Адаптивные фары: в чем их преимущество на дороге
Главным отличием адаптивных фар от обычных выступает способность направлять лучи света в сторону поворота колес. Результатом становится отличная видимость водителя грузового автомобиля уже до начала изменения направления движения.
Оглавление
Это делает управление транспортным средством более удобным, комфортным и, что особенно важно, безопасным. Поэтому имеет смысл рассмотреть подробно, что собой представляют фары адаптивного освещения, как они устроены и в чем заключаются главные преимущества этого инновационного решения.
Необходимость правильного распределения света фар
Статистика наглядно демонстрирует вполне очевидный факт. Он заключается в том, что большинство ДТП случается в сумерках или ночью. То есть в темное время суток. Причем усугубляет ситуацию, что интенсивность движения в этот временной период сложно назвать высокой.
ВажноОсновная причина таких статистических данных понятна и не вызывает сомнений. Дело в том, что света обычных фар попросту не хватает, чтобы полноценно компенсировать естественное освещение дороги.
Результат – сложность оценки расстояния до других участников дорожного движения или каких-либо неподвижных препятствий. Стоит ли удивляться увеличению числа дорожно-транспортных происшествий, в том числе – с очень неприятными последствиями.
С учетом сказанного становится понятным, почему включение фар является обязательным условием передвижения по автомобильной дороге с наступлением сумерек. Но, как было показано выше, даже такие меры предосторожности далеко не всегда позволяют избежать неприятностей. В том числе – из-за того, что стандартные фары попросту не в состоянии обеспечить оптимальное распределение света. Особенно – при смене направления движения.
Причем такие маневры в темное время суток представляют наибольшую потенциальную опасность. Поэтому имеет смысл рассмотреть возможность использовать так называемый умный свет адаптивных фар.
Первые разработки в этом направлении стартовали почти столетие назад – в 30-е годы прошлого века. Ими занялись специалисты компании Cadillac при проектировании модели V16.
Естественно, технологии того времени не позволяли эффективно воплотить задуманное в жизнь. Ситуация кардинально поменялась на стыке веков, что стало следствием активного развития технологий, применяемых в автомобилестроении.
Как устроены адаптивные фары
Принцип действия адаптивного освещения описывается предельное просто. Фара поворачивается вслед за рулем и колесами. Реализация этого механизма на практике намного сложнее, так как предусматривает использование многочисленных датчиков и электронных блоков управления. Их функции заключаются в анализе скорости автомобиля, а также определении показателя продольного ускорения и угла поворота руля.
Современные фары адаптивного освещения дополнительно комплектуются встроенными видеокамерами. Которые транслируют изображение происходящего на дорожной трассе на дисплей.
В результате водитель получает еще более объективную и полную картину происходящего. Дополнительным плюсом становится высокая – буквально за доли секунд - скорость поворота оптики, которая обеспечивается установкой шаговых электромоторов.
Оптимальный угол разворота источника освещения определяется автоматически. Причем положение адаптивной фары корректируется сразу в двух плоскостях: вертикальной (как и обычная оптика) и горизонтальной (что обеспечивает намного лучшее распределение света).
Еще большего эффекта удается добиться, если умное освещение работает в комбинации с системой курсовой устойчивости. В этом случае фары реагируют даже тогда, когда машина уходит в занос, что вынуждает водителя совершать несколько хаотичные движения рулевым колесом.
Варианты адаптивного освещения: AFS и AFL
Системы адаптивного света фар быстро и активно совершенствуются. Что становится еще одним подтверждением их перспективности. В настоящее время наибольшее распространение получили два варианта подобных систем. Каждый из которых заслуживает пусть краткого, но отдельного рассмотрения.
AFS
Самая популярная на сегодняшний день система адаптивного освещения. Ее главными достоинствами выступают: функциональность, универсальность и разумная стоимость применяемых компонентов. Исходным разработчиком выступила всемирно известная компания Volkswagen.
После того как система продемонстрировала эффективность, она стала использоваться многими автопроизводителями из Европы, Америки и Азии. Главной конструктивной особенностью ASF заключается в том, что решение поворачивать фары принимает встроенный бортовой компьютер.
Важным нюансом становится разный угол поворота, который определяется для внутреннего и внешнего источника света. Первый поворачивается сильнее, второй – слабее. В результате удается добиться оптимальной адаптации под условия дорожного движения и текущий уровень освещения (или его полное отсутствие).
AFL
Данный вариант адаптивных фар использует компания Opel. Ключевым отличием от альтернативных видов освещения выступает присутствие в фарах не только основной лампы, но и сразу нескольких дополнительных. Их поворот выполняется с учетом скорости движения транспортного средства.
Если она невелика, система дает команду поворачивать только основные источники света. При увеличении скорости задействуются еще и дополнительные. Что необходимо для обеспечения достаточной интенсивности освещения в более сложных дорожных условиях.
Преимущества и чего не умеют адаптивные фары
Даже беглый анализ приведенной выше информации позволяет выявить несколько очень важных аргументов в пользу активного использования на практике система адаптивного освещения. Главными из них выступают такие:
- Автоматическое направление света в сторону поворота руля и колес автомобиля. Что существенно улучшает видимость водителя.
- Движение фар в двух плоскостях, что особенно полезно для движения по местности с перепадом высот, где много спусков и подъемов.
- Управление фарами с помощью компьютера, что не только увеличивает скорость принятия решений, но и полностью исключает человеческий фактор.
Важно понимать, что адаптивные фары способны сильно помочь водителю, но вовсе не являются панацеей. Есть несколько вещей, которые не может выполнить ни одна даже самая «навороченная» и инновационная компьютерная система. Например, система адаптивного освещения не переключает дальний свет на ближний. Это должен делать сам водитель.
Еще одним нюансом выступает отсутствие какого-либо положительного влияния на движение по прямой. Поэтому ночная поездка не должна становится гонкой – ограничения в плане видимости не способны отменить никакие фары. Кроме того, необходимо помнить, что ночью реакция водителя практически всегда замедлена.
Хотя бы в силу человеческой физиологии. Еще одной неприятной ситуацией часто становится ослепление фарами встречной машины (если ее водитель забыл переключить свет с дальнего на ближней). В этом случае адаптивное освещение также не спасет.
Поэтому при движении в ночное время необходимо соблюдать ограничения скоростного режима. Такой подход – особенно в сочетании с установкой адаптивных фар - позволит минимизировать риски попадания в ДТП. В результате – сохранить жизнь и здоровье водителя вместе с пассажирами, а также избежать необходимости дорогостоящего ремонта своего автомобиля.
Итог
Адаптивные фары отличается от обычных тем, что могут поворачиваться вслед за движением рулевого колеса. Такая возможность позволяет заметно улучшить видимость водителя при движении в вечернее и ночное время. Сегодня используются разные системы адаптивного освещения. Самой популярной и широко распространенной выступает AFS.
Несколько реже встречается еще более «продвинутая» AFL. Грамотное использование адаптивных фар повышает безопасность движения по автомобильным дорогам и существенно сокращает риск попадания в дорожно-транспортное происшествие.
- Техника будущего: грузовик Mercedes-Benz Future Truck 2025
- Новый Iveco Daily меняет подход к бизнесу городских перевозок грузов
- Новые грузовики Volvo FH, FM и FMX можно купить у официального дилера
- Iveco Eurocargo снизит себестоимость международных грузоперевозок
- На дальних рейсах будет работать Volvo FH SuperNova
На схемах очень хорошо продемонстрировано основное преимущество таких фар. Ведь действительно при повороте обычные фары светят прямо, а адаптивные, условно говоря, начинают за этот поворот "заглядывать", то есть обзор нужной нам зоны увеличивается. Естественно, в ночное время это чрезвычайно важно.
Адаптивные фары очень грамотное устройство, которое реально не улучшает видимость на дороге за счет того, что фары могу поворачиваться вместе с колесами, что даст шанс среагировать в случае опасности, это продвинутое и безопасное решение как по мне.
Надеюсь, что такие фары в ближайшем будущем преобретут большее распространение, и аварий на ночных дорогах станет в разы меньше. Новые технологии, которые повышают безопасность, нужно внедрять в массовое пользование как можно быстрее и без лишних затягиваний процесса, как это обычно у нас происходит.
Недавно читал статью об адаптивных фарах, и, честно говоря, она заставила меня задуматься о том, насколько далеко шагнули технологии в автомобилестроении. Вспомнил, как раньше, при вождении ночью, приходилось напрягаться, чтобы разглядеть, что впереди на дороге. Сейчас же, благодаря таким инновациям, как адаптивные фары, мы получаем более четкое распределение света, что действительно делает вождение безопаснее. Особенно порадовал тот факт, что есть разные системы, такие как AFS и AFL. Это напоминает мне о том, как в мире смартфонов есть разные операционные системы, каждая со своими преимуществами. AFS, как мне кажется, это что-то вроде Android, который распространен повсеместно благодаря своей универсальности. А вот AFL от Opel – это как iOS, более нишевый и продуманный продукт. Конечно, как и в любой технологии, есть свои ограничения. Например, система не переключает дальний свет на ближний, что остается на совести водителя. Но это не отменяет тот факт, что такие фары делают вождение ночью более уверенным и комфортным. Важно помнить, что никакая технология не заменит здравый смысл и осторожность на дороге, особенно ночью, когда реакция человека замедлена. В общем, статья дала мне много пищи для размышлений и заставила задуматься о необходимости обновления моего автомобиля.
Адаптивные фары – отличное новшество. Они напоминают мне о системах в современных смартфонах, где всё направлено на улучшение пользовательского опыта. Наверное, самое важное, что они делают – это повышают безопасность за рулём, что, безусловно, важно для каждого водителя. Но и забывать о правилах дорожного движения, конечно, не стоит!
Интересно, что адаптивные фары начали разрабатывать ещё в 30-е годы. Технологии в автомобилестроении действительно сделали огромный скачок. Это похоже на то, как развивалась авиация – от первых неуклюжих самолётов до современных высокотехнологичных лайнеров. Безусловно, такие фары делают вождение безопаснее, особенно ночью.
Статья, конечно, хорошо описывает принцип работы адаптивных фар и их преимущества в теории. Но, как водитель грузовика с многолетним стажем, я позволю себе внести несколько критических замечаний. Во-первых, авторы статьи, кажется, забыли о реальных условиях эксплуатации грузовых автомобилей. Адаптивные фары, описанные в статье, больше подходят для легковых автомобилей, движущихся по ровным дорогам с хорошим освещением. Но на наших дорогах, особенно за пределами крупных городов, ситуация совсем другая. Во-вторых, высокая стоимость адаптивных фар – это огромный минус для большинства грузовых автомобилей. Ремонт и обслуживание такой оптики обойдётся в копеечку, что для многих перевозчиков станет непосильной ношей. В-третьих, не стоит забывать о проблеме запылённости и загрязнения оптики. В условиях постоянной эксплуатации на наших дорогах, фары быстро загрязняются, что снижает их эффективность. Адаптивные системы, с их сложной электроникой, могут быть очень чувствительны к подобным факторам. В-четвёртых, не везде есть качественный сервис для ремонта и обслуживания адаптивных фар, особенно в регионах. В случае поломки, найти специалиста, способного устранить неисправность, может быть проблематично. В-пятых, авторы статьи не учитывают специфику грузовых перевозок. Часто приходится ездить с прицепом, что существенно меняет геометрию светового пучка. Адаптивные фары, возможно, не будут справляться с подобными ситуациями. В заключение, хочу сказать, что адаптивные фары – это, безусловно, перспективная технология. Но для грузовых автомобилей она пока что не является настолько актуальной и востребованной, как для легковых. Необходимо учитывать специфику эксплуатации грузовиков, стоимость обслуживания и доступность сервиса, прежде чем внедрять подобные системы в массовое производство. P.S. Лучше бы авторы статьи уделили больше внимания более актуальным проблемам, таким как качество дорожного покрытия, освещённость трасс и безопасность движения грузовых автомобилей в целом.