ЗиС 110: лимузин Сталина
Среди легенд советского автопрома особое место занимает так называемый лимузин Сталина. Речь идет о ЗИС-110.
Оглавление
Его справедливо считают самым известным автомобилем представительского класса, разработанным и изготовленным в СССР. Именно этой машиной долго пользовалось руководство страны после Великой Отечественной войны. Рассмотрим, как создавался и какими характеристиками обладал ЗИС-110, более внимательно.
Как принималось решение о создании автомобиля
Решение разработать ЗИС-110 принято в 1942 году. То есть в один из сложных моментов Великой Отечественной войны, когда до окончательной победы было далеко. Важно отметить, что именно в это время эвакуированный в 1941 году Завод имени Сталина начал частями возвращаться в столицу Советского Союза. Чему в немалой степени способствовало постепенное отодвигание линии фронта от Москвы.
Руководитель завода – Иван Лихачев – выпустил приказ от 19 сентября о создании 1942 года о создании конструкторско-технологического бюро.
ВажноЕго главной задачей стало проектирование легкового автомобиля, предназначенного, прежде всего, для товарища Сталина. Немаловажным нюансом стало прямое подчинение бюро самому Лихачеву. Это наглядно показывает значимость поставленной задачи.
Почему же руководство страны в столь непростое время занялось таким, казалось бы, неподходящим делом, как создание нового авто? Ответ достаточно прост. Победа на фронте достигалась не только ежедневными подвигами советского солдата. Но и не менее регулярным подвижничеством в тылу. Причем в обоих случаях особое место занимали символы. Одним из таких должен был стать лимузин Сталина или ЗИС-110.
Процесс создания, что у кого позаимствовано
Необходимо отметить, что ЗИС-110 не был первым представительским авто в СССР. Еще до войны бал разработан ЗИС-101. Первый блин, по известной национальной пословице, получился комом. Лимузин обладал множеством недостатков, включая:
- большой вес;
- слабая управляемость;
- высокий расход топлива;
- минимальная надежность;
- недостаточный для авто такого класса уровень комфорта.
Перечисленные минусы стали следствием изначально устаревшей конструкции автомобиля. Поэтому еще до войны – в 1940 году – была запланирована разработка нового. Нападение нацисткой Германии несколько отсрочило планы руководства страны. Но при первой же возможности к ним вернулись.
Изначально рассматривались разные варианты. Включая разработку известного конструктора Ю. А. Долматовского, которые предлагал следующие ключевые решения:
- заднее расположение двигателя;
- несущий кузов;
- независимая подвеска всех колес;
- вагонная компоновка.
Реализовать на практике концепцию заднемоторного лимузина в годы войны не представлялось возможным. Тем более – с учетом утверждения лично Сталиным прототипа будущего авто представительского класса.
Речь шла о машине Паккард Супер-8, выпущенной в 1941 году. Одновременно ставилась задача производить не менее 3-4 автомобилей в сутки. То есть планировалось использование мелкосерийного метода изготовления.
В уже упомянутом выше приказе Лихачева присутствовало описание первых задач, поставленных перед конструкторским бюро. Это разработка чертежей мотора, коробки передач и сцепления, причем с активным использованием решений Паккарда. Важно отметить, что под «разработкой чертежей» в то время понималось вовсе не полноценное инженерное проектирование. А намного более простой выпуск рабочей конструкторской документации. Это, конечно, не копирование, но частичное заимствование решений, принятых разработчиками прототипа.
В то время даже использовался специальный и вполне официальный термин «скицирование». Он включал обмер исходного узла, определение материалов изготовления и перенос собранных данных на бумагу. С обязательным учетом возможностей оборудования, на котором будет производиться автомобиль. Причина такого подхода – нехватка опытных и профессиональных инженерно-конструкторских кадров. Она была характерна практически для всех отраслей советской промышленности довоенного времени. Автомобилестроение не являлось исключением из правил.
Дополнительные сложности возникли из-за необходимости изготовить две версии лимузина – специальную и обычную. Первая планировалась бронированной. Именно ее должен был использовать Сталин и другие руководители СССР. Для опытной серии допускалось использование импортной коробки передач и двигателя.
Особое внимание главного конструктора лимузина Островцова А. Н. вызвала специальная версия авто. Это вполне логично, так как именно она должна была стать символом достижений советского автопрома и непосредственно перевозить Верховного Главнокомандующего.
Работа конструкторского бюро стартовала не сразу. Но постепенно темпы возросли. Сначала появился и был утвержден макет в масштабе 1 к 10. Затем – деревянный в натуральную величину. Некоторые сроки неоднократно срывались по простой и банальной причине. ЗИС-110 – далеко не единственный автомобиль, который разрабатывался заводом и срочно требовался Родине.
Сотрудники предприятия одновременно решали множество задач. Например, налаживание выпуска полугусеничного ЗИС-42. Или производство армейского полноприводного грузовика ЗИС-32. Немалые проблемы создавал тот факт, что завод не сразу вернулся в Москву целиком. Реэвакуация происходила частями.
На завершающем этапе конструкторских работ были сформулированы основные требования к конечному продукту:
- надежность;
- экономичность;
- гидравлическая тормозная система;
- независимая подвеска передних колес;
- задний мост, оснащенный гипоидной передачей;
- опция переключения передач на руле.
Важно отметить, что не только Паккард использовался советскими конструкторами в работе над ЗИС-110. Некоторые узлы и решения были «позаимствованы» еще у двух моделей авто. Речь идет о Бьюике 90 Лимитед и Кадиллаке (модели 67 и 72). В обоих случаях – 1942 года выпуска.
Перечислять конкретные сроки – плановый и фактические – конструкторских работ и выпуска опытных образцов не имеет смысла.
По уже описанным выше причинам, главной из которых является масштабность стоящих перед сотрудниками бюро и завода в целом задач. В любом случае опытные образцы ЗИС-110 были закончены только в начале 1945 года. Серийный выпуск советского лимузина дал результат 9 августа того же года, то есть уже после Дня Победы.
Технические характеристики
Очень важно осветить основные технические характеристики ЗИС-110. Ключевые из них перечислены ниже.
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Размеры (ДхШхВ), мм | 6 000х1 960х1 730 |
Колесная база, мм | 3 760 |
Дорожный просвет, мм | 200 |
Масса автомобиля, кг | 2 575 |
Мощность двигателя, л. с. | 140 |
Объем двигателя, куб. см | 6 002 |
Емкость бака для топлива, л | 80 |
Задняя колея, мм | 1 600 |
Передняя колея, мм | 1 520 |
Двигатель V8
На ЗИС-110 ставился 8-цилиндровый рядный двигатель. Его основные особенности – 4-тактный рабочий цикл и нижнеклапанная компоновка. Мощность мотора составляла 140 л. с. Советский двигатель несколько уступал прототипу – CadillacV8, так как последний развивал до 150 л. с.
Но даже это не мешало ему оставаться самым мощным в СССР. Ситуация изменилась только в 1950 году, когда грузовики ЯАЗ-210 стали комплектоваться мотором на 165 л. с. Схожими оказались и другие параметры двигателей ЗИС-110 и прототипа. Например, объем первого равнялся 6 литрам, второго – 5,8.
Диаметр цилиндров первого составлял 90 мм, у второго – на 1 мм больше. Ход поршня вовсе оказался одинаковым – по 100 мм. Другими словами, советским конструкторам в целом удалось повторить оригинал. Практически не уступая ему по характеристикам.
Ходовая и раздатка
Советский лимузин комплектовался трехступенчатой механической синхронизированной КПП. Каждая передача имела встроенный уравнитель оборотов. Как и планировалось, рычаг переключения располагался на рулевой колонке. Главная передача выполнялась одинарной гипоидной. Передаточные числа мало отличались от прототипа.
Важным новшеством стал гидропривод тормозной системы. Электрооборудование было представлено тремя основными компонентами:
- аккумулятор 3СТ-135ЭА;
- стартер СТ-10;
- генератор Г-16.
Штатной опцией стала установка дублирующей системы зажигания и резервного аккумулятора. С обязательной возможностью переключения на них непосредственно на ходу. Еще одним новшеством (прямо нарушающим тогдашние ПДД) стала комплектация авто двумя задними фонарями. Отдельно стоит отметить установку радиоприемника и гидравлических стеклоподъемников. Проводились опыты по монтажу кондиционера – с разным успехом.
Приборная панель выгодно ЗИС-110 выгодно отличалась от типовой для советских легковых авто того времени. Она включала:
- спидометр;
- термометр;
- указатель уровня горючего;
- амперметр;
- манометр на масло;
- лампы контроля обоих поворотников, дальнего света и зажигания.
Серийный выпуск
В первом году серийного выпуска – в 1945 м – собрано 34 лимузина. В дальнейшем темпы производства выросли. Общее количество изготовленных ЗИС-110 вместе с модификациями равняется 2 089 единиц.
Время серийного выпуска – с 1945 по 1961 (по другим данным – 1958 год). Заменой лимузину Сталина стал ЗИЛ-111. Изменение маркировки стало следствием развенчания новым руководителем страны «культа личности» предыдущего.
Важно отметить, что ЗИС-110 могли совершенно легально купить обычные советские люди, имевшие достаточный доход. Все последующим советские авто представительского класса распределялись исключительно между высшим руководством страны.
ЗиС 110П, переделки
За 15 лет серийного выпуска ЗИС-110 неоднократно использовался в качестве основы для различных модификаций. Для оценки масштабов и разнообразности достаточно привести их список:
- Скорая помощь – ЗИС-110А (так как все модификации обозначаются как ЗИС, далее приводится только цифровая маркировка).
- Фаэтон – 110Б (со складной крышей из специальной материи).
- Кабриолет – 110В (со складным тентом и стеклами на электроприводе).
- Автомобиль с усиленной бронированной защитой – 115.
- Экспериментальный полноприводный – 110Э.
- Полноприводный – 110П.
- Штабной – 110Ш.
- С автоматической КПП и двигателем от ГАЗ Чайка – 110И.
Многие из перечисленных модификаций выпускались буквально в штучном варианте. Например, ЗИС-110Б было произведено всего 3 единицы. Экспериментальный полноприводный ЗИС-110 был выпущен в количестве 4 экземпляра.
Заключение
ЗИС-110 – легендарный лимузин Сталина. Разработка автомобиля стартовала в 1942 году. Серийный выпуск продолжался с 1945 по 1961 год. Машина стала первым по-настоящему статусным авто представительского класса. Причем доступным для приобретения без ограничений. Ее технические характеристики были близки к прототипам, в качестве которых использовались лучшие лимузины мирового уровня.
Включая Паккард Супер 8, Бьюик 90 Лимитед и Кадиллак (модели 67 и 72). Именно поэтому ЗИС-110 заслуженно причислен к легендам советского автопрома.