Минский тракторный завод несет убытки
Техника в Беларуси испытывает затруднения с продажей собственной продукцией. Реализовывается не более 50% от всех произведённых тракторов и комбайнов.
Однако сократить производство – значит, лишить рабочих машиностроительных предприятий заработной платы. За последние три года склады готовой продукции систематически пополняются.
2011 год был для Минского тракторного завода самым результативным. Российские потребители закупили основную часть произведённой техники в Беларуси. Стоимость нового МТЗ-1221.2 не превышала 20 тыс. долларов. Рост экспорта составил почти половину от предыдущего периода. Но уже в 2012 году ситуация кардинально меняется. Количество тракторов на складе составила 5600 единиц, в апреле этого года насчитывалось уже более 9000 тракторов.
Снижение покупательной способности основных потребителей техники в Беларуси – России и Украины является основной причиной сокращения объёмов продаж белорусского машиностроения. Администрация МТЗ вынуждена была сократить производство. Сейчас Минский тракторный завод выпускает не более 3000 тракторов в месяц – по аналогии с 2005 годом.
Такая же ситуация сложилась и на МАЗе. 2014 год стал для производителя техники в Беларуси самым критическим за последний 10 лет. Завод выпустил всего 8000 грузовиков. Если ранее с конвейера сходило до 110 машин ежедневно, то сегодня в день выпускается не более 40 новых грузовиков.
При этом количество грузовой техники в Беларуси, скопившейся на складах, составляет более 1500 единиц. Завод работает 16 дней в месяц. Количество работников на предприятии сократилось в два раза. Производство можно спокойно останавливать на 7 месяцев. Просевший российский рынок неспособен «переварить» ставшую дорогой белорусскую спецтехнику.
БелАЗы стали жертвой крупных мировых концернов Caterpiller и Komatsu, которые открыли в России собственные сборочные цеха. Местные предприятия горнодобывающей промышленности медленно, но верно отказываются от белорусских самосвалов. «Норильский никель» постепенно сокращает поставки белорусского партнёра. Такая же ситуация сложилась и в отрасли комбайностроения. Только на этот раз конкурентом гомельского завода стал отечественный Россельмаш.
Техника в Беларуси специализируется на выпуске сельскохозяйственной техники. Экспорт её продукции в основном ориентируется на российский рынок. Однако сокращение продаж вызвано не только падением потребительских возможностей и появлением конкурирующих предприятий.
Основным фактором является снижение объёмов производства в аграрном секторе. Значительная часть сельхозпродукции является импортной. Российские фермеры с трудом покрывают расходы. Средств на развитие у сельхозпредприятий почти не остаётся.
- Переезд из Минска в Москву
- Перевозка домашних вещей из Минска в Казань
- Увеличение стоимости проезда в такси по факту в сравнении с заявленной ранее на сайте организации
- Экскаваторы для пермокультуры в сельском хозяйстве
- Показатели эффективности в работе водителей и кондукторов
- Пенза будет собирать белорусские тракторы
- Трактор Белорус любит заботливые руки
- Трактор «Беларус» для фермеров США и Канады
- МТЗ Беларусь - трактор будущего?
- Мини трактор Беларус-320
Да, Беларуси надо искать новые рынки сбыта. Сельхозтехника хорошая, но постоянно ведь не будешь покупать новую, наскрести бы денег подлатать старую.
Являюсь жителем Беларусь, скажу однозначно, что не стоит пенять лишь на политическую ситуацию и, как следствие, падение продаж. Года 4 назад, во время учебной сессии в Минске, довелось разговаривать с одногрупником, который работал на МТЗ, такая же ситуация с перегрузкой складов была еще тогда. На тот момент ни кризиса в России, ни военных действий в Украине не было. Надо искать причины в чем-то другом.
К сожалению, но сегодня Китай способен дать рынку экскаваторы любого типа, за очень маленькую цену. От этого страдает Минский завод.
Жаль, что так получается. Большой завод, где огромное количество людей стабильно получают вполне адекватную заработную плату и выпускают достойную продукцию, несет убытки. И если ситуация не изменится, то руководство завода может начать процесс банкротства.
Читая статью, невольно задумываешься о том, как глобальные изменения в экономике могут так сильно повлиять на локальные заводы. Конечно, трудно не заметить, что Минский тракторный завод и МАЗ переживают сложные времена. Ситуация напоминает то, что происходило с индустрией автомобилестроения в США в 2008 году, когда из-за кризиса спрос на новые машины резко упал. Тогда как и сейчас, производственные мощности были загружены меньше, чем на половину. Однако, в отличие от американских автогигантов, белорусские предприятия не могут просто так сократить производство или закрыть заводы, поскольку это приведет к массовой безработице. В этом и заключается их дилемма. Что касается БелАЗ, то здесь конкуренция с мировыми лидерами, такими как Caterpillar и Komatsu, действительно серьёзная проблема. Эти компании не только наладили производство в России, но и предложили более адаптированные к местным условиям модели. Это напоминает ситуацию с Nokia, когда она не смогла вовремя адаптироваться к рынку смартфонов и потеряла значительную долю рынка. Тем не менее, белорусская техника имеет свои достоинства, и, возможно, решение заключено в диверсификации рынков и улучшении качества продукции.
Мне кажется, что основная проблема заключается в зависимости от одного рынка. Ситуация с Россией и Украиной наглядно показывает, как опасно полагаться на одного покупателя. Возможно, стоит рассмотреть другие рынки сбыта, как это делали китайские компании, выходя на африканский и южноамериканский рынки.
Ситуация на МАЗе и Минском тракторном заводе действительно удручает. Похоже, что их продукция стала слишком дорогой для основного покупателя. Это напоминает мне историю с японскими автомобилями в Европе в 90-х: они были качественными, но слишком дорогими для массового покупателя. Так и здесь, возможно, нужно пересмотреть ценовую политику или предложить более доступные модели.