ЗИС-5 — легендарная трехтонка военных лет
ЗИС-5— легенда советского автопрома с грузоподъемностью в три тонны, имеющая множество модификаций и выпускаемая в разных версиях до 1965 года. Это один из основных грузовиков, которым пользовалась армия во время ВОВ. Ниже рассмотрим, в чем особенности транспорта, и для каких целей он применялся. Разберем технические характеристики и основные модификации.
Оглавление
История создания ЗИС-5
Предшественником нового грузовика был автомобиль АМО-2, который выпускался в период с 1930 до 1931 года. Машина собрана из комплектующих США, используемых для грузовой машины AutocarDispatchSA. В дальнейшем появилась версия АМО-3, которая собиралась уже на базе отечественных запчастей.
ВажноАвтомобиль ЗИС-5 стал очередным шагом отечественного автомобилестроения. Как и в случае с АМО-3 при изготовлении использовались только отечественные детали.
Первая партия машин вышла с конвейера в 1933 году в количестве 10 штук. В 1934-м началось активное производство грузового автомобиля, что позволило продать уже 65 машин. В дальнейшем на базе ЗИС-5 было создано два с половиной десятка модификации, и 19 из них выпускались в большом количестве.
Официально производство грузовика шло с 1933-го до 1958-го, а с учетом усовершенствованного варианта техники (УралЗИС 355 М) — до 1965-го. Представителей этой серии можно найти в продаже и в хорошем состоянии и сегодня.
Как использовали ЗИС-5 на войне и в мирной жизни
Благодаря большому количеству модификаций, грузовик получил широкое распространение в военное и мирное время.
Во время войны они использовались для решения следующих задач:
- Перевозка грузов военного назначения и инженерной техники.
- Выполнение роли артиллерийских тягачей.
- Радиотехническая станция с дальностью действия до 1000 км.
- Автомастерские для ремонта транспорта.
- Машины службы горючего, оборудованные емкостями с топливом. Оборудовались специальными насосами или шли без них.
- Аэродромный и аэростатный транспорт.
- Инженерная автотехника.
- Грузовики химической службы.
- Пулеметно-пушечные машины.
- Санитарная и штабная техника.
Во время войны было предложено и много альтернативных вариантов. К 1933-му году количество выпускаемых машин достигало 65 в день.
В мирной жизни автомобиль ЗИС-5, как правило, использовался для перевозки грузов, в качестве машины-молоковоза, для перевозки топлива и решения других задач. Здесь многое зависело от применяемой надстройки вместо кузова.
Технические характеристики трехтонки
Популярность грузового автомобиля ЗИС 5 обусловлена его уникальными техническими характеристиками и надежностью эксплуатации.
К основным параметрам стоит отнести:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Привод | задний |
Расположение двигателя | переднее |
Количество мест | 2 (кабина), 25 (кузов) |
Размеры (ДхШхВ), м | 6,006х2,235х2,16 |
Вес полный, т | 6,1 |
Грузоподъемность,т | 3 |
Двигатель | ЗИС-5 / 5М |
Тип топлива | бензин |
Объем, л | 5,55 |
Мощность, л.с. | 73 / 77 |
Макс. скорость, км/ч | 60 |
Расход в смешанном цикле, л / 100 км | 33 |
Объем бака, л | 60 |
Дорожный просвет, см | 26 |
Отдельное внимание уделим основным узлам трехтонки.
Двигатель
На грузовике устанавливался 6-цилиндровый и 4-клапанный силовой агрегат с карбюратором. Мотор имеет диаметр цилиндров 10,16 см и поршневой ход в 11,42 см. Максимальная мощность достигается при 2300 оборотах. Мотор ЗИС претерпел незначительных изменений в сравнении с мотором АМО. Главное отличие состоит в диаметре цилиндров и связанными с этим узлом элементами (кулачковый вал, клапан, коленвал, шатуны и т. д).
В качестве прототипа для изготовления использовался двигатель из США «Геркулес». Он получил широкое распространение и активно устанавливался на многих грузовиках. Его преимущество обусловлено надежностью, способностью работать в сложных режимах эксплуатации и при максимальной нагрузке.
Поршни и цилиндры изготовлены из качественного чугуна. Распредвал находится справа от картера и вращается с помощью коленвала. Последний также обеспечивает работу водяной помпы и генератора. Бензонасос двигателя работает от распредвала. Все механизмы функционируют через шестеренчатую связь. При этом ременная передача была задействована только для вентилятора. Для очистки масла применялся специальный войлочный фильтр, поэтому для замена смазки осуществлялась раз 1200 км, а не через 500.
Клапаны силового агрегата ЗИС-5 имеют встроенное устройство для регулировки. Но момент опережения все равно устанавливался самостоятельно посредством перемещения рычага на ступице руля. Двигатель отличается гибкостью в работе и может использоваться на бензине АИ 55-60.
Он не требует частого переключения скоростей и может длительное время ехать на 1-й передаче, из-за чего многие сравнивали грузовик с трактором. Надежность мотора подтверждается его популярностью В частности, он устанавливался на грузовиках ЯГ 4 / 6, активно ставился на экспортные машины, которые отправлялись в Иран, Индию и Турцию.
Рама и трансмиссия
Рама грузового автомобиля ЗИС-5 отличается высоким запасом прочности, вполне справляляется с нагрузкой в 3 тонны и ее перевозкой в самых сложных условиях. Что касается старой КПП завода, с новым двигателем она отказалась работать, поэтому работникам завода пришлось создавать новую трансмиссию. Она получила четыре скорости вперед (не три, как ранее), а также одну назад. При этом передние передачи имели следующие передаточные числа — 6.6, 3.74, 1.84 и 1.0.
Первая скорость используется при движении по бездорожью или повышенной нагрузке транспорта. К слову, машина отличается отличной проходимостью, благодаря небольшому количеству оборотов двигателя, продуманной трансмиссией и клиренсом в 26 см. ЗИС-5 проходил в тех местах, другие машины не справлялись.
Шестерни КПП в новой «коробке» соединяются с промежуточным валом не классическим способом, а с применением шлицов. Это позволило улучшить центровку зубчатых колес. Старая версия имела упрощенную конструкцию, где шестерни были посажены на днище машины. Отдельно отметим, что рама грузовой машины ЗИС 5 установлена на мощной подвеске с продольными рессорами, закрепленными на серьгах и резьбовых пальцах.
Дополнительно для повышения комфорта смонтированы механические амортизаторы рычажного типа. Сзади использовались пакеты рессор с 10-ю листами и 7-ю «подрессорниками». При этом на задней оси амортизаторов не предусмотрено.
Сцепление
Читайте также: Dodge WC-51 - универсальный вездеход
Сцепление ЗИС 5 почти ничем не отличается от того, что был установлен на АМО. Здесь предусмотрено 2-дисковое сцепление, оборудованное механическим приводом. Педальный блок и тормоз зафиксированы на картере сцепления. В случае демонтажа устройства приходится снимать и сами детали.
Главной особенностью сцепления нового грузовика стал больший размер диска и повышенные усилия нажимных пружин. В остальном конструкция была такой же. Педаль отличается мягкостью срабатывания и легкостью настройки, что стало большим преимуществом при эксплуатации в военных целях.
ЗИС-5В военного времени
Одна из модификаций грузовика —ЗИС-5В. Буква «В» здесь указывает на принадлежность техники к военной. Всего за время войны произведено более 84 000 машин, которые выпускались в период с 1943 до 1946 года. В процессе изготовления использовалась более легкая кабина весом 124 кг, изготовленная с применением дерева и фанеры. Для крепления досок обшивки применялись обычные гвозди. Верхняя часть кабины сделана из реек, поверх которых был натянут заменитель кожи.
Упрощение конструкции ЗИС-5В коснулось и крыльев. Они изготовлены с помощью обычной гибки, а в качестве основы использовался листовой прокат. Тормоза остались только на задней оси, а бортовую платформу можно открыть только сзади. Обод руля деревянный.
При этом некоторые штампованные запчасти делались с применением чугуна. При изготовлении версии 5В делалось все возможное для упрощения и удешевления конструкции. Это было обусловлено необходимостью снизить расходы и ускорить выпуска машин для военного назначения.
К слову, отказ от передних тормозов не привел к снижению надежности, ведь сзади устанавливалось больше колодок. Что касается основных технических характеристик, они почти ничем не отличаются от «гражданской» версии.
Довоенные и послевоенные модификации
Грузовой автомобиль ЗИС-5 получил популярность не только использованием техники в военное время, но и наличием довоенных / послевоенных моделей.
К основной довоенной технике, построенной на базе шасси 3-тонника, стоит отнести:
- ЗИС-6 — машина с шестью колесами и колесной формулой 6х4. Отличается повышенной проходимостью. Грузоподъемность — 4 тонны при поездках по хороших дорогах и 2,5 т при движении по бездорожью. Машина производилась в период с 1934 до 1941 года, а общее количество— около 21,2 тысяч. В начале войны на грузовик ставились установки БМ 13 / 8. На грузовике предусмотрендвигатель ЗИС-5 и классическая трансмиссия. Общее количество выпущенных авто — около 21 000.
- ЗИС 8 /16/16С — автобусы, собранные на базе ЗИС-5, но имеющие собственное шасси. К примеру, шасси ЗИС-8 имело более удлиненную базу и имело длину 4,42 метра. Такая особенность потребовала монтажа дополнительного вала и промежуточной опоры в кардане. Напряжение бортовой сети было повышено до 12 В. На моделях 16 и 16С использовались модернизированные двигатели с увеличенной степенью сжатия и мощностью до 88 лошадиных сил.
- ЗИС-10 — седельный тягач, выпускался в течение четырех лет — с 1938-го до 1941-го. Всего было сделано около 770 машины, в том числе четыре опытных варианта в 1935-м. Колесная база такая же, как у ЗИС-5. Тягач мог перевозить до 3,5 т, а с полуприцепом — до 6 т. Емкость бака составляла 65 л, а расход — около 38 л на «сотню». Этого объема хватало на преодоление 170 км.
- ЗИС-11 — пожарный автомобиль с удлиненным шасси, впускаемый три года (с 1934 до 1936 включительно). Всего было выпущено с конвейера немногим больше 3000 единиц. Здесь использовалась такая же колесная база, как в ЗИС-8. Из особенностей стоит выделить наличие рессор с грузовик и электрику на 6 В. Главной особенностью стало наличие бака на 60 л, усиленная система охлаждения мотора, а также еще одна коробка в трансмиссии.
- ЗИС-12 — грузовая машина с колесной формулой 4х2 и более длинным шасси. Она также могла перевезти до трех тонн груза, но технически мало отличалась от «шестерки».
- ЗИС-32 — полноприводный грузовой автомобиль с формулой 4х4. В 1941-м выпущено около 150 машин. Главной особенностью стала трансмиссия, увеличенный бак и, соответственно, больший запас хода до 330 км.
- ЗИС-13 — газогенераторная машина, созданная на более длинной базе и работающая на дереве. Имела базу 4,42 м и мощность 45 лошадиных сил. Машина могла перевозить до 2,5 тонн. В период с 1936-го до 1939-го удалось выпустить около 2600 авто.
Что касается послевоенных модификаций, стоит выделить следующие машины:
- ЗИС-19 — самосвал, выпускаемый в два периода (до войны) и после не. Во втором случае время производства — с 1947 до 1949.
- ЗИС-21 — газогенераторный вариант грузовика, работающий на чурках из дерева. После войны выпускался на заводе Урал. Всего было сделано немногим более 15 000 единиц.
- ЗИС-50 — одна из военных модификаций грузовика, которая стала переходной моделью для ЗИС-150. Всего за два года с 1947 по 1948 удалось выпустить около 14 000 единиц.
- ЗИС-ЛТА — машина-лесовоз на полугусеничном ходу с повышенной проходимостью. Создана в 1949-м. Здесь применялись узлы и агрегаты КТ-12.
- УралЗИС-5М — грузовик, сохранивший особенности военной версии. Имеет оптимизированную тормозную систему, более современную оптику.
- УралЗИС-355/355В. Появился в 1956-м, сочетал в себе много технических решений на тот период.
- УралЗИС-355М — последняя модификация трехтонки, которая производилась с 1958 года.
Что выпускалось после
После завершения выпуска всех модификаций ЗИС-5 в 1966 году стартовала выпуск ГАЗ-52 /53. Машины имеют колесную формулу 4х2 и двигатели мощность от 75 до 120 лошадиных сил. КПП устанавливались с синхронизаторами. В подвеске были предусмотрены гидравлические амортизаторы телескопического типа.
Немного позже (с 1970-го) выпускались мало Камазы с дизельным двигателем. В основе машины лег хорошо известный Зил-170 с колесной формулой 6х4. Машина быстро получила популярность и стала выпускаться в нескольких модификациях.
Итог
Грузовик ЗИС-5— легендарный автомобиль, который в разных модификациях выпускался 32 года.
Причиной популярности стала неприхотливость и низкооборотистость мотора, хорошие вездеходные качества, надежная трансмиссия и подвеска. Качества автомобиля были подтверждены не только в мирное, но и в военное время, когда грузовик стал одним из «кузнецов» великой Победы.
- Срочно, догруз, Владивосток-Казань (реф-18) 1.5 тонны
- Требуется борт 5 т Ногинск МО
- Требуются водители с личным а/м от 1,5 до 10 тонн г. Киров
- Грузоперевозки на хендай старекс (мультивенен, транзит и тд) 5-7 кубов пойдут ?
- Аренда манипулятора грузоподъемностью 5 тонн
- Грузовики, работающие на дровах
- Междугородний автобус ЗИС 127
- ЗИС 151, советский полноприводный грузовик
- Автобус ЗИС-8
- История грузовика в 20 столетии
Да, этот автомобиль был надежен в эксплуатации. Хоть он и не отличался повышенной проходимостью, легко выдерживал круглогодичное использование по любым дорогам.
Недавно видела ЗИС-5 на выставке военных автомобилей. Для своего времени эта модель была великолепна, и думаю, даже сейчас машина пригодилась бы для транспортировки продуктов где-нибудь в поселках.
Этот грузовик проявил себя как надежная машина, с историей. С его помощью решалось много вопросов в тяжелое военное время. Но деревянная кабина - это кошмар!
Что только не поведала эта техника за своё существование. У нас практически вся техника делалась, что её можно было быстро восстановить. За 15 минут снял с одной машины, поставил на другую и поехал дальше.
ЗИС-5 - это настоящий символ советского автопрома, который, как и многие другие легендарные автомобили той эпохи, стал отражением индустриального прогресса и инженерной мысли своего времени. Мне кажется, что его роль в Великой Отечественной войне можно сравнить с ролью американского Willys MB, который также стал незаменимым транспортом для армии. Интересно, что ЗИС-5 был адаптирован под множество нужд - от артиллерийских тягачей до санитарного транспорта, что говорит о его универсальности. Технические характеристики, такие как грузоподъемность в три тонны и мощность 73-77 л.с., делают его одним из самых мощных и надежных грузовиков своего времени. Особенно впечатляет его способность работать в сложных условиях благодаря высокой проходимости и мощному двигателю, который, кстати, имеет некоторые общие черты с американским 'Геркулесом'. Удивительно, как советские инженеры смогли адаптировать зарубежные разработки под свои нужды, улучшив их и создав столь надежный механизм. Это напоминает мне о том, как в наше время производители внедряют гибридные технологии, перенимая лучшие идеи друг у друга. ЗИС-5 оставил свой след не только в истории войны, но и в послевоенной жизни, его модификации использовались для гражданских нужд, что подтверждает его долговечность и практичность. Учитывая все это, ЗИС-5 по праву считается одним из символов советской инженерной мысли, и его наследие живет в других грузовиках, которые пришли ему на смену.
ЗИС-5, безусловно, легенда своего времени. Это грузовик, который был везде: от фронта до полей. Интересно, что его двигатель, хоть и был разработан на основе американского прототипа, оказался настолько надежным, что использовался на многих других моделях. Такие решения, как упрощение конструкции во время войны, показывают, как важно было адаптироваться к условиям. Это пример того, как инженерная простота может быть ключом к успеху.
Читая о ЗИС-5, не могу не вспомнить, как в нашей семье обсуждали его как 'рабочую лошадку'. Это грузовик, который помогал и на войне, и в мирное время. Даже его модификации, такие как ЗИС-5В, показывают, насколько он был универсален. Интересно, как такие машины становились частью повседневной жизни, словно современные фургоны, которые мы видим сегодня на дорогах.