Эксперты обеспокоены тем, что скоро грузы некому будет возить
Эксперт в отрасли грузоперевозок Елена Фанаева дала оценку законопроекту о реестре. Напомним, что его первое чтение уже состоялось в Госдуме. Разработчики этого законопроекта утверждают, что он необходим по той простой причине, что большая часть перевозчиков работает в тени.
Фанаева уверена, что реестр не сможет вывести рынок из тени. По ее мнению, те кто сейчас работает нелегально, все равно не зарегистрируются и будут искать лазейки. А лазейки, по мнению эксперта, найдутся, потому что закон недоработан. Ее беспокоит пункт, что при наличии задолженности перед бюджетом перевозчик на сможет зарегистрироваться. Однако авторы законопроекта не уточнили, кто будет следить за этим.
«Ведь есть федеральный закон, запрещающий заниматься той или иной деятельностью, но там установлена задолженность свыше 25 процентов от стоимости активов. В этом законопроекте из реестра смогут удалить при любой задолженности. А если перевозчику насчитали два-три рубля? Кроме того, если вдруг у перевозчика появились крупные долги, то дайте ему возможность заработать. Тем более, что многие приобретают технику в лизинг. Что сделает перевозчик после того, как его исключат из реестра? Несомненно, он продолжит работать, но нелегально» – говорит эксперт.
Еще один пункт, который беспокоит Фаневу – «требования к профессиональной компетентности». Здесь все просто: в штате компании должен быть специалист по безопасности дорожного движения. Однако эксперт считает, что это неправильно. По ее мнению, безопасность – это не человек в штате, а качество предоставления услуг, профессиональные водители, исправные машины и так далее. Ее также беспокоит то, что законопроект опирается на систему «ГосЛог», которая еще не создана.
«Как можно принимать закон, завязанный на системе, которой еще нет? Контракт на разработку «ГосЛог» только-только подписали. Вот еще один спорный пункт, согласно которому работать можно только с зарегистрированными в системе транспортными средствами. А если машина со скоропортящимися продуктами сломалась в дороге? Сейчас эту проблему можно решить, срочно арендовав другой автомобиль. Как этот вопрос перевозчики будут решать после принятия закона, я не знаю», – говорит Фанева.
Эксперт заявляет, что пока изучала законопроект, «спотыкалась на каждом пункте». Это при наличии решения Конституционного суда о том, что законы должны писаться четко и понятным языком. А здесь, по словам госпожи Фаневой, слишком много двусмысленности толкования. Кроме того, ей непонятно, зачем нужен «ГосЛог», когда все эти функции возложены на ГИС?
«Я не сомневаюсь, что закон примут в текущем виде с незначительными изменениями. Ведь сегодня со всех сторон мы слышим слово «цифровизация». Эта цифровизация как самоцель не даст положительного результата. Некорректная работа «ГосЛога» нанесет ущерб не только бизнесу, но и рядовым потребителям, для которых стоимость товаров повысится. Если Ространснадзор начнет исключать перевозчиков за копеечную задолженность, отсутствие в штате специалиста по БДД, несвоевременное внесение данных, то доисключаться можно так, что некому будет работать. И все это в условиях, когда не хватает водителей, машины дорожают, а запчастей нет», – подводит итоги Елена Фанаева.
- Что такое обрешетка, какие грузы подлежат обязательной упаковке в обрешетку?
- Перевозка грузов без сопроводительных документов
- Обязательное страхование опасных грузов
- Что будет с ценой на бензин?
- Максимально-допустимая норма груза
- Эксперты обеспокоены тем, что скоро грузы некому будет возить
Эксперты действительно выражают беспокойство по поводу возможного кризиса в сфере грузоперевозок. Законопроект о создании реестра перевозчиков может привести к фактическому лицензированию этого вида деятельности, хотя грузоперевозки не являются лицензируемым видом деятельности.
У нас все законы написаны непонятным языком и понимать их можно как кому захочется. Цифровизация не даёт и не даст в будущем положительных результатов - она обречена на провал. Прежде, чем принимать необходимые законы, надо дать водителям нормальную зарплату и снизить налоги. Только чиновникам это не выгодно - их интересует только собственный карман.
По поводу кадров конечно проблему нельзя игнорировать. У нас безработица на исторических минимумах… Пытаются как-то это решить, привлекают даже жителей Африки и других стран, но не знаю, насколько это эффективно. Посмотрим, что будет происходить дальше.
Такую серьезную проблему попросту нельзя игнорировать. Я никогда в жизни не видел, чтобы работодатели так бегали за своими сотрудниками, как сейчас. Это что-то с чем-то. Ну а так, если поразмыслить, у нас из страны постоянно был отток, из-за этого и демографическая яма.
Людям нашим надо платить достойную зарплату, а не копейки, особенно дальнобойщикам. А у нас привыкли привлекать к работе мигрантов - они на всё соглашаются за копейки. Но водители из них никакие - только умеют создавать на дорогах аварийные ситуации.
В последнее время все больше компаний испытывают трудности с наймом квалифицированных водителей, что может привести к задержкам поставок и росту затрат на логистику. Причиной этого может быть целый ряд факторов, таких как демографические изменения, нехватка обучения и привлекательности этой профессии для молодых людей, а также строгие требования к водителям, которые могут ограничивать количество доступных кандидатов. Чтобы решить эту проблему, компании и власти должны работать над улучшением условий труда и оплаты для водителей, а также над разработкой программ обучения и подготовки новых кадров для этой отрасли.
Интересная точка зрения у Елены Фанаевой по поводу законопроекта о реестре. Согласен с ней, что многие перевозчики могут остаться в тени, если закон недоработан. В других странах, например, в Германии или США, где ведение бизнеса более прозрачно, такие реестры действительно помогают. Но там есть четкие регламенты и понятные процедуры, которые соблюдаются. У нас же, как она и говорит, могут возникнуть проблемы с тем, кто именно будет следить за задолженностью перевозчиков. Это действительно важный момент, потому что если его не проработать, то это может вызвать массу вопросов и споров. Идея с 'ГосЛогом' тоже вызывает сомнения, ведь система еще не создана. Это напоминает ситуацию с другими проектами в нашей стране, когда сначала принимают законы, а потом уже начинают думать, как их реализовать. В итоге страдают бизнес и потребители, за что позже никто ответственности не несет. И, конечно, вопрос с профессиональной компетентностью: наличие специалиста по безопасности дорожного движения в штате — это не панацея. Важно, чтобы все аспекты безопасности были проработаны, включая состояние техники и навыки водителей. Похоже, что до принятия окончательной версии законопроекта еще далеко, и надеюсь, что он будет доработан в соответствии с реальными потребностями рынка.
На мой взгляд, введение реестра — это палка о двух концах. С одной стороны, он мог бы помочь навести порядок, с другой, как отмечает Фанаева, слишком много проблемных моментов. Особенно спорные пункты про задолженность и компетентность. Если не доработать, все останется как было.
Согласен с Фанаевой, что без проработанных механизмов контроля и опираясь на несуществующую систему 'ГосЛог', законопроект может не принести ожидаемого результата. Лучше бы сначала запустили систему, а потом на нее опирались. Иначе может получиться, как с другими проектами, где все упирается в техническую реализацию.