ЗИС 151, советский полноприводный грузовик

Советский автопром сложно назвать передовым с технологической точки зрения. Что вовсе не означает отсутствия в СССР интересных автомобилей, в том числе – частично или полностью скопированных с западных аналогов. Примером такого выступает ЗИС-151, который заслуженно считается первым массовым грузовым автомобилем Советского Союза, совмещающим повышенную проходимость и колесную формулу 6 на 6.

Выпуск грузовика продолжался в течение неполных 11 лет – с 1948 по 1958 годы. Местом производства стал Московский автозавод им. И.А. Лихачева или легендарный ЗИЛ. Общее количество выпущенных машин почти достигло внушительной и круглой цифры в 150 тысяч.Немалая часть которых поставлена в страны Варшавского договора. Остальные активно использовались в течение достаточного длительного времени на всей территории СССР. 

Важным дополнительным плюсом является еще один существенный факт. ЗИС-151 выступил прообразом другого – еще более массового и успевшего стать легендарным – грузовика, который выпускался на ЗИЛе и имел маркировку ЗИЛ-157. Поэтому имеет смысл рассмотреть назначение, устройство, основные конструктивные особенности, плюсы и минусы грузовика ЗИС-151 более детально.

Назначение ЗИС 151

ЗИС 151

Советский Союз вступил в Великую Отечественную войну с «полуторкой» (ГАЗ-АА) и «Захаром Ивановичем» (ЗИС-5). Достаточно быстро выяснилось, что машины не отвечают потребностям фронта. Прежде всего – из-за недостаточной проходимости. Разработать и выпустить собственный грузовой автомобиль повышенной проходимости в течение войны СССР не успел.

Хотя попытки были – в виде опытных образцов ГАЗ-33, который стал первым в стране полноприводным трехосным грузовиком. Но так и не был запущен в серию. Именно поэтому настолько важное значение приобрели поставки из США универсальных грузовых автомобилейStudebaker, которые одинаково активно использовались для нужд фронта и тыла.

После успешного завершения войны потребность в полноценном грузовике не исчезла. Результатом стало возвращение к ГАЗ-33, но под новым названием – ЗИС-151. Также в конструкцию машины были внесены существенные доработки. Вместе с переносом места производства - с Горьковского автозавода на Московский.

ЗИС 151

Назначение грузового автомобиля ЗИС-151 осталось прежним – доставка грузов для нужд армии, промышленности и сельского хозяйства. Впечатляющий набор технических характеристик обеспечил как универсальность, так и широкую сферу практического применения грузового автомобиля ЗИС-151.

Важным дополнительным направлением стало использование шасси для создания модификаций разнообразной техники. Включая боевые машины реактивной артиллерии, бронетранспортеры, транспортно-заряжающие машины, топливозаправщики, седельные тягачи и многое другое.

Устройство грузовика, Studebaker US6 и ГАЗ-33

Как было отмечено выше, прообразом ЗИС-151 стал ГАЗ-33, опытные образцы которого спроектированы и изготовлены еще до войны. Созданная документация в 1946 году передана на ЗИЛ и стала основанием для появления рассматриваемого грузовика. Обычно выделяют две причины переноса производства данной модели из Горького в Москву.

Студебеккер

Первая касалась отсутствия двигателя достаточной мощности. Вторая связана с тем, что ГАЗ одновременно работал сразу над несколькими моделями грузовиков.

В конечном счете предпочтение было отдано не менее легендарным ГАЗ-51 и ГАЗ-63, имеющим колесную формулу 4 на 2 и 4 на 4. Поэтому выпуск полноприводных трехосных грузовых автомобилей был передан в Москву, а ЗИЛ стал специализироваться именно на их производстве.

Многие специалисты считают, что ЗИС-151 просто скопирован с широко известного и схожего по характеристикам американского грузовика Studebaker US6. На самом деле автомобиль из США рассматривался отечественными разработчиками и учитывался при моделировании. Но в то же время говорить о полной аналогии точно не стоит, так как между машинами существует очень много отличий. Главные из них заключаются в следующем:

  • очень серьезные внешние расхождения – силуэт и профиль грузовиков имеет очень мало общего;
  • намного более мощная рама ЗИС-151, что особенно актуально для задней части;
  • заметные конструктивные отличия в раздаточной коробке передач;
  • комплектование ЗИС-151 пневматическими тормозами (в отличие от американской машины с гидравлическими);
  • большее значение дорожного просвета (260 мм у ЗИС-151 против 250 мм у конкурента);
  • двухдисковое сцепление на ЗИС-151 против однодискового у «американца»;
  • намного большая грузоподъемность (4,5 тонны у ЗИС-151 по шоссе против 2,5 тонны у StudebakerUS6).

Зис-151

Отдельно стоит отметить сходства советского и американского грузовых автомобилей, которых также немало. Основные из них: двускатные задние колеса (у ЗИС-151 есть модификация с односкатными), полный привод, практически одинаковая конструкция и база задней тележки и подвески.

Важно

Несмотря на определенную схожесть и даже некоторое родство описанных выше машин из США и СССР, можно признать, что ЗИС-151 является вполне самостоятельной моделью грузового автомобиля.

Технические характеристики

Можно выделить несколько наиболее значимых технических характеристики ЗИС-151, которые в немалой степени обусловили популярность грузовика в Советском Союзе и странах Варшавского договора. В их числе:

Технические характеристики Значения
Платформа ЗИС-150
Двигатель ЗИС-121
Количество мест 3
Габариты (ДхШхВ), м 6,93х3,2х2,31 или 2,74
Колесная база, м 4,225
Клиренс, см 26
Снаряженная масса, т 5,58
Грузоподъемность (по шоссе / по грунтовке), т 4,5 / 2,5
Мощность двигателя, л. с. 92
Максимальная скорость, км/ч 60
Запас хода, км 520
Расход топлива, л / 100 км 46

Двигатель ЗИС 151

Зис-151

Грузовой автомобиль ЗИС-151 комплектовался карбюраторным четырехтактным двигателем ЗИС-121 (на ранних моделях - ЗИС-120).

Рабочий объем силовой установки составлял 5 560 см3. При 6 цилиндрах и 12 клапанах. Двигатель стал несколько усовершенствованным вариантом американского Hercules WXB (его еще более поздняя модель устанавливалась на Studebaker, что выступает еще одним аргументом в пользу родства грузовиков).

Трансмиссия

Конструкция автомобиля ЗИС-151 предусматривала установку двухдискового сцепления, которое заслуженно считается более износостойким и долговечным, если сравнивать с однодисковым вариантом.

Зис-151

Важным дополнительным следствием выступает намного более плавный процесс передачи усилий на колеса. Что особенно важно, если движения осуществляется по бездорожью, тяжелому и скользкому. Тем более – с прицепом, наличие которого дополнительно усложняет задачу доставки груза.

Коробка передач ЗИС-151 в целом аналогична установленной на американском «собрате». Речь идет о пятиступенчатой КПП с повышенной передачей. Небольшие отличия существуют в передаточных отношениях и установке дополнительной шестерни, благодаря которой реверс опережает первую передачу по скорости.

Модификации

За 11 лет выпуска грузовика было разработано и запущено в серию достаточно большое количество модификаций. Основные из них выглядели следующим образом:
с односкатными и двускатными задними колесами;

  • с лебедкой грузоподъемностью 4,5 тонны и тросом длиной до 100 метров;
  • седельный тягач;
  • полугусеничное шасси;
  • шасси для разнообразной военной техники и вооружений, включая машины реактивной артиллерии, колейные механизированные мосты, топливозаправщики и т.д.

Кабина ЗИС 151

Первые варианты ЗИС-151 имели деревометаллическую кабину с наборной (а не цельноштампованной) крышей и облицовкой из фанеры. Но уже через 3 года серийного выпуска было налажено производство цельнометаллических кабин.

Зис-151

Важно отметить, что уровень комфорта водителя грузовика оставлял желать много лучшего. На машине отсутствовали как вентилятор, так и обогреватель стекол и кабины, что серьезно затрудняло эксплуатацию транспортного средства в холодное время года.

Управление машиной требовало серьезных усилий, так как до модернизации автомобиля гидроусилитель руля отсутствовал. Постепенно оснащение грузового автомобиля становилось лучше и современнее, хотя сделать кабину машины хотя бы более-менее соответствующей стандартам того времени удалось только после разработки и выпуска ЗИЛ-157.

Достоинства и недостатки

Ключевым плюсом ЗИС-151 выступает статус первого серийного полноприводного трехосного грузовика, разработанного и выпущенного в Советском Союзе. Другими важными преимуществами грузового автомобиля заслуженно считаются такие:

  • достаточно внушительные технические характеристики, по ряду позиций – вполне сопоставимые с американским StudebakerUS6;
  • универсальность и широкая сфера практического применения транспортного средства, включая военную и гражданскую;
  • сравнительно хорошая проходимость;
  • практичность и нетребовательность в уходе, а также техническом обслуживании.

Зис-151

Необходимо обязательно отметить, что эксплуатация машины сопровождалась сразу несколькими серьезными недостатками. К числу наиболее значимых минусов ЗИС-151 нужно отнести:

  • низкий уровень комфортности размещения, который в равной степени распространяется как на водителя, так и на пассажиров;
  • быстрое засорение грязью колес двускатных моделей грузовика, что приводило к существенному снижению проходимости;
  • низкая и явно недостаточная мощность двигателя.

Итог

Грузовой автомобиль ЗИС-151 стал важной вехой развития и становления советского автопрома. Это первый в СССР массовый трехосный полноприводный грузовик повышенной проходимости. Несмотря на серьезные недостатки, за неполные 11 лет было выпущено почти 150 тысяч машин.

Отдельно стоит отметить, что на базе ЗИС-151 был создан ЗИЛ-157, который производился почти четыре десятка лет – с 1958 по 1994 годы – и пережил Советский Союз. Главными достоинствами ЗИС-151 считаются: универсальность, широкая сфера применения и практичность в эксплуатации. Из недостатков нужно отметить недостаточное оснащение кабины, малую мощность двигателя и нередкие проблемы с проходимостью по бездорожью.

Рейтинг: 10
Всего оценок: 4 Комментариев: 6 Просмотров: 57
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 27-01-2024 / Обновлено: 28-01-2024
Поиск запроса "зис 151, советский полноприводный грузовик" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Андрей Курган 06.02.2024

Для увеличения проходимости автомобиля по бездорожью конструкторы ЗИС-151 предлагали весьма оригинальные рекомендации. Так для движения по песку водителям рекомендовали прикручивать запасные колеса на передний мост. Это было возможно благодаря особой конструкции ступиц.

1
0
Ответить
Влад Москва 07.02.2024

Для своего времени это была очень надежная машина, которую можно было эксплуатировать не одно десятилетие. Конечно, современные модели гораздо более комфортны, однако по той легендарной советской классике автомобилестроения мы все-таки скучаем. Ну а на месте того самого автозавода теперь новый жилой район.

0
0
Ответить
Денис Бурятия 12.02.2024

В свое время это была очень надежная машина, которую можно было эксплуатировать не одно десятилетие

0
0
Ответить
Тудхалия 19.11.2024

Статья о ЗИС-151 действительно интересна, особенно в контексте его сравнения с американским Studebaker US6. Читая о технических характеристиках и конструктивных особенностях, нельзя не заметить, что ЗИС-151 был, по сути, адаптацией под советские нужды, учитывая реалии того времени. Примечательно, что несмотря на схожесть с американским аналогом, были внесены значительные изменения, что показывает стремление к самостоятельным разработкам. Вспоминается пример с автомобилем «Москвич», который также был адаптирован из западного аналога, но со временем приобрел свои уникальные черты. ЗИС-151 стал не просто копией, а действительно самостоятельной моделью, что подчеркивает его значимость в истории советского автопрома. Также стоит отметить, что использование пневматических тормозов вместо гидравлических является ярким примером того, как советские инженеры стремились к улучшению безопасности и надежности. В этом плане ЗИС-151 напоминает отечественные разработки в авиации, где также часто применялись уникальные решения для улучшения характеристик. Несмотря на свои недостатки, такие как низкая мощность двигателя и отсутствие комфорта, грузовик оказался весьма практичным и востребованным. Это говорит о способности советских инженеров создавать машины, которые, пусть и с оглядкой на западные образцы, но все же успешно выполняли возложенные на них задачи. В целом, ЗИС-151 можно назвать важной вехой в истории отечественного автопрома, который, несмотря на непростые условия, сумел создать машину, оставившую свой след в истории.

0
0
Ответить
Зия 20.11.2024

ЗИС-151, конечно, не идеален, но его массовое производство и адаптация для различных нужд свидетельствуют о важности таких машин в послевоенное время. Как и в случае с ГАЗ-51, универсальность сыграла ключевую роль в его успехе.

0
0
Ответить
Симон 21.11.2024

Интересно, как ЗИС-151 стал прообразом для ЗИЛ-157. Это напоминает развитие серии УАЗ, где современные модели продолжают наследие своих предшественников. Хорошо, что советские инженеры смогли извлечь уроки и улучшить конструкцию в следующих моделях.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: