Как зафиксировать движение незастрахованного транспорта?
Казалась бы что у страховщиков и ГИБДД готово все, для того чтобы наказывать незастрахованные автомобили с помощью фотовидеофиксации, но эксперимент постоянно откладывается. При этом из-за незастрахованных водителей страдают те, кто был участником аварии не по своей вине. К примеру, столкнулись два автомобиля, пострадавших нет, нет и ущерба третьему лицу, есть действующие полиса, следовательно, можно оформить аварию по Европротоколу без участия сотрудников ГИБДД.
Когда пострадавший обращается в страховую компанию, то выясняется, что у виновника аварии поддельный полис. Бывает и такое, что даже сами сотрудники ГИБДД побывав на место аварии, рекомендуют оформить ее по Европротоколу, при этом не проверяют полисы участников. Таким образом, пострадавшие оказываются без защиты, и тогда подать в суд на виновника окажется весьма трудно.
Необходимо узнать, где он проживает, а с иностранными гражданами совсем беда. Если ГИБДД не оформляла аварию, значит данных о виновнике у потерпевшего нет. Таким образом, прежде чем вводить Европротокол, нужно было обеспечить страхование всех автомобилей.
На сегодня на дорогах с поддельными полисами ездят около 4 миллионов автомобилей, а просто незастрахованных автомобилей сосчитать нереально. Если учесть тот факт, что зарегистрировано в России почти 60 миллионов транспортных средств, из них застраховано только около 40 миллионов, значит 20 миллионов транспортных средств ездят без страховки. Возможно, многие автомобили просто стоят и не ездят, но сколько таких, опять неизвестно. Только фотовидеофиксация может заставить водителей застраховывать свои автомобили.
Проблема в тестировании эксперимента заключается и в самой сложности идентификации. К примеру, купили автомобиль, застраховали его, поставили на учет, но номера в страховую компанию не сообщили. Вот и получается, что автомобиль по факту застрахован, но с такими номерами он застрахованным не числится.
На сегодня возникает немало проблем, чтобы камеры фиксировали незастрахованные автомобили. Главная из них заключается в том, что структуры не могут договориться. Если каждая камера будет фиксировать нарушение за проезд незастрахованного воителя, то только за один день водитель может получить несколько штрафов. С другой стороны, если водитель просто забыл о сроки действия полиса, то тогда он через несколько дней вспомнит, получив большие штрафы. Можно конечно сделать так, чтобы штраф был вынесен лишь раз в сутки, но в этом случае возникнет много технических проблем. Известно лишь одно, что при запуске эксперимента водители будут получать лишь предупреждения.
- Сейчас покупают/продают автомобили по техпаспорту?
- Как зафиксировать движение незастрахованного транспорта?
Думаю, эксперимент с фиксацией незастрахованного транспорта затянется. Но правильно, что изначально будут предупреждения высылать, многих нерадивых автовладельцев подстегнет это страховку оформить. А кто не боится кататься без страховки пусть на штрафы раскошеливаются.
Странно что миллионный автопарк двигается без страховки или с поддельными полюсами, а техническая сторона фиксации этого нарушения приводит к спорам и бесконтрольности, когда как состояние техники контроля позволяет очень многое.
Ну и что, что откладывают? Это не говорит о том, что так будет и дальше. Рано или поздно все это будет работать. О чем речь, сейчас уже даже стали ставить видеокамеры, которые фиксируют не только максимально допустимую скорость, но еще и пристегнут-ли ремень безопасности.
Эксперимент не то что нужно начинать тестировать. Его в срочном порядке нужно узаконить. А судя по статистике у нас вообще «не брезгуют» ездить без полюсов. А страдают от этого большое количество людей.
Ведомства между собой договориться не могут, поэтому считаю нужно отложить эти нововведения. Человек забыл продлить полис, а ему уже штраф приходит. Неправильные законы могут привести к страшным последствиям. Для начала нужно отладить механизм, чтобы не прилетали двойные или тройные штрафы, не было ошибок при идентификации нарушителя, а уже потом следует новую систему вводить.
Честно говоря, ситуация с незастрахованными автомобилями на российской дороге напоминает мне известные проблемы с налоговыми уклонистами. Похоже, что здесь тоже не хватает эффективного механизма контроля и санкций. Интересно, что связано это не только с отсутствием законодательных мер, но и с неготовностью структур к техническому взаимодействию. Как будто у каждого из участников процесса своя повестка дня, и они не могут сойтись на общих целях. Фотовидеофиксация, конечно, может стать мощным инструментом, но почему бы не учесть опыт других стран? В той же Германии, например, применяется строгий контроль за наличием страховки, и это работает. Возможно, стоит перенять их практики и адаптировать их под российские реалии. Тем более, что уже сейчас есть технологии, позволяющие автоматически проверять наличие полисов в режиме реального времени. В конце концов, это не только вопрос соблюдения законодательства, но и безопасности на дорогах. Ведь отсутствие страховки — это не только риски для виновников, но и для пострадавших, которые остаются без какой-либо защиты. Конечно, хочется верить, что эксперименты с фотовидеофиксацией приведут к положительным результатам, но пока что, судя по статье, мы ещё далеки от этого. И кстати, что делать с теми, кто ездит с поддельными полисами? Это ведь отдельная проблема, и, похоже, пока её решение не совсем очевидно.
Считаю, что внедрение системы фотовидеофиксации — это шаг в правильном направлении, но почему бы не подумать о более комплексном подходе? Например, о создании единой базы данных, которая в режиме реального времени будет обновляться и доступна всем участникам дорожного процесса. Это могло бы значительно упростить процесс и сделать его более прозрачным.
Ситуация с незастрахованными автомобилями напоминает мне старую пословицу: "дешевле предупредить, чем лечить". Если бы контроль был жёстче, возможно, и проблем было бы меньше. Стоит обратить внимание на опыт других стран, где подобные меры уже успешно работают.