Автомобильный термостат, принцип работы

Автомобильный термостат—узел, установленный между силовым агрегатом и радиатором транспортного средства.

Предназначен для обеспечения быстрого нагрева мотора зимой и защиты от перегрева летом. Имеет вид клапана, открывающегося и закрывающегося под действием температуры. Ниже рассмотрим, что это за устройство, как оно работает, какие бывают виды. Разберемся с проверкой и основными типами неисправностей.

Назначение автомобильного термостата

Автомобильный термостат

Первое, с чем стоит разобраться —для чего нужен автомобильный термостат, ведь теоретически система охлаждения может работать без него.

Важно
Назначение термостата состоит в контроле температуры с дальнейшим открытием или закрытием клапана. Благодаря этой особенности, охлаждающая жидкость направляется по большому или малому кругу соответственно.

Автомобильный термостат

Иными словами, назначение термостата:

  1. зимой — быстрый нагрев холодного двигателя для достижения рабочей температуры и последующий перевод системы охлаждения в обычный режим;
  2. летом — перевод антифриза или воды на большой круг и защита от перегрева.

Отсутствие такого устройства или его неисправность приводит к перебоям работы двигателя и даже выходу из строя.

Устройство и принцип работы

Разобравшись с назначением, несложно понять принцип работы автомобильного термостата, реагирующего на температуру охлаждающей жидкости (ОЖ). Алгоритм действий следующий:

  • Водитель заводит холодный двигатель. Термостат и его клапан закрыты.
  • Антифриз или вода проходят по малому кругу, то есть без рубашки мотора и основного радиатора.
  • Температура ОЖ достигает рабочей отметки в 75-95 градусов Цельсия. Клапан термостата срабатывает и пропускает воду или антифриз через радиатор, насос и рубашку охлаждения силового агрегата.
  • Система работает в обычном режиме, предотвращая перегрев мотора. При достижении критической температуры включается вентилятор на радиаторе.

Автомобильный термостатСлаженная работа автомобильного термостата возможна, благодаря продуманной конструкции девайса. Он состоит из следующих элементов:

  • кожух;
  • входные патрубки для меньшего и большего циклов;
  • элемент, контролирующий температуру;
  • выходной патрубок;
  • главный клапан;
  • «байпас» — для меньшего цикла.

В большинстве случаев производятся медные, пластиковые и латунные термостаты. В качестве термочувствительного материала применяется технической воск. Его особенность состоит в реагировании на изменение температуры. При ее повышении он расширяется, воздействует на главный клапан и способствует его открытию.

Для ускорения процесса таяния в состав воска включается графитный, медный или алюминиевый компонент. После расширения изделие давит на головку, открывающую клапан. В результате ОЖ идет по максимальному кругу.

Основные виды термостатов

Сегодня на автомобилях устанавливается четыре вида устройств, отличающихся по принципу действия и особенностям. Отечественная продукция доступнее по цене, но имеет меньшее качество и быстрей изнашивается. Термостаты бывают:

  • С одним клапаном. Имеют простейшее исполнение, устанавливаются на машины российского и зарубежного производства. Известные производители постепенно отказываются от изготовления таких модификаций, считая их морально устаревшими. Это не так, ведь для обычных машин имеющихся возможностей хватает, а конструкция обеспечивает стабильную работу системы. Другое дело — гоночные авто, где одноклапанный вариант не справляется с задачами.
  • Двухступенчатый. Конструктивно похож на 1-клапанный вариант. Отличие состоит в наличии 2-х тарелок разных размеров. Сначала срабатывает меньшая, которая постепенно давит на большую. Такая конструкция хороша для систем с высоким давлением ОЖ.
  • С двумя клапанами. Здесь также применяется два элемента, но они работают синхронно. Тарелки взаимодействуют между собой, что обеспечивает открытие одного и одновременное закрытие второго круга.
  • Электронный автомобильный термостат. Конструктивно это обычный 1-клапанный вариант с сопротивлением, которое контролируется ЭБУ. Применение устройства позволяет добиться 95-110 градусов Цельсия при минимальной мощности мотора и 85-95 градусов при максимальной. Такая особенность способствует снижению потребления горючего и увеличению мощности.

Автомобильный термостат

По конструкции термостаты делятся на два вида:

  1. без корпуса — меняются путем изъятия старой вставки;
  2. с корпусом — требуют подключения к системе охлаждения силового агрегата.

Как проверить автомобильный термостат

Как проверить автомобильный термостат

Неисправность устройства может привести к длительному нагреву или, наоборот, быстрому перегреву силового агрегата. В таких случаях нужно знать, как проверить автомобильный термостат, и определить — менять его или нет. В зависимости от ситуации можно выбрать два способа проверки:

  • Со снятием. Для проверки узел демонтируется с автомобиля и кладется в емкость с водой. Далее жидкость нагревается до высоких температур, а водитель наблюдает за открытием клапана. Если он сработал, термостат достается и окунается в холодную воду для контроля закрытия. Отсутствие открытия / закрытия свидетельствует о неисправности.
  • На автомобиле. При невозможности снять устройство нагрейте мотор до рабочей температуры, а после заглушите его. На следующем шаге откройте капот и найдите шланг, который подключается к верхней части радиатора. Распознать его несложно по черному цвету и диаметру в 50-70 мм. На концах надевается металлический хомут или скобы из пластика. На следующем шаге отыщите трубку, которая находится внизу и подключена к радиатору. Коснитесь к обоим шлангам одновременно. Если двигатель нагрет, о чем свидетельствует указатель температуры, а одна их трубок холодная, термостат вышел из строя.

При выявлении неисправности устройство не ремонтируется, а сразу меняется. При выборе учтите рекомендации завода-изготовителя, ведь каждая модель имеет индивидуальные характеристики срабатывания. Если установить неподходящее устройство, возможны сбои в работе.

Основные неисправности

Автомобильный термостат

К главным поломкам термостата относится естественный износ, коррозия или дефект. Результатом является заклинивание клапана в каком-то из положений и отказ работы. Всего существует три варианта положения:

  • Всегда открыт. В результате поломки антифриз или вода все время идут по большому кругу. Двигателю приходится дольше работать «на холодную» до достижения оптимального температурного режима. В теплое время года такую поломку сложно заметить, а зимой силовой агрегат может нагреваться до рабочих показателей несколько часов.
  • Полностью закрыт. Если клапан заклинивает и не открывается, рабочая жидкость проходит по небольшому кругу. Результатом является быстрый перегрев мотора и, возможно, клин. При такой неисправности термостата ездить на машине нельзя. Единственный выход — добраться до автомагазина или сервиса для ремонта. Во время движения важно следить, чтобы температура силового агрегата не превышала критический параметр.
  • Открывается раньше времени. Причиной может быть брак устройства или покупка контрафактной продукции, сделанной в условиях гаража. Бывают ситуации, когда водитель ошибся при выборе и купил термостат, который не подходит по характеристикам.

Возможна ситуация, когда клапан клинит в промежуточном состоянии и пропускает небольшую часть жидкости по большому кругу. Такую поломку заметить сложнее всего, поэтому для может потребоваться снятие и диагностика по рассмотренному выше способу.

Автомобильный термостат

Заключение

Термостат — важный элемент системы охлаждения, от которого зависит своевременность нагрева мотора зимой и защита от перегрева в теплое время года.

Его неисправность в лучшем случае приведет к проблемам в эксплуатации, а в худшем — к повреждению силового агрегата и необходимости капитального ремонта. Чтобы избежать таких последствий, важно проверять термостат при первых признаках неисправности.

Рейтинг: 10
Всего оценок: 4 Комментариев: 3 Просмотров: 905
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 24-10-2022 / Обновлено: 24-10-2022
Поиск запроса "fвтомобильный термостат, принцип работы" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Олег Москва 24.10.2022

Лет 30-35 назад, может больше на советских грузовых автомобилях, например на ЗиЛ или МАЗ стояли спиртовые термостаты. От температуры охлаждающей жидкости спирт расширялся и открывал клапан. Простой принцип работы, но вполне надежный. Теперь простая пружина.

0
0
Ответить
Роман. Серебряные пруды. 27.10.2022

Медные термостаты и пластиковые, латунные. Конечно же лучше что бы они были из металла, так что нужно выбирать термостаты из латуни. Так же там применяется технической воск, который помогает термостату в работе. Он реагирует на изменение температуры. Для моего авто это будет полезной информацией.

0
0
Ответить
Влад Звенигород 27.10.2022

Для современных автомобилей устройство очень важное, хоть и кажется совсем простым. А ведь у наших дедушек, когда ничего подобного в нынешнем виде не существовало, порой возникали проблемы. Речь, разумеется, о тех, кто жил в регионах, где зимой очень холодно, а летом очень жарко.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: