Автомобильный термостат, принцип работы
Автомобильный термостат—узел, установленный между силовым агрегатом и радиатором транспортного средства.
Оглавление
Предназначен для обеспечения быстрого нагрева мотора зимой и защиты от перегрева летом. Имеет вид клапана, открывающегося и закрывающегося под действием температуры. Ниже рассмотрим, что это за устройство, как оно работает, какие бывают виды. Разберемся с проверкой и основными типами неисправностей.
Назначение автомобильного термостата
Первое, с чем стоит разобраться —для чего нужен автомобильный термостат, ведь теоретически система охлаждения может работать без него.
ВажноНазначение термостата состоит в контроле температуры с дальнейшим открытием или закрытием клапана. Благодаря этой особенности, охлаждающая жидкость направляется по большому или малому кругу соответственно.
Иными словами, назначение термостата:
- зимой — быстрый нагрев холодного двигателя для достижения рабочей температуры и последующий перевод системы охлаждения в обычный режим;
- летом — перевод антифриза или воды на большой круг и защита от перегрева.
Отсутствие такого устройства или его неисправность приводит к перебоям работы двигателя и даже выходу из строя.
Устройство и принцип работы
Разобравшись с назначением, несложно понять принцип работы автомобильного термостата, реагирующего на температуру охлаждающей жидкости (ОЖ). Алгоритм действий следующий:
- Водитель заводит холодный двигатель. Термостат и его клапан закрыты.
- Антифриз или вода проходят по малому кругу, то есть без рубашки мотора и основного радиатора.
- Температура ОЖ достигает рабочей отметки в 75-95 градусов Цельсия. Клапан термостата срабатывает и пропускает воду или антифриз через радиатор, насос и рубашку охлаждения силового агрегата.
- Система работает в обычном режиме, предотвращая перегрев мотора. При достижении критической температуры включается вентилятор на радиаторе.
Слаженная работа автомобильного термостата возможна, благодаря продуманной конструкции девайса. Он состоит из следующих элементов:
- кожух;
- входные патрубки для меньшего и большего циклов;
- элемент, контролирующий температуру;
- выходной патрубок;
- главный клапан;
- «байпас» — для меньшего цикла.
В большинстве случаев производятся медные, пластиковые и латунные термостаты. В качестве термочувствительного материала применяется технической воск. Его особенность состоит в реагировании на изменение температуры. При ее повышении он расширяется, воздействует на главный клапан и способствует его открытию.
Для ускорения процесса таяния в состав воска включается графитный, медный или алюминиевый компонент. После расширения изделие давит на головку, открывающую клапан. В результате ОЖ идет по максимальному кругу.
Основные виды термостатов
Сегодня на автомобилях устанавливается четыре вида устройств, отличающихся по принципу действия и особенностям. Отечественная продукция доступнее по цене, но имеет меньшее качество и быстрей изнашивается. Термостаты бывают:
- С одним клапаном. Имеют простейшее исполнение, устанавливаются на машины российского и зарубежного производства. Известные производители постепенно отказываются от изготовления таких модификаций, считая их морально устаревшими. Это не так, ведь для обычных машин имеющихся возможностей хватает, а конструкция обеспечивает стабильную работу системы. Другое дело — гоночные авто, где одноклапанный вариант не справляется с задачами.
- Двухступенчатый. Конструктивно похож на 1-клапанный вариант. Отличие состоит в наличии 2-х тарелок разных размеров. Сначала срабатывает меньшая, которая постепенно давит на большую. Такая конструкция хороша для систем с высоким давлением ОЖ.
- С двумя клапанами. Здесь также применяется два элемента, но они работают синхронно. Тарелки взаимодействуют между собой, что обеспечивает открытие одного и одновременное закрытие второго круга.
- Электронный автомобильный термостат. Конструктивно это обычный 1-клапанный вариант с сопротивлением, которое контролируется ЭБУ. Применение устройства позволяет добиться 95-110 градусов Цельсия при минимальной мощности мотора и 85-95 градусов при максимальной. Такая особенность способствует снижению потребления горючего и увеличению мощности.
По конструкции термостаты делятся на два вида:
- без корпуса — меняются путем изъятия старой вставки;
- с корпусом — требуют подключения к системе охлаждения силового агрегата.
Как проверить автомобильный термостат
Неисправность устройства может привести к длительному нагреву или, наоборот, быстрому перегреву силового агрегата. В таких случаях нужно знать, как проверить автомобильный термостат, и определить — менять его или нет. В зависимости от ситуации можно выбрать два способа проверки:
- Со снятием. Для проверки узел демонтируется с автомобиля и кладется в емкость с водой. Далее жидкость нагревается до высоких температур, а водитель наблюдает за открытием клапана. Если он сработал, термостат достается и окунается в холодную воду для контроля закрытия. Отсутствие открытия / закрытия свидетельствует о неисправности.
- На автомобиле. При невозможности снять устройство нагрейте мотор до рабочей температуры, а после заглушите его. На следующем шаге откройте капот и найдите шланг, который подключается к верхней части радиатора. Распознать его несложно по черному цвету и диаметру в 50-70 мм. На концах надевается металлический хомут или скобы из пластика. На следующем шаге отыщите трубку, которая находится внизу и подключена к радиатору. Коснитесь к обоим шлангам одновременно. Если двигатель нагрет, о чем свидетельствует указатель температуры, а одна их трубок холодная, термостат вышел из строя.
При выявлении неисправности устройство не ремонтируется, а сразу меняется. При выборе учтите рекомендации завода-изготовителя, ведь каждая модель имеет индивидуальные характеристики срабатывания. Если установить неподходящее устройство, возможны сбои в работе.
Основные неисправности
К главным поломкам термостата относится естественный износ, коррозия или дефект. Результатом является заклинивание клапана в каком-то из положений и отказ работы. Всего существует три варианта положения:
- Всегда открыт. В результате поломки антифриз или вода все время идут по большому кругу. Двигателю приходится дольше работать «на холодную» до достижения оптимального температурного режима. В теплое время года такую поломку сложно заметить, а зимой силовой агрегат может нагреваться до рабочих показателей несколько часов.
- Полностью закрыт. Если клапан заклинивает и не открывается, рабочая жидкость проходит по небольшому кругу. Результатом является быстрый перегрев мотора и, возможно, клин. При такой неисправности термостата ездить на машине нельзя. Единственный выход — добраться до автомагазина или сервиса для ремонта. Во время движения важно следить, чтобы температура силового агрегата не превышала критический параметр.
- Открывается раньше времени. Причиной может быть брак устройства или покупка контрафактной продукции, сделанной в условиях гаража. Бывают ситуации, когда водитель ошибся при выборе и купил термостат, который не подходит по характеристикам.
Возможна ситуация, когда клапан клинит в промежуточном состоянии и пропускает небольшую часть жидкости по большому кругу. Такую поломку заметить сложнее всего, поэтому для может потребоваться снятие и диагностика по рассмотренному выше способу.
Заключение
Термостат — важный элемент системы охлаждения, от которого зависит своевременность нагрева мотора зимой и защита от перегрева в теплое время года.
Его неисправность в лучшем случае приведет к проблемам в эксплуатации, а в худшем — к повреждению силового агрегата и необходимости капитального ремонта. Чтобы избежать таких последствий, важно проверять термостат при первых признаках неисправности.
- Нанять на работу нескольких диспетчеров
- Работа перевозчиков в январе
- Уберите надпись: Работает в сервисе .... месяцев. Вводите людей в заблуждение!!!
- Ищу водителя/слесаря погрузчика Комацу в Смоленске. Разовая работа.
- Есть ли диспетчера, которые работают как УТЭП?
Лет 30-35 назад, может больше на советских грузовых автомобилях, например на ЗиЛ или МАЗ стояли спиртовые термостаты. От температуры охлаждающей жидкости спирт расширялся и открывал клапан. Простой принцип работы, но вполне надежный. Теперь простая пружина.
Медные термостаты и пластиковые, латунные. Конечно же лучше что бы они были из металла, так что нужно выбирать термостаты из латуни. Так же там применяется технической воск, который помогает термостату в работе. Он реагирует на изменение температуры. Для моего авто это будет полезной информацией.
Для современных автомобилей устройство очень важное, хоть и кажется совсем простым. А ведь у наших дедушек, когда ничего подобного в нынешнем виде не существовало, порой возникали проблемы. Речь, разумеется, о тех, кто жил в регионах, где зимой очень холодно, а летом очень жарко.