Стабилизатор поперечной устойчивости
Стабилизатор поперечной устойчивости – важнейшая деталь любого современного автомобиля, обязательный элемент подвески, необходимый для уменьшения крена во время вхождения в повороты и в процессе езды по плохой дороге.
Оглавление
Внешне она напоминает металлический прут изогнутой формы, а фактически является торсионной пружиной, служащей для соединения передней либо задней колесной пары. О том, зачем нужна деталь, и каково ее устройство, поговорим в сегодняшнем материале.
Назначение и принцип работы стабилизатора поперечной устойчивости
Функции как переднего, так и заднего стабилизатора устойчивости переоценить невозможно. Эта незначительная, на первый взгляд, деталь повышает поперечную (отсюда, собственно, и название) жесткость подвески, улучшает степень ее сопротивления крену при вхождении в повороты даже в экстремальных условиях, причем, вертикальная жесткость пружины в данном случае не играет никакой роли. Изобрел деталь известный инженер из Канады Стивен Коулман, запатентовавший свое детище в далеком 1919 году.
ВажноГлавная функция стабилизатора сводится к тому, чтобы заставить ту сторону автомобиля, которая в конкретный момент времени является ненагруженной, подниматься или опускаться на ту же высоту, что и сторона нагруженная. Это как раз и способствует уменьшению угла наклона транспортного средства на поворотах.
Динамическое распределение массы приводит к тому, что на быстрой дуге кузов машины словно прижимается к колесам внешней стороны, образуя крен. Стабилизатор же создает обратное усилие, способствующее прижатию колес с другой стороны. Как следствие – авто даже при выполнении резкого маневра прижимается к дорожному полотну целиком, так как все четыре его колеса находятся на одинаковом расстоянии от кузова.
Принцип действия данного механизма сводится к перераспределению нагрузки между упругими элементами подвески, что исключает риск опрокидывания автомобиля во время поворота и при выполнении водителем других резких действий. Включается стабилизатор в тот момент, когда транспортное средство начинает крениться.
Стойки стабилизатора поперечной устойчивости смещаются в противоположные от крена стороны, причем, одна из них приподнимается, другая – опускается, а стержень начинает закручиваться. Это позволяет выровнять крен и улучшить сцепление с дорожным покрытием. Чем сильнее уклон автомобиля, тем выше и уровень сопротивления узла.
Из чего состоит стабилизатор
Чтобы понять механизм работы детали, необходимо разбираться в ее конструкции. Любой стабилизатор, применяемый в современном автомобилестроении, состоит из таких частей:
- П-образный стержень, выполненный в виде трубы из стали.
- Стойки, именуемые также тягами, в количестве 2 штук.
- Крепления (резиновые втулки стабилизатора поперечной устойчивости, хомуты).
Поговорим детальнее о каждом из этих элементов.
Стальной прут
Под ним подразумевают поперечную пружинную стальную распорку, характеризующуюся высокой упругостью.
Деталь установлена поперек автомобильного кузова, она является основной частью узла, ставшего темой нашей беседы. Чаще всего форма у стержня достаточно сложная в виду того, что под днищем транспортного средства размещено множество деталей, которые следует огибать, не мешая их функционированию.
Стойки (тяги) стабилизатора
Они служат для соединения стального прута с рычагом либо стойкой подвески (зависит от особенностей конструкции авто). Тяга похожа на шток длиной в 5-20 см, по обоим концам которого находятся шарниры с пыльниками для крепления к другим частям подвески. Именно шарниры обеспечивают соединению требуемую подвижность.
Во время движения автомобиля стойки подвергаются внушительной динамической нагрузке, которая со временем приводит к разрушению шарнирных соединений. Это одна из наиболее подверженных износу деталей подвески, она нуждается в замене каждые 20-30 тыс. км пробега.
Крепления
Так называют втулки и хомуты из упругого материала, преимущественно из резины. Они фиксируются на кузове для максимально надежного крепления стержня и обеспечения возможности вращения штанги стабилизатора поперечной устойчивости.
Виды стабилизаторов
Современными автопроизводителями используется несколько видов стабилизаторов поперечной устойчивости. Они рознятся между собой местом установки (задний и передний), а также уровнем активности. Стоит отметить, что в некоторых моделях транспортных средств (касается это преимущественно легковушек) используется только передний стабилизатор, которого оказывается достаточно для обеспечения машине устойчивости на дороге.
Существует понятие активного стабилизатора, который считается управляемым элементом благодаря способности менять жесткость в зависимости от условий езды. К примеру, во время резкого вхождения в поворот деталь достигает наивысшей степени жесткости, а при движении по грунтовке его жесткость находится на среднем уровне.
При езде по бездорожью функция отключается, и сделать это можно разными путями:
- Внедрением в конструкцию гидроцилиндров, которые являются неплохой альтернативой стойкам.
- Применением системы активного привода.
- Заменой втулок гидроцилиндрами.
Основные минусы стабилизатора
Как и у всего в этом мире, есть у стабилизатора поперечной устойчивости ряд недостатков. Во-первых, их включение в конструкцию современных автомобилей привело к уменьшению хода подвески, что в случае с внедорожниками негативно отражается на проходимости.
Во-вторых, когда машина едет по далекому от идеала покрытию, повышается вероятность «вывешивания» колеса, а это чревато утратой контроля над автомобилем, так как, говоря простыми словами, оно отрывается от поверхности и может перевернуться. Для решения данной проблемы автоконструкторы либо используют активный стабилизатор, о котором мы говорили выше, либо применяют адаптивную подвеску.
Однако та масса преимуществ, которой данный конструктивный элемент обладает, делает его использование полностью оправданным. Он улучшает управляемость, повышает устойчивость ТС в сложных условиях и при выполнении маневров, исключает риск перегрузки на поворотах, обеспечивает подвеске требуемую жесткость.
Заключение
Ознакомившись с устройством данного механизма, можно сделать вывод о том, что сам по себе он достаточно прост, однако выполняет важнейшую роль в работе целого ряда автомобильных узлов и оказывает непосредственное влияние на управляемость транспортного средства.
У меня легковушка, и в механизме использован только передний стабилизатор. Плюс к этому, езжу по довольно-таки ровным дорогам. И не замечаю ни потери контроля при управлении, ни крена при поворотах. По опыту замечаю, что одного этого стабилизатора мне достаточно.
Действительно, устройство стабилизатора простое, но гениальное. Не знал, что у него есть и минусы. Как оказалось, при движении по не идеальной дороге, колеса могут «зависнуть» именно из-за этой детали. Хорошо, что есть и решения этой проблемы: активный стабилизатор, адаптивная подвеска. В остальном стабилизатор незаменим: обеспечивает подвеске жесткость, снижает нагрузку при вхождении в поворот.
Не думала, что устройство стабилизатора настолько примитивное. Изначально думала, что это наисложнейший механизм, но как оказалось всё до предела просто. В то же время всё гениальное и должно быть устроено просто. Теперь буду знать и мужу расскажу про эту информацию.