/50 калибром в 35 мм.
- CV90105, оборудованная нарезным танковым орудием на 105 мм.
Вооружение БМП Strf 90
Базовая версия CV-90 оснащена нарезной автоматической пушкой Bofors L/70 калибром в 40 мм. Из-за этого ее называют шведской БМП CV90 40. Скорострельность орудия составляет 330 выстрелов в минуту. В дополнение к нему предусмотрено 6 гранатометов на 76 мм и пулемет калибра в 7,62 мм.
Автоматическая пушка наводится горизонтально. Огонь ведется ручкой-джойстиком, от угла наклона которого зависит скорость поворота башни. Выбор вооружения (пулемет или пушка) осуществляется путем нажатия на кнопку. Таким же образом происходит активация электрического спуска.
Боекомплект вооружения включает снаряды с программируемым взрывателем, способные подрываться на указанном участке выбранной траектории. Над созданием универсальной системы управления огнем работали специалисты компании Bofors Aerotronics AB.
Они включили в конструкцию универсальный баллистический вычислитель MYBOF, высокоточный лазерный дальномер «Simrad» Nd-YAG LV-401, чья дальность действия варьируется в пределах 0,2-10 км, и комплекс датчиков, повышающих эффективность эксплуатации. Отдельные модификации включают новейшие тепловизионные установки.
Технические характеристики
Описывая характеристики шведской БМП CV90, необходимо упомянуть следующее:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Предельная масса, т | 38 |
Габариты (ДхШхВ), м | 6,55 х 3,1 х 2,7 |
Величина клиренса, мм | 450 |
Количество членов экипажа | 3 |
Количество десанта | 6-8 бойцов в зависимости от модификации |
Мощность мотора, л.с. | 550-1000 |
Скорость движения вперед, км/ч | 70 |
Скорость движения назад, км/ч | 34 |
Какие армии вооружены БМП CV90 «Стридсфордон»
Боевая машина пехоты, ставшая темой нашей беседы, есть на вооружении армий Дании, Норвегии, Нидерландов, Финляндии, конечно, Швеции, а также Швейцарии, Эстонии и Украины.
Заключение
БМП CV90 считается чуть ли не лучшей в мире, она составляет достойную конкуренцию знаменитым американским Bradley. За всю историю своего существования модель несколько раз претерпевала серьезные изменения, то и дело становясь лучше, надежнее, защищеннее.
Конечно, хотелось бы, чтобы ни в одном мировом государстве не было потребности в применении такой техники, однако если уж она возникла, машина способна справиться со своими функциями и спасти жизни находящихся на борту людей.
Для военной техники, эти машины очень быстрые и ловкие. Уровень безопасности выполнен по максимуму, насколько это возможно в машине, которая выходит на поле боя. Но раньше были проблемы с использованием оружия, подходило лишь то, которое изобретено непосредственно в Швеции.
В современных боевых действиях любая бронетехника ни чего не сможет противопоставить против противотанковых переносных комплексов, а так же от авиа ударов современными ракетами. Да и как бы не хвалили западную технику она в разы уступает аналогичным российским образцам. Тем более как можно сравнивать то, что ни разу не участвовало в настоящем бое?
Какая бы крутая не была боевая машина пехоты, все равно внутри нет условий для личного состава. Сидишь, бьешься обо все подряд. Да и пули калибра 7.62 пробьют броню скорее всего. Не понятно, почему здесь нет окон для того, чтобы солдаты могли стрелять из автоматов по пути...