Военный автомобиль БАЗ-5937 "Оса", плавающий ракетовоз
БАЗ-5937 —3-осное плавающее шасси. Создано Брянским автозаводом и выпускалось с 1972-го. Стало базой для создания самоходного зенитно-ракетного комплекса «Оса».
Оглавление
Ниже подробно разберемся, в чем особенности военного автомобиля, какие нюансы стоит знать о шасси и сфере применения.
Назначение и общее описание
В конце 1950-х появилась острая потребность в создании новых средств ПВО. Требовалось мобильное и универсальное оружие, способное поражать воздушные цели на малых и средних высотах. Ответ на этот вызов стал ЗРК «Оса».
Чтобы комплекс выполнял поставленные задачи, требовалось создание специального шасси. Оно должно обладать высокой проходимостью, способностью преодолевать водные преграды и выдерживать значительные нагрузки. Именно для этих целей был создан БАЗ-5937.
Разработка началась в начале 1960-х. Инженеры Брянского автозавода столкнулись с рядом сложных задач. Планировалось создать плавающее шасси, которое бы сочетало проходимость и маневренность. Оно должно быть достаточно прочным, чтобы выдерживать массу оборудования.
После нескольких лет работы инженеры создали уникальное шасси, которое полностью отвечало поставленным требованиям. БАЗ-5937 представлял 3-осную амфибию, оснащенную мощным ДВС и полным приводом. Шасси оборудовано водоотливными насосами, что позволяло избавляться от воды.
В 1971-м ЗРК «Оса» БАЗ-5937 был принят на вооружение армии СССР. Комплекс быстро завоевал популярность. Он стал базой для создания семейства зенитных ракетных комплексов.
Производство продолжалось до начала 1990-х, но уже в модернизированной версии. За это время выпущено несколько тысяч машин. Они поставлялись не только в СССР, но и другие страны.
ВажноГлавное предназначение— обеспечение мобильности и проходимости зенитной ракетной установки. Благодаря конструкции, шасси позволяло быстро перемещаться по различным типам местности.
На базе 5937 размещались пусковые установки, радар и иное оборудование. Все оно применялось для выявления, сопровождения и уничтожения целей в воздухе. Комплекс способен бороться с низколетящими самолетами, вертолетами и иными объектами.
Сфера применения БАЗ-5937 «Оса»:
- ПВО — защита войск и объектов от воздушных атак;
- прикрытие колонн и гарантия безопасности в ходе маневренных действий
- подавление воздушной разведки и борьба с беспилотными летательными аппаратами;
- защита ключевых объектов — военных баз, аэродромов, мостов и других;
- операции на пересеченной местности в условиях бездорожья, болотистых местностей, лесов и т. д.
Чем загружали БАЗ
Для обеспечения безопасности «Оса» комплектуется следующим оборудованием:
- Боевая часть. На шасси установлены направляющие для пуска до шести зенитных управляемых ракет (ЗУР) с дальностью до 10–12 км. Каждая ракета весит около 130 кг. Внутри могли транспортироваться дополнительные ракеты для перезаряда.
- Радиолокационная аппаратура. В машине предусмотрена поворотная антенна для сканирования пространства и поиска целей. Также доступна станция сопровождения и наведения. Она гарантирует сопровождение цели и наведение ракеты. Антенны и мачты необходимы для работы узлов обнаружения и сопровождения.
- Электронное оборудование. Включает автоматизированные блоки, анализирующие данные с радаров. Они считают траекторию для перехвата цели. Средства связи и передачи информации важны для координации с другими подразделениями ПВО. Аппаратура электропитания гарантирует стабильность функционирования сложных систем.
- Экипаж и инструменты. В кабине находятся операторы комплекса, управляющие ракетным вооружением и устройствами радиолокации. Также имеются запчасти для обслуживания вооружения и ТО.
- В качестве защитной аппаратуры применяются дымовые завесы и тепловые ловушки. Они нужны для защиты от атаки противника, включая ракеты с тепловым наведением.
Технические характеристики
Перед рассмотрением главных моментов стоит выделить технические характеристики Баз-5937:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Колесная формула | 6х6 |
Число мест | 5 |
Грузоподъемность, т | 7,5 |
Снаряженный вес, т | 10,7 |
Полная масса, т | 18,7 |
Габариты (ДхШхВ), м | 9.165х2.782х1.948 |
Клиренс, см | 43 |
Радиус разворота, м | 12 |
Запас хода, км | 738 |
Шасси
Шасси БАЗ-5937 имеет корпусную структуру. Относится к категории плавающих, что позволяет действовать на суше и водной поверхности. Все узлы обеспечивают уверенное движение с созданием оптимальной тяги и устойчивости.
Конструкция включает раму встроенного типа с элементами усиления. В состав последних входят крышки, ребра жесткости и стойки. В комплексе это придает корпусу прочность и защищает от внешних воздействий. Такие элементы гарантируют надежность при выполнении задач в условиях экстремальной нагрузки и на пересеченной местности.
Шасси имеет ряд эксплуатационных параметров. Оно способно преодолевать рвы шириной до 2.0 м и подниматься на склоны с углом до 30 градусов. Также машина легко преодолевает косогоры с углом до 20 градусов. На плаву шасси может выдерживать угол крена до 15 градусов, что дает дополнительные гарантии при маневрировании по воде.
Конструкция кабины шасси предполагает наличие пяти мест для экипажа. Первые модели имели притупленную форму носовой части. В них отсутствовали боковые окошки в кабине. Это ограничивало обзорность и может быть связано с повышенными рисками на дорогах.
Силовая установка
БАЗ-5937 оснащен мощным V-образным 6-цилиндровым 5Д20Б-300. Мотор обладает объемом 15.9 л и мощностью в 300 «лошадей». Силовой агрегат Барнаульского транспортного машзаводаобладает отличной проходимостью и мобильностью. ДВС использует устройство жидкостного охлаждения. Это гарантирует эффективное отведение тепла при продолжительных нагрузках и в условиях перегрева.
Конструктивная особенность ДВС заключается в горизонтальном монтаже радиатора. Он располагается прямо над мотором. Такое решение обеспечивает улучшенную циркуляцию антифриза и оптимальную работу охлаждения. Это способствует стабильной работе двигателя Баз-5937 в разных условиях.
Запуск осуществляется двумя способами. В обычных условиях применяется электростартер. В случае поломкиузла предусмотрена возможность пуска путем подачи воздуха из баллона. Это делает шасси независимым и устойчивым. Такая особенность важна в военных условиях.
Для достижения маневренности и устойчивости предусмотрены направляемые колеса на крайних осях. Такая схема позволяет технике легко проходить через узкие участки, повороты и пересеченную местность. Направляемые колеса на внешних осях уменьшают износ покрышек.
Трансмиссия и рулевое
КПП БАЗ-5937 сделана в механическом исполнении с бортовой схемой раздачи мощности. Это гарантирует улучшенное распределение усилия между правым и левым бортами.
Момент от механической КПП передается через раздатку, оснащенную встроенным дифференциалом. Это позволяет точно и плавно распределять усилие между осями. Такая схема значительно повышает маневренность и проходимость. Она позволяет легко преодолевать сложные участки дороги, включая грязь и песок.
Подвеска колес БАЗ-5937 представлена торсионной конструкцией на рычагах поперечного типа. Такой тип повышает плавность движения на любых покрытиях. Независимая подвеска минимизирует колебания и удары, которые идут на кузов. Она дает возможность поддерживать стабильную среднюю скорость в любых условиях.
В дополнение авто оснащено регулированием давления воздуха в колесах. Это позволяет подстраивать их жесткость под условия движения. При этом улучшается сцепление с дорогой и снижая износ.
Тормоза выполнены с использованием колодочных узлов. Они герметичны и работают в связке с пневмогидравлическим приводом. Такое решение способствует надежности торможения в сложных условиях. Узел привода повышает точность и скорость реакции тормозов, что важно в боевых условиях.
Рулевое управление использует червячную систему с ГУР. Это значительно облегчает процесс маневрирования и управления. В условиях плавания изменение курсаосуществляется с помощью заслонок водометов и колес. Это позволяет точно направлять транспортное средство в условиях водных преград. Система управления дает водителю контроль над движением по суше или в воде.
Дополнительное оборудование
БАЗ-5937 оснащается разнообразной аппаратурой, которая значительно повышаетфункциональные возможности и эффективность. Одним из ключевых элементов является фильтровентиляционная установка. Она обеспечивает подачу чистого воздуха в кабину и защиту от загрязненного воздуха и химических веществ. Система важна при работе в зараженных или загрязненных районах.
Тепловентиляционный узел ОВ-65Г гарантирует оптимальные климатические условия в кабине. Он регулирует температуру и влажность, обеспечиваеткомфорт для экипажа в жаркую и холодную погоду. Это важно для длительных операций.
Для защиты от попадания воды и достижения мобильности при преодолении водных преград предусмотрены узлы отлива воды. Такие устройства помогают быстро избавиться от излишков жидкости попавших на машину.
Для обеспечения связи и координации действий предусмотрено устройство Р-124. Оно позволяет поддерживать связь в условиях радиоэфира даже при сложных условиях на поле боя или при помехах.
Противопожарная система Роса устанавливает защиту от возможных возгораний. Она фиксирует очаги пламени и оперативно их тушит.Устройство играет важную роль в защите машины и экипажа в условиях боевых действий.
Для выполнения задач в условиях радиоактивного заражения и химических атак предусмотрено устройство радиационной разведки и обработки информации. Эти приборы позволяют определять уровень радиации и химических воздействий. Также ведется работапо передаче собранной информации для последующих действий.
Для улучшения видимости и обеспечения безопасности в комплект автомобиля входят наблюдательные приборы ТНПО170А. Они помогают следить за обстановкой в условиях ограниченной видимости. Такие устройства обеспечивают высокую степень обнаружения объектов на воде в ночное время или в условиях плохой видимости.
Баз 5937 внутри
Кабина экипажа оснащена 5-ю местами для членов экипажа, в том числе водителя и операторов. Внутри предусмотрены важные элементы для работы и безопасности. Управление сосредоточено на рабочем месте водителя, который имеет доступ ко всем ключевым узлам.
Внутри Баз-5937 предусмотрена тепло- и вентиляционная система ОВ-65Г. Она поддерживает оптимальную температуру и влажность. Система фильтровентиляции защищает экипаж от попадания вредных веществ и загрязненного воздуха.
Передняя часть кабины находится в непосредственной близости к ДВС и узлам, что создаетповышенное тепло и шум. Это компенсируется средствами шумоизоляции. Последние помогают снизить влияние таких факторов на экипаж. Важно отметить, что кабина не имеет боковых окон. Это ограничивает обзорность, но оправдано для защиты брони.
Внутри предусмотрены узлы связи, включая танковые переговорные устройства «Р-124». Это позволяет экипажу поддерживать связь с другими подразделениями и штабами в условиях боевых действий.
Расположение приборов и элементов организовано так, чтобы каждый член экипажа имел доступ к функциям без излишних движений. На передней панели располагаются индикаторы работы ДВС, охлаждения и т. д. Информация представлена в удобной и лаконичной форме. Это позволяет быстро принимать решения в условиях стрессовых ситуаций.
Задняя часть шасси отведена под размещение дополнительной аппаратуры. Здесь же находятся узлы для фильтрации воздуха, регулирования давления в колесах и приборы для выполнения задач по радиационной разведке. Пространство разделено на несколько отсеков, каждый из которых предназначен для конкретного оборудования.
Эксплуатационные характеристики
Одна из особенностей рассматриваемой машины — продуманные параметры в плане эксплуатации. К главным моментам стоит отнести следующие:
- Запас хода — 738 км;
- Угол крена в воде — 15 градусов;
- Ширина рва — до 2 м;
- Угол косогора / подъема — 20 и 30 градусов;
- Скорость на воде / суше — 12 / 70 км/ч.
Заключение
БАЗ-5937 обеспечивает возможность передвижения по суше и по воде. Машина гарантирует отличную проходимость и маневренность.
Дополнительные узлы фильтрации, противопожарной защиты и радиационной разведки повышают универсальность и защищённость. Шасси сочетает прочность, безопасность и комфорт для экипажа, что важно для решения боевых задач.
- Жёсткая сцепка на легковой автомобиль
- Чип для госномера автомобиля
- Досмотр автомобиля на трассе
- Транспортный налог на проданный автомобиль
- Общий вес грузового автомобиля
- Военный автомобиль БАЗ-5937 "Оса", плавающий ракетовоз
Честно говоря, БАЗ-5937 кажется настоящей находкой для военных инженеров. Когда читаешь о его способности преодолевать водные преграды и маневрировать в сложных условиях, невольно вспоминаешь другие амфибийные машины, такие как LAV-25, которые тоже славятся своей универсальностью. Интересно, что разработка началась в 1960-х, а инженеры уже тогда понимали важность мобильности и проходимости. Конструкция с 6х6 колесной формулой и торсионной подвеской на поперечных рычагах действительно впечатляет. Это позволяет машине держать стабильную скорость и минимизировать удары даже на сложных участках. Не могу не отметить, что такие решения, как использование фильтровентиляционной установки и системы радиационной разведки, делают БАЗ-5937 адаптированным под современные угрозы. Это, безусловно, повышает его эффективность на поле боя. Хотя отсутствие боковых окон в кабине может показаться недостатком, это оправдано с точки зрения защиты. Если сравнивать с другими аналогичными системами, например, с американскими HEMTT, то БАЗ-5937 выделяется своей способностью действовать в экстремальных условиях, сохраняя при этом высокий уровень комфорта для экипажа. Надеюсь, что такие машины и дальше будут служить примером того, как можно успешно сочетать технологии и практическую значимость в военной технике.
Интересно, как БАЗ-5937 смог объединить в себе все необходимые качества для работы в экстремальных условиях. Его способность преодолевать рвы и косогоры без потери маневренности заслуживает внимания. Это действительно выдающийся пример инженерной мысли.
БАЗ-5937 — это действительно уникальная машина. Плавающее шасси, полноприводная система и мощный двигатель делают её незаменимой в условиях бездорожья. Она отлично справляется с задачами ПВО, и её можно сравнить с современными аналогами, такими как M3 Amphibious Rig.