Dodge WC-51 - универсальный вездеход
Dodge WC-51 без преувеличения можно назвать настоящей легендой, ведь первый автомобиль данной модели сошел с конвейера в 1941 году. Это армейское авто повышенной проходимости, разработанное американскими конструкторами специально для нужд армии. Тяжелые внедорожники WC-серии были просты и неприхотливы в эксплуатации, высокотехнологичны и выносливы, они отличались высокой степенью унификации.
Оглавление
Название серии Weapons Carrier на русский переводится как «носитель оружия», что целиком и полностью отражается в сфере применения транспортного средства. О том, что представляет собой Dodge-51, какова история его появления, пойдет речь в нашем сегодняшнем материале.
История создания модели
Автомобиль, получивший впоследствии название «Додж три четверти» (почему так произошло, мы детальнее расскажем позже), разработан американской компанией, основанной в 1903 году братьями Додж. Изначально производитель специализировался на изготовлении узлов и комплектующих, которые продавал другим компаниям, включая даже настоящего на тот момент автогиганта – Ford.
Первые авто с шильдиком Dodge появились только в 1913 году, однако они демонстрировали прекрасные показатели проходимости, поэтому уже в 1914 компания получила крупный заказ и стала выпускать машины для нужд армии. В те времена специальных военных автомобилей еще не было, но армейское руководство уже понимало, что использование конницы уходит в небытие.
Так появился отдельный тип армейских транспортных средств, которые стали называть носителями оружия. Так как артиллерийские орудия тех времен не были приспособлены к буксировке на большой скорости, их закидывали в кузов и перевозили на место использования.
Первыми машинами от «Додж», серийно выпускаемыми для нужд американской армии во времена Первой мировой, стали пикапы, в основу которых легли обычные легковушки. В 1934 производитель, на тот момент уже входящий в состав концерна Chrusler, показал первые полноприводные однотонные грузовики, в которых было внедрено инновационное решение – отключаемый привод передних колес.
В 1939 начался серийный выпуск Dodge VC-1. Именно эта модель легла в основу Dodge-51. Она оснащалась 6-цилиндровым силовым агрегатом на 79 л.с., 5-местным кузовом, в котором вместо дверей были предусмотрены вырезы. Всего было сделано 4640 экземпляров ТС данной серии. Все дальнейшие модели постепенно доводились до совершенства, чтобы полностью восполнять потребности армии.
Специалисты «Додж» проделали колоссальную работу для разработки идеального армейского автомобиля. За период с 1934 по 1941 они создали больше полусотни модификаций полноприводных машин, и в итоге предмет нашего интереса, Dodge WC-51 стал венцом их творения, истинным «носителем оружия».
ВажноВ 1942 году машины стали поставляться и с СССР – для восполнения потребностей Красной Армии. Они сразу же завоевали симпатии, особенно учитывая тот факт, что советские армейские автомобилисты не были избалованы изобилием хорошей техники.
Здесь машины получили свое название – «Додж три четверти», которым они обязаны традицией называть автомобили не по марке, а по грузоподъемности. К примеру, ГАЗ-АА в Союзе именовали «полуторками», ЯН-6 были «пятитонками», а щедрый подарок от американских союзников, способный брать «на борт» 750 кг груза (3/4 тонны), сразу «окрестили» «три четверти».
Назначение и модификации
К 1941 году, когда Вторая мировая набирала все большие обороты, стало понятно, каким должно быть армейское авто небольшой грузоподъемности – маневренным, но устойчивым, с повышенной проходимостью, полноприводным, широким, с открытым кузовом.
Для реализации этих задач машины оснащали широкими шинами, повышенная проходимость достигалась колеей «след в след». ТС использовались для оперативной передислокации отделений пехоты, они также отлично справлялись с буксировкой противотанкового орудия вместе с боеприпасами.
Красноармейцы вначале использовали машину в качестве артиллерийского тягача для противотанковых пушек, однако благодаря практичности и универсальности модели сфера ее применения вскоре заметно расширилась, WC-51 стал поступать на вооружение практически всех родов войск. Автомобиль оказался незаменимым в разведке, часто его использовали в качестве личного транспорта и для сопровождения колонн.
Практика показала, что подобное авто было войскам попросту необходимо, и чтобы оптимизировать модель, сделать ее максимально удобной для каждой из сфер использования, производитель разработал на ее основе несколько модификаций. Так, версия, оснащенная лебедкой, получила название WC-52, командно-штабной автомобиль назывался WC-56, для перевозки раненых и медицинского оснащения использовали модификацию с закрытым кузовом, в названии которой присутствовала отметка WC-54.
Также были специальные саперные машины, вездеходы с пулеметными установками, саперно-инженерные версии и пр. Более того: ограниченным тиражом выходили даже 3-осные грузовики 6Х6 с удлиненной колесной базой, они назывались WC-62.
Технические характеристики
Большинство узлов и агрегатов Dodge WC-51 было унифицировано, что в условиях ведения боевых действий заметно упрощало ремонт и обслуживание машин.
Говоря о технических характеристиках машины вкратце, стоит отметить следующее:
Характеристики | Значения |
---|---|
Габариты (Д Х Ш Х В), м | 4,2 Х 2,1 Х 1,87 |
Колея задняя / передняя, м | 1,65 / 1,76 |
Максимальная грузоподъемность, кг | 750 |
Полная масса, т | 2,3 |
Максимальная скорость, км/ч | 87 |
Двигатель
Под капотом автомобиля устанавливался 6-цилиндровый рядный мотор на 92 лошадиных силы. С виду он был похож на силовую установку старого доброго советского ГАЗ-51, в чем не было ничего удивительного, ведь этот двигатель (имеется в виду ГАЗа) был любезно предоставлен американцами еще в 1937 году для использования на новом поколении машин, сходивших с конвейера горьковского автозавода.
Однако внезапное нападение фашистов на Советский Союз помешало реализации этих планов – горьковцам удалось выпустить лишь ограниченную партию легковушек ГАЗ-11-73, а также пару ГАЗ-61 с полным приводом, которые стали первыми отечественными внедорожниками.
Обе модели как раз и оснащались упомянутыми выше силовыми установками. Что же касается мотора «Додж три четверти», то при мощности в 92 «лошадки» его максимальный крутящий момент достигал 3600 об./минуту. Работала установка на бензине, диаметр цилиндра составлял 82,5 мм.
Трансмиссия
Читайте также: ЗИС-5 — легендарная трехтонка военных лет
Двигатель работал в паре с 4-степенчатой унифицированной коробкой передач. Раздатка использовалась исключительно для распределения усилия между ведущим мостом, в отличие от грузовиков, дополнительной передачи здесь не было.
Ходовая
Рама у машины была лонжеронной, четыре поперечины имели сложную форму. Ведущие мосты с виду казались миниатюрными, колеса были широкопрофильными для повышенной проходимости. Размер шин – 9-16, давление в них составляло 3,5 атм. Чтобы упростить процесс перебортировки и заметно его ускорить, конструкторы использовали разъемные диски.
Запаска крепилась на подножке слева, для этого предусмотрели специальный кронштейн. Подвеска – рессорная, спереди и сзади устанавливались рычажные амортизаторы. Тормозная система была представлена гидравлическими тормозами, также имелся барабанный ленточный ручной тормоз.
Органы управления и внедорожные свойства
Отличные внедорожные свойства данной модели были продиктованы широкой колесной базой, колеей «колесо в колесо», устанавливаемыми на авто широкими шинами, продуманной и тщательно проработанной минимальной, насколько это возможно с учетом сферы применения транспортного средства, высотой кузова.
Что касается органов управления, то они размещены на передней панели весьма удобно, в зоне свободной досягаемости водителя. Рулевое колесо нерегулируемое, педальный узел поделен на группы: педаль тормоза и сцепления находятся в привычном месте, а вот педаль газа, а также включения стартера (таковая также присутствует в конструкции ТС) размещены на моторном тоннеле.
Интересно то, что напольная педаль акселератора установлена на уровне каблука солдатских сапог. Чтобы открыть дроссель, достаточно изменить угол наклона стопы. Отдельного внимания заслуживают вакуумные «дворники», оснащенные автоматическим доводчиком. По тем временам эта машина действительно была верхом технической мысли, а ее управление заслуживало наивысших похвал и вызывало восхищение.
Использование в народном хозяйстве
После окончания Второй мировой эти автомобили подозрительно быстро пропали с советских дорог, и на вооружении армии в мирное время их тоже не было. Поговаривают, что большинство машин попало в частные руки, преимущественно – высшего военного руководства.
Их эксплуатировали нещадно, переделывали кузова, оснащали их жесткими крышами, добавляли двери и боковушки. «Родные» узлы и детали заменяли подходящими отечественными. На Южном Урале в 70-е годы с «Доджа» продавали картошку на одном из базаров.
Итог
«Додж-3/4» стал настоящей легендой. Во время войны он отлично справлялся со своими функциями, а сегодня, если встречается на парадах ретро-автомобилей, приковывает взгляды и притягивает внимание, так и хочется прикоснуться к нему, потрогать саму историю.
Даже на момент изобретения модель была уникальной, в ней сочетались превосходные технические характеристики и невероятно простое управление, а также комфорт езды, которым тогда не мог похвастаться ни один другой вид транспорта.
Насыщенна история развития бренда Dodge, но модель WC-51 стоит особняком, ведь этот тяжелый внедорожник давно стал настоящей легендой, эталоном универсальных вездеходов.
Бал в клубе, называется он "Клуб любителей Додж и Виллис". Люди находят их практически по всему миру, привозят в Россию и восстанавливают. А привел меня туда мой знакомый который Dodge WC-51 купил за не маленькие деньги и пригнал его в страну из Австрии.
Видел вживую данный аппарат в музее Нью-Джерси. Американцы его очень любят, говорят что он сможет проехать абсолютно везде. Во вторую мировую был очень популярен.
И правда очень хороший автомобиль, А после прочтения статьи я ещё больше в этом убедилась. Цена достаточно приличная для такой машины
Машина очень хорошая. В работе вообще отличная. Едет хорошо. Цена приличная. В принципе всё устраивает