Морские суда: сухогруз
Сухогруз— вид морского судна для перевозки «сухих» объектов. Это могут быть бревна,зерно, уголь. Такие корабли различаются по видам и габаритам. Они классифицируются по типу, конструкции и параметрам. Ниже рассмотрим, что представляет собой транспорт. Поговорим о его особенностях и параметрах.
Оглавление
Что такое сухогруз, назначение
Простыми словами, сухогрузы — суда для перемещения по рекам или морям. Предназначены для доставки сухих грузов. Ориентированы на доставку только твердых объектов без применения герметичной тары.
Подходят для доставки сырья и продуктов между разными регионами. Такой вид транспорта эффективен в сфере международной торговли.
С его помощью обеспечивается регулярность поставок и перевозки больших грузов за один заход. С позиции логистической составляющей такое решение реальный плюс. Универсальные сухогрузы способны доставлять разные объекты. Есть также специализированные варианты. В эту группу входят лесовозы, балкеры и другие. На них еще остановимся ниже.
ВажноУстройство таких судов адаптировано под конкретный тип изделий. Они имеют большие грузовые отсеки, усиленные палубы и краны. Обязательным элементом являются специальные крепления.
Новые машины комплектуются навигацией, автоматикой и узлами контроля. Кроме того, машины строятся с учетом требований в плане экологии.
Классификация сухогрузов по грузоподъемности
При изучении сухогрузов нужно учитывать грузоподъемность. Последняя измеряется в тоннах, зависит от габаритов. Учитываются особенности конструкции и назначение. Такая классификация помогает выбрать правильный тип судна.
Речные и морские сухогрузы бывают:
- Малотоннажные. Вмещают до 5 000 т. Применяются для доставки стройматериалов, зерна и угля. Выделяются маневренностью. Они легко заходят в мелководные гавани. Для их применения не требуется сложная инфраструктура.
- Среднетоннажные. Вмещают от 5 до 25 тыс. тонн.Могут работать в прибрежных водах, легко совершают небольшие перевозки. Универсальны и часто используются в каботажных доставках. Доставляют зерно, лес, контейнеры и технику.
- Суда класса Handysize. Перевозят от 25 до 40 тыс. тонн. Считаются реально популярными. Способны заходить в небольшие порты. Этодает дополнительное удобство.Перевозят уголь, руду и удобрения. Возможны и другие варианты.
- Handimax и Supramax. Первые имеют грузоподъемность в 50 тыс. тонн, а вторые — 60 тыс. тонн. Способны перевозить большие грузы и маневренны. Имеют собственные краны. Способны работать в портах без перегрузочной техники. Supramax — универсальные сухогрузы. Применяются для торговли углем, зерном и минеральными удобрениями.
- Panamax. Грузоподъемность — от 60 до 80 тыс. тонн. Названы в честь шлюзов Панамского канала. Сделаны так, чтобы проходить сложные участки. Обслуживают маршруты между Северной и Южной Америкой. Суда активно перемещаются между Азией и Европой. Основные грузы — уголь, зерно, руда.
- Post-Panamax и Kamsarmax. Первые вмещают от 80 до 100 тыс. тонн. Kamsarmax — около 82 тыс. тонн. Последние оптимизированы под порт Камсар в Гвинее. Эти суда крупнее Panamax, поэтому нуждаются в дорогой инфраструктуре. Они, как правило, применяются для доставки угля.
- Capesize. Грузоподъемность таких машин от 100 до 200 тыс. тонн. Они не могут пройти ни через Панамский или Суэцкий канал. Такие корабли идут вокруг мысов Доброй Надежды или Горн. Занимаются доставкой угля и железной руды между крупнейшими портами мира. Обслуживают только глубоководные терминалы.
- VLOC и ULOC. Это крупнейшие сухогрузы на 200-400 тыс. тонн. Специализируются на перевозке железной руды. Занимаются доставкой из Бразилии и Австралии в Китай и другие страны региона.Подобные суда «заточены» под определенные маршруты.
Классификация по типам перевозимых грузов
Все сухогрузы на море или реках бывают разных видов. Они отличаются по типу груза, которые могут перевозиться.
Балкеры
Используются для перевозки насыпных или навалочных грузов. Примеры — уголь, руда, зерно и прочие. Изделия загружают и выгружают насыпью. Главная состоит в больших грузовых трюмах прямоугольной формы. Они занимают почти все внутреннее пространство судна.
Балкеры бывают с прямым или конусным дном.Некоторые модели оснащаются люками с крышками. Они защищают груз от воды и осадков. В трюмах нет перегородок, поэтому объект свободно распределяется.Такие суда бывают разного размера. В зависимости от направления и типа перевозимых объектов они делятся на универсальные и специальные (к примеру, с рефрижераторами).
Плюсы:
- способность доставлять до нескольких сотен тысяч тонн сырья;
- низкие расходы на доставку, благодаря большим объемам и простой загрузке;
- отсутствие сложных систем внутри трюма;
- автоматизация процессов, устройства самостоятельной погрузки и выгрузки.
Минусы:
- зависимость от инфраструктуры порта;
- опасность смещения груза при неправильной загрузке;
- ограниченная универсальность;
- строгие требования к чистке трюмов.
Контейнеровозы
Подходят для перевозок в контейнерах.На борту нет обычных грузовых трюмов. Вместо них используются ячейки, в которые ставятся контейнеры. Они фиксируются механически. Как результат, исключается смещение во время движения. Контейнеры бываютна 20 (TEU)и 40 футов (FEU).
Контейнеровозы имеют ровную палубу. Здесь размещаются контейнеры в несколько ярусов. Некоторые суда способны перевозить более 20 тыс. контейнеров за рейс. Загрузка и выгрузка проходит автоматически.
Плюсы:
- высокая скорость обработки груза;
- герметичность контейнеров;
- простая логистика и меньшие расходы;
- способность перевозить даже опасные грузы.
Минусы:
- зависимость от портовой инфраструктуры и продуманных терминалов;
- невозможность перевозки нестандартных или сверхгабаритных грузов;
- большая осадка при перевозке крупных контейнеров.
Лесовозы
Подходят для перевозки лесоматериалов. Такие суда доставляют круглый лес, пиломатериалы,фанеру и щепу. Востребованы в международной торговле. Популярны в России, Канаде, скандинавских странах.
Особенность — открытая палуба, которая часто применяется для погрузки. Такая особенность повышает грузоподъемность.
Есть возможность доставки длинных бревен. Для фиксации груза на палубе предусмотрены металлические стойки и специальные крепежи. Они защищают от смещения при шторме. Лесовозы имеют усиленный корпус и палубу. Часто они комплектуются кранами или манипуляторами для обеспечения автономности.
Плюсы:
- способность перевозить круглый лес и обработанные пиломатериалы;
- возможность использования палубного пространства;
- наличие собственного кранового оборудования;
- низкие риски порчи.
Минусы:
- обязательное внимание к балансу судна и правильному распределению;
- уязвимость к воздействию влаги, солнца и соленой воды;
- ограниченность в специализации.
Ролкеры
Подходят для перевозки колесной техники и грузов, которые можно закатить. Имеют специальные съезды, рампы и внутренние палубы. Не требуют применения подъемных механизмов и кранов. Погрузка и выгрузка происходят быстрее. Внутри ролкеры устроены как многоуровневые паркинги. Каждый уровень соединен пандусами. Груз надежно крепится ремнями и упорами.
Ролкеры перевозят легковые и грузовые авто. С их помощью доставляют автобусы, тракторы, прицепы. Иногда перевозятся даже ж/д вагоны. Некоторые ролкеры оснащены контейнерными палубами и могут комбинировать разные типы грузов.
Преимущества:
- высокая скорость загрузки-разгрузки;
- возможность доставки самоходных машин и прицепов;
- способность доставки крупногабаритных и нестандартных объектов;
- меньшие затраты на портовые операции.
Недостатки:
- низкая грузоподъемность;
- высокая стоимость постройки и эксплуатации;
- строгие требования к правильной расстановке груза;
- зависимость от портовой инфраструктуры.
Комбинированные и универсальные сухогрузные суда
Универсальные суда подходят для доставкиразных грузов. Они имеют несколько грузовых отсеков. В последних предусмотрены люки и краны для удобства. Преимущество такого транспорта — гибкость в работе. Но есть и минусы — сравнительно небольшая вместимость и обязательное регулярное ТО.
Комби-суда подходят для доставки сухих и наливных грузов. Чаще всего это нефть, руда и зерно.
С учетом типа загрузки может меняться и назначение. Преимущество — универсальность. На одном направлении можно доставить руду, а на обратном — нефть. У таких судов имеются и ограничения. Их конструкция сложна. При этом требуется соблюдение строгих стандартов в вопросе безопасности.
Конструкция судов
Основа транспорта — прочный корпус. Он состоит из днища и борта. Также есть палуба и надстройки. Внутри корпуса размещаются грузовые отсеки (трюмы), где перевозятся грузы.
Трюмы имеют прямоугольную форму. Они защищены сверху люками. Последние герметичны, чтобы не допустить попадания воды. Некоторые суда имеют специальные перегородки внутри трюмов. Это важно для разделения разных грузов и достижения большей прочности.
Сухогрузы часто оснащаются собственными грузоподъемными механизмами. Это позволяет работать в портах без перегрузочной техники. Также на борту размещаются системы вентиляции и тушения пожаров. Мотор и дополнительные узлы находятся на корме. Рядом стоит рулевая рубка и надстройка. Здесь размещаются каюты экипажа и аппаратура для навигации.
Характеристики сухогрузов
При выборе транспорта важно учесть ряд характеристик:
- Грузоподъемность. Измеряется в тоннах. Варьируется от нескольких тысяч до 400 тыс. тонн.
- Вид груза. Бывают сыпучие, тарно-штучные, генеральные и навалочные.
- Конструкция трюмов. Бывают с прямыми или усиленными стенками. Люки используются для достижения герметичности.
- Наличие кранов и погрузочного оборудования. Многие сухогрузы оснащены собственной техникой. Это обеспечивает автономность.
- Осадка. Предусматривает глубину, на которую судно погружается в воду. Чем больше груз, тем глубже осадка.
- Ширина и длина сухогруза.Размеры зависят от класса. Они влияют на проход через каналы и маршрут.
- Скорость. Средний параметр — 22–30 км/ч. Зависит от мощности мотора и загрузки.
- Автономность. Показывает, сколько дней можно обойтись без дозаправки. В среднем от 20 до 60.
Объем сухогрузного грузооборота
Данный параметр измеряется в тоннах. Показывает, насколько активно работает сфера перевозок. Включает все виды сухих грузов. Более 70% морских перевозок приходится на такие объекты. Больше всего доставляется железной руды, угля и зерна.Такие товары важны для промышленной и энергетической сферы. Главные экспортеры — Бразилия, РФ, Австралия.
Объемы зависят от сезонности и спроса на сырье. Важное значение имеет состояние мировой торговли и политической стабильности. Когда экономика растет, увеличивается производство. Как результат, растет производство. При кризисах грузооборот падает.
Экипаж сухогруза
В состав экипажа входят капитан, старший помощник и механики. Также есть штурманы, электромеханик, повар и матросы. Количество членов может колебаться. Многое зависит от назначения и габаритов судна. Чаще всего на борту от 15 до 25 человек.
Капитан отвечает руководит командой и контролирует все процессы. Что касается механиков, они следят за работой мотора и оборудования. Задача штурмана — прокладка курса и навигация. Матросы выполняют палубные работы и обслуживают судно. Все члены имеют подготовку и знают, как действовать в случае аварии.
Итог
Сухогрузы крайне важны для перевозки твердых грузов. Они бывают разных типов и конструкции. Суда доставляют сырье и оборудование. Они реально востребованы, благодаря грузоподъемности и небольшим расходам. Применение подобного транспорта значительно упрощает логистику и открывают более широкие возможности для торговли.
- Как выбрать способ сборной доставки из Китая: ж/д, автомобильный, морской или авиа?
- Кто оспаривал свои штрафы в суде.
- Оспорить штраф в суде.
- Продажа морских контейнеров из Украины для перевозки грузов
- Подаем в суд на транспортную компанию ООО "ДЖИТРАНС"
- Международные морские перевозки
- В Ростовской области планируют строить сухогрузы
- Что угрожает морским перевозкам грузов, правила безопасности
- Виды морских грузовых кораблей
- Морские перевозки из США в Европу