Вибрационные катки: как выйти из «дорожного» тупика

Работы по уплотнению асфальтобетонной смеси играют решающую роль в процессе создания долговечного, прочного и износостойкого дорожного полотна, несмотря на то, что их стоимость в общих затратах может составлять лишь небольшую долю. Конечная цель уплотнения – сформировать такую структуру асфальтобетона, которая была бы устойчива к внешним воздействиям. Лидерами в разработке виброкатков стали компании, чьи агрегаты уже широко использовались в дорожном строительстве и благоустройстве по всему миру: Caterpillar (США), Hamm AG (Германия), Bomag (Германия).

Решения от корпорации Caterpillar

Признанный лидер отрасли – компания Caterpillar – выпускает модели виброкатков серии D. Четыре модели отличаются массогабаритными характеристиками и, в частности, шириной вальца: она колеблется от 142,2 см до 213 см. В виброкатках серии D использовано ряд конструктивных изменений, которые позволяют спецтехнике выполнять свою работу более эффективно, а водителю-оператору – контролировать все, что происходит во время работы.

  • увеличена высота агрегатов – машина теперь имеет солидный бордюрный просвет;
  • примерно на одну десятую стал более вместительным водяной бак;
  • массы полурам уравнены;
  • штатно на спецтехнику серии D монтируются более мощные силовые агрегаты;
  • реализована возможность обзора переднего вальца;
  • создан сдвижной механизм, позволяющий вальцу отодвигаться в сторону.

Изменения рабочего места также послужили увеличению эффективности работы: с места оператора открывается широкий обзор, а в варианте закрытой кабины реализована возможность поворотов. Отдельного внимания заслуживают весьма эффективные вибрационные механизмы – в базовом варианте для любого типа виброкатков от CAT можно выбрать два их типа. Это возбудители вибрации с одной частотой и двумя амплитудами или возбудители вибрации с одной частотой и пятью амплитудами

В первом варианте, заполненный дробью эксцентрик управляется оператором опосредованно – через изменение направления вращения. Эффективность трамбовки достигается за счет слаженной работы переднего и заднего вальцов, которые работают в противофазе. В результате: задний валец словно тянет под себя трамбуемый материал, «закрепляя эффект» после прохождения через него переднего вальца. Эксплуатационные и рабочие характеристики вибрационного механизма этого типа существенно улучшаются после установки Versa Vibe – системы, с увеличенным вдвое количеством частот и с измененным характером смены амплитуды (более плавным).

Второй вариант конструктивно более сложный, он оснащается двумя – внутренним и внешним – эксцентриками. Изменяя их положение, водитель изменяет и амплитуду вибрации. Данный тип вибровозбудителей штатно оснащается системой Vari Vibe, которая позволяет плавное изменение амплитуды. Среди дополнительных систем виброкатков CAT - системы Vari Vibe, Versa Vibe с плавным изменением амплитуды и синхронизацией на основе заданных параметров частоты и скорости вибрации, ASC (контролирует и корректирует скорость движения).

улучшение виброкатков повышение эффективности виброкатков мнение лидирующих компаний

Решения от Bomag

Немецкая компания Bomag, чья дорожная техника встречается на отечественных объектах не реже, чем агрегаты от CAT, старается не отставать и в сфере проектирования, и изготовления виброкатков. Товарная линейка от Bomag включает в себя как двухрамные, так и тандемные модели. Предлагаемые решения более разнообразны в плане масс и габаритов, более ориентированы на выполнение какого-либо определенного типа работ с определенным набором материалов.

Модели BW-AD-4 отличаются друг от друга массой и габаритами (линейка представлена агрегатами с диапазоном масс от 8 до 13 тонн), а также – шириной вальца: от 1,5 до 2,13 метров. В соответствии с массогабаритными характеристиками на модели устанавливаются двигатели разной мощности, что позволяет подобрать оптимальное соотношение вес-расход энергии для разных типов агрегатов. Тандемные виброкатки от Bomag – три модели – комплектуются механизмами с двумя эксцентриками. Механизм дает возможность переключаться между двумя амплитудами и двумя частотами.

В среднем, массогабаритные характеристики тандемных катков Bomag несколько выше, чем у двухрамных: самый легкий виброкаток весит порядка 8,6 тонн, а самый тяжелый – около 13,25 тонн. Равным образом, чуть больше и ширина вальца. При всех различиях в конструкции катков от Bomag, есть у них и общие детали. Например, практически одинаковая конструкция кабины и её оснащение сразу двумя рулевыми колесами – с возможностью передвигать рабочее кресло к нужному колесу.

Большинство инновационных решений, призванных увеличить эффективность работы виброкатков, сосредоточены в системе Asphalt-Manager – программном комплексе с мощным процессором и периферией, который, фактически, заменяет оператора. На долю последнего остается лишь следить за тем, чтобы агрегат выдерживал заданное направление движения. Режим работы механизма вибрации полностью контролируется в автоматическом режиме. Информацию о состоянии уплотняемого материала система получает от множества датчиков, которые закреплены на внутренней поверхности вальца.

Правда, в силу конструктивных особенностей модельного ряда Bomag, система устанавливается лишь на четыре агрегата из девяти двухрамных, производимых компанией. Зато для тандемных моделей таких ограничений нет – создается впечатление, что создавался комплекс Asphalt-Manager специально под них. Что же, решение правильное, если вспомнить, как быстро и массово стали менять виброкатки от Bomag старые модели других производителей на таких работах как благоустройство и строительство автомобильных дорог.

улучшение виброкатков повышение эффективности виброкатков мнение лидирующих компаний

Решения компании Hamm AG

По примеру Bomag, немецкая компания Hamm AG уделяет внимание в равной степени и двухрамным сочлененным моделям виброкатков, и тандемным – выпуская и те, и другие под индексами, соответственно, HD и DV. Причем последние представляют собой настоящий «полигон» для испытания не только инновационных механизмов для возбуждения вибрации, но и для управления работой виброкатка.

Двухрамные виброкатки HAMM выпускаются в различных массогабаритных вариантах – от 7,2 тонн до 13.8 тонн. Удачно реализован в ряде моделей серии HD механизм бокового сдвига вальца – как в моделях от CAT. Возможность передвигать основание кабины вместе с креслом оператора и приборной панелью, а также органами управления агрегатом обеспечивает минимальную не просматриваемую зону перед вальцом. Вкупе с панорамным остеклением безопасность и точность управления работой максимальны.

Помимо ряда решений механизмов вызывания вибрации в вальцах, модельный ряд тандемных катков отличается совершенно новым подходом в комплектации и планировке рабочего места. Кресло оператора вращается в любом направлении и может передвигаться по специальным направляющим по кабине. Вместе с ним передвигается и джойстик – главный орган управления агрегатом. Сама кабина также подвижна – возможности ее перемещения вбок компенсируют отсутствие сдвижного шарнирного устройства вальца.

Кроме собственных разработок в области проектирования и изготовления вибровальцов, компания Hamm AG может предложить и систему автоматического управления виброкатком, которая устанавливается опционально. Hammtronic – система автоматического управления – разработана с целью увеличения экономичности и долговечности катка. В ее ведении находится управление силовой установкой, скоростью, интенсивностью и режимом подачи воды, а также режимами вибрации.

улучшение виброкатков повышение эффективности виброкатков мнение лидирующих компаний

По материалам с официальных сайтов компаний-производителей и портала «Основные средства».

Рейтинг: 7
Всего оценок: 3 Комментариев: 3 Просмотров: 1795
Автор статьи: / Дата публикации: 29-09-2019
Поиск запроса "улучшение виброкатков повышение эффективности виброкатков мнение лидирующих компаний " по информационным материалам и форуму
Комментарии
Максим 29.01.2020

У нас старый каток Caterpillar, все никак не можем купить новый. Но даже старая модель, справляется отлично. Да и сервис относительно недорогой ( в сравнении с Hamm).

0
0
Ответить
Анна Иваново 21.11.2020

На мой взгляд, не так существенно какого именно производителя виброкатков выберут дорожные службы по укладке асфальта, главное чтобы соблюдалась технология.

0
1
Ответить
Мария Москва 05.04.2023

По моим наблюдениям, катки Caterpillar в Москве самые популярные, да и в нашем автопарке именно они. В плане выносливости, качества работы, комфортности для водителя, даже не нахожу минусов. Но как и прочая хорошая американская техника, стоит недешево, больше половины наших катков были куплены в б/у состоянии.

1
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: