Военная спецтехника получает новое назначение
ХХI век открывает новую эпоху в технологии создания спецтехники. Отлично зарекомендовала себя модульная система как основной способ конструкции. Ведутся активные поиски альтернативных видов топлива. Успешно применяются автоматические системы управления и мониторинга эксплуатации. На очереди – внедрение роботизированных блоков. Наиболее перспективные идеи разрабатываются секретно и, как правило, реализуются для выполнения военных или спасательно-восстановительных операций. Со временем, в процессе консервации, апробированные проекты, запускаются в массовое производство.
В 2016 году специалисты Уральского КБ транспортного машиностроения спроектировали две новые модели экскаваторов на гусеничном ходу – ЭО-41211А и на колёсном – ЭО-33222А. Основой конструкции стала ходовая часть, выполненная на базе небезызвестного танка «Армата». В настоящее время обе новинки уже представлены на площадке «Строительной техники и технологии – 2017» – международной отраслевой выставке. Экспозиция, аналогичного с СТТ-2017 класса, «Интерполитех» проходит каждой осенью. Она также формирует среди посетителей устойчивые представления о новых идеях, воплощённых в конструкции современной спецтехники, которые уже в ближайшее время станут носителями будущего технологического тренда. «Интерполитех» – это территория технических средств, устройств, транспорта и техники, обеспечивающих безопасность страны.
Сегодня государство выстраивает систему безопасности с учётом последних достижений науки. Вся спецтехника, поступившая на службу оборонно-промышленного комплекса и МЧС, создаваемая с целью защиты государства и оказания помощи пострадавшим в разных неблагоприятных ситуациях, оснащается инновационными комплексными устройствами. Гиганты отечественного автопрома разработали собственную технологию производства спецтранспорта. Традиционно, это продукция ПАО «КАМАЗ» и АО АЗ «Урал». Широкая линейка спецтранспорта разработана ООО «Коммерческие автомобили - Группа ГАЗ». Более скромно выглядят достижения АО«Астейс» (бронированные автомобили и специальные фургоны, выполненные на базе шасси отечественных производителей) и Группы компаний «Промавто» (специализируется на производстве коммерческих фургонов разного предназначения).
В 2013 году на очередной выставке «Интерполитех» совместное предприятие ПАО «КАМАЗ» и «Даймлер» представило достойный образец в сегменте аварийно-спасательного транспорта. Mercedes-Benz Unimog U5000 полностью произведён на территории РФ. Его отличительные особенности – перворазрядная проходимость, длительная эксплуатация и высокая степень ремонтопригодности. Без капитального ремонта машина сможет обойтись более 15 лет. Практически доказано, что эта машина по классу проходимости уступает лишь гусеничной спецтехнике. Mercedes-Benz Unimog U5000 уверенно набирает рейтинги в своём сегменте. Его объёмы производства постоянно увеличиваются.
Последней тенденцией становятся устройства, оборудование и машины, наделённые интеллектуальным разумом. Речь идёт о робототехнических моделях спецтехники. В этом направлении результативно работает Национальный центр развития технологий и базовых элементов робототехники. Научный коллектив разрабатывает сразу несколько проектов, предназначенных для наращивания возможностей традиционной спецтехники.
1. Проект «Спасатель» задал антроморфную платформу для дальнейшего развития робототехники в России. Планируется для реализации там, где существует реальная опасность для жизни и здоровья человека.
2. В рамках робототехнического комплекса «Нерехта» создаются наземные транспортные средства малого класса. Применяются при неблагоприятных погодно-климатических и географических условиях. Представляет собой платформу, на которую, при необходимости, монтируются сменные разведывательные, ударные или транспортные модули.
Зарубежные страны активно наращивают производство машин, выполненных на основе робототехники. Шведская компания Brokk создаёт спецтехнику, которая объединяет свойства робота и спасательного автотранспорта. Она применяется во всём мире для разрушения самых разнообразных конструкций вне зависимости от степени армирования. Машины Brokk AB пробивают проходы в помещениях, подрубают сваи, осуществляют высотный демонтаж. Техника используется в загрязнённых зонах, там, где человеку находиться крайне опасно.
Российским спасателям пока придётся ограничиться новинками в области аварийно-спасательного машиностроения. Но, судя по последним экспозициям, существуют реальные перспективы на оснащение всех групп МЧС роботизированной спецтехникой. Отечественные разработчики готовы предложить роботизированную спецтехнику на откуп рынка услуг. Тем более, что наиболее значимую долю стоимости составляют программные продукты, для окупаемости которых потребуется запуск агрегатов в массовое производство.
В заключение. На открытии очередного «Дня передовых технологий и инноваций в системе МЧС России» ленточка, которую перерезал Дмитрий Рогозин, заместитель главы председателя Правительства РФ, была весьма нежно и бережно подана квадрокоптёрами. Их движение основано на уникальном принципе вращения специально подобранных пропеллеров. Транспортные компании всерьёз рассматривают профессиональное оказание услуг грузоперевозок квадрокоптёрами. Пока это лишь малогабаритные посылки, но в будущем спектр перевозимого груза обязательно примет совсем иные масштабы.
- Нанять на работу нескольких диспетчеров
- Большой ли объём работы вы выполняете в день?
- Работа перевозчиков в январе
- Уберите надпись: Работает в сервисе .... месяцев. Вводите людей в заблуждение!!!
- Ищу водителя/слесаря погрузчика Комацу в Смоленске. Разовая работа.
Многие разработки гражданского производства и оборонной промышленности бывают переплетаются в функциональных назначениях, что в целом хорошо, так как обеспечивают им и новые перспективы и новые рынки сбыта.
Продукция двойного назначения, инновационная спасательная и аварийная техника как видно развиваются и не стоят на месте. Ещё бы комплектующие в части электроники были бы все наши и тогда можно оторваться от импортных поставок запасных частей.
Техника которая была раньше военной, нужно учиться переделывать под гражданские нужды. Потребуется много денег на переделывание техники. Проще купить уже готовое решение. Если конечно это не самодельное устройство, сделанное своими руками для одного человека с его частным использованием. Для себя.
Читая статью, не могу не отметить, как стремительно развивается технология спецтехники в 21 веке. Внедрение модульной системы действительно стало значительным прорывом, напоминая о временах, когда в автомобильной промышленности начали активно использовать платформенные решения, такие как MQB у Volkswagen. Это позволяет не только ускорить разработку, но и значительно снизить издержки. Идея использования ходовой части от танка «Армата» в гражданской технике, как у экскаваторов ЭО-41211А и ЭО-33222А, кажется весьма впечатляющей. Такое решение напоминает подход, когда военные технологии, например GPS, становятся основой для гражданских инноваций. Внедрение автоматических систем управления и мониторинга – это уже не новинка, но их сочетание с роботизированными блоками может дать совершенно новые возможности. Особенно интересно наблюдать, как отечественные компании, такие как КАМАЗ и ГАЗ, стараются не отставать от мировых трендов в области робототехники, что видно на примере проекта «Спасатель» и комплекса «Нерехта». Российские разработки пока уступают зарубежным по некоторым параметрам, но потенциал виден невооруженным глазом. Вспоминается Brokk со своими машинами, которые уже активно используются во всем мире. Однако, учитывая последние выставки, можно смело утверждать, что в ближайшем будущем российская спецтехника сможет занять достойное место на мировом рынке. Интересно, как быстро МЧС сможет интегрировать роботизированные модели в свою практику, ведь такие технологии могут значительно повысить эффективность и безопасность спасательных операций.
Проект «Спасатель» звучит как настоящая революция в области спасательных операций. Антроморфная платформа, способная работать в опасных для человека условиях, – это шаг к будущему, где технологии и человек работают рука об руку. Надеюсь, что такие проекты будут активно поддерживаться и внедряться, ведь это не только инновации, но и реальные шаги к повышению безопасности и эффективности спасательных операций.
Очень интересно, что Уральское КБ использует технологии танка «Армата» для экскаваторов. Это напоминает подход, когда военные разработки становятся основой для гражданской продукции. Такие решения могут дать значительное преимущество в плане надежности и проходимости техники. Особенно в условиях сложных географических и климатических условий, где важна каждая деталь. Надеюсь, что такие инновации получат достойное развитие и в других отраслях.