Камаз Арктика - уникальность и инновации побеждают российский Север
Камаз Арктика— грузовоздеход, который называют «альфа-автомобилем» за неприхотливость, продуманность конструкции и способность преодолевать сложные препятствия в условиях арктического холода. Машина является совместной разработкой завода Камаз, МПУ, МГТУ им. Баумана, а также студентов конструкторского отдела МАИ. Ниже рассмотрим особенности автомобиля, его технические характеристики, модификации и цены.
Оглавление
Камаз Арктика - 6345/6355, 6х6/8х8, назначение
Новая техника появилась как результат программы развития арктического региона в РФ, принятой в 2014-м. С того момента была проделана большая работа, результатом которой стало два типа грузовых автомобиля:
- Камаз Арктика 6х6— модель 6345. Транспорт предназначен для работы на Крайнем Севере, имеет три оси и шарнирно-сочлененную конструкцию. За кабиной автомобиля находится жилой модуль, где предусмотрено место для отдыха, душ, туалет, небольшая кухня и другие необходимые элементы для жизни. На этом вопросе мы еще остановимся подробнее.
- Камаз Артика 8х8— модель 6355. Это разработка того же года, представляющая собой 4-осная машина, отличающийся улучшенной проходимостью. Первый прототип появился только в 2019-м. Машина комплектуется очень широкими шинами, что позволяет транспортному средству преодолевать препятствия любой сложности. За кабиной отсутствует жилой модуль, но есть хозяйственный блок.
Грузовик предназначен для эксплуатации в условиях бездорожья и по простым трассам в арктическом регионе России. Он легко преодолевает песчаную и болотистую местность, а также участки со слабым грунтом без вреда для поверхности. Такой транспорт используется в следующих сферах и направлениях:
- энергетическая;
- горнодобывающая;
- сельское хозяйство;
- полиция;
- геологическая разведка;
- медицинская служба;
- МЧС;
- лесное хозяйство;
- ФСИН;
- военные и силовики.
Транспорт рассчитан на работы при температуре до -60, что делает его уникальным в своем роде.
Устройство и технические данные, шарнирное соединение
Читайте также: Роскосмос: особые требования к спецтехнике на базе Урала
Как отмечалось, Камаз Арктика выпускается в двух версиях — с колесной формулой 6х6 (6345) и 8х8 (6355). При этом каждый из вариантов условно делится на два варианта: «габарит» и «негабарит». Они отличаются только размерами и грузоподъемностью. Ниже рассмотрим краткие технические характеристики Камаз Артика для каждой из моделей.
Характеристики | Камаз 6345 | Камаз 6355 |
---|---|---|
Размеры для «габарита» (ДхШхВ), м | 10х2,5х4 | 11,7х2,5х3,5 |
Размеры для «негабарита» (ДхШхВ), м | 9,9х3,3х3,9 | 11,7х3,3х3,3 |
Вес, т | 17 | 25 / 24 |
Грузоподъемность, т | 13 | 15 / 16 |
Радиус разворота, м | 12/14 | 16 |
Силовой агрегат, л | Камаз 740.37-400, 12 | Камаз Р6 910.12, 12 |
Крутящий момент, Н х м | 1800 | 2059 |
Мощность, л. с. | 400 | 450 |
КПП | ZF16S1822 на 16 передач | Allison 4500 на 6 передач |
Шины | 710/70 R38 / 1000х50R25 SB1 | 710/70 R38 / 1000х50R25 SB1 |
Емкость бака | 2 по 350 литров | 2 по 350 литров |
Скорость, км/ч | 65 / 50 | 65 / 50 |
Двигатель
Вездеходы Камаз Артика 6345 и 6355 комплектуются моторами Камаз 740.37-400 и Р6 910.12 соответственно. Они предназначены для эксплуатации в условиях сильных морозов, имеют топливные фильтры с нагревом. В системе смазки применяются незамерзающие синтетические масла и специальная охлаждающая жидкость. В силовом агрегате установлен нагреватель картера, который позволяет прогреть двигатель в случае длительного простоя. Также имеется электрическое питание / пуск.
Большой плюс — утепление емкости с горючим, для которой также предусмотрен электрический обогрев. Похожая система есть и для аккумуляторной батареи. Если источник питания вышел из строя, можно воспользоваться специальной розеткой, позволяющей запустить мотор от стороннего напряжения.
Трансмиссия
На автомобилях 6345 со схемой 6х6 предусмотрена «механика» на 16 скоростей типа ZF16S1822. Ее особенность в расширенном передаточном диапазоне (1,2-13,74), что обеспечивает комфортное переключение и получение максимальной эффективности от мостов машины.
Для сравнения на Камаз 6355 ставится коробка-автомат Allison 4500 на шесть скоростей с передаточным число в диапазоне 0,67-4,7. Сцепление в обоих случаях дисковое, фрикционное. Распределение мощности на передние задние колеса происходит в соотношении 27,5 и 72,5 процента соответственно.
Ходовая
Для лучшей проходимости снегоболотоход Камаз Арктика комплектуется надежной подвеской. Спереди установлена рессорный тип, взятый с модели 5460, сзади — с 6520. При этом стабилизатор и амортизатор позаимствованы с 65225. Мосты машины отличаются тихоходностью и высоким передаточным числом. Они разработаны только для Арктики и применения в особо сложных условиях.
ВажноГлавной особенностью Камазов 6345/6355 является необычная для таких автомобилей шарнирно-сочлененная база.
Она имеет много общего с трактором «Кировец». Ее суть в том, что транспортное средство поворачивается не с помощью колес, а путем «излома» рамной части. Необходимость создания такой конструкции обусловлена большими размерами и шириной колес, для которых применение обычной методики исключено.
В месте соединения рамы предусмотрена пара конструкций коробчато-листового типа. Они объединяются с помощью двух шаровых шарниров, а сам разворот обеспечивается парой гидроцилиндров. Наибольший угол изгиба ограничен 45 градусами. При этом сам шарнирно-сочлененный механизм отличается хорошей подвижностью по горизонтали и обеспечивает разворот машины с минимальным радиусом.
Шарнирное соединение подходит для разных вариантов Камаза—6345/6355.
При создании техники разработчики исключили ее применение по сложной местности, поэтому предусмотрели только межколесную блокировку. Главной особенностью модели стали более широкие шины, обеспечивающие легкое перемещение даже по нестабильной и заболоченной местности.
Жилой модуль в 6345 и хозблок в 6355
Перед тем как купить Камаз Артика, нужно определиться с требованиями к дополнительному оборудованию. Так, в модели 6345 предусмотрен полноценный жилой модуль, а в 6355 разработчики ограничились хозяйственным блоком. Каждый из вариантов имеет особенности, требующие рассмотрения.
Жилой модуль
В Камаз 6345 прямо за кабиной предусмотрено полноценное жилое помещение, которое чем-то напоминает купе в железнодорожных вагонах. Для отдыха предусмотрены удобные спальные полки, которые установлены в два уровня, а под нижней полкой имеется полость для складывания вещей. Рядом находится небольшой столик для работы и приема пищи, а также шкаф.
На противоположной части нашлось место для удобного сиденья и небольшой кухни. На последней имеется микроволновая печь, плита, холодильник и ящики для продуктов. Также установлена бутыль на 200 литров для хранения воды. В жилой зоне Камаз 6345 есть мощная отопительная система, обеспечивающая тепло в помещении даже при сильных морозах за бортом. Для летнего периода предусмотрен кондиционер, поддерживающий температуру на комфортном уровне при эксплуатации техники в летний период.
Разработчики также предусмотрели досуг для экипажа. Во время поездки или отдыха можно послушать музыку или посмотреть ТВ, закрепленный на стене. Большой плюс жилого модуля — множество небольших полок и ящиков для вещей. Также в Камаз 6345 предусмотрена туалетная и душевая кабина. Есть освещение, которое легко справляется с задачами даже глубокой ночью. Бесперебойное снабжение обеспечивается автономным генератором.
Интерьер сделан в современном стиле, уютен и практичен. По свои особенностям и наполнению жилой блок Арктики почти не отстает от зарубежных аналогов. При необходимости его можно отцепить от автомобиля и использовать в автономном режиме.
Вход в «бытовку» только один — по раскладной лестнице с улицы. Это большой минус, ведь для перехода в кабину придется выходить на мороз, а это приводит к потере тепла и необходимости натягивать на себя много одежды.
Хозяйственный блок
В Камаз 6355 Артика жилой модуль не предусмотрен. Здесь за водительской кабиной находится запаска, кран-манипулятор типа ИМ-77 и хозблок. Последний применяется для складирования инструмента и разного оборудования. Отсек комплектуется лестницей, состоящей из трех секций и выдвижным механизмом.
Эта особенность облегчает доступ к хозяйственному блоку и всему, что в нем сложено. Крановая установка находится перед кузовом. С ее помощью можно загрузить в транспорт что-то тяжелое или заменить колесо. Такая установка поднимает вес до 3 тонн на высоту до 6,8 м.
Кабина
Автомобиль Камаз Артика комплектуется кабиной F1T, отличающейся низким потолком и таким же двигательным тоннелем. Конструкция крепится на 4-х сайлентблоках, поэтому для попадания внутрь необходимо преодолеть шесть ступенек. Также предусмотрены поручни с левой и правой стороны для облечения подъема и лучшей устойчивости.
Рабочее место автомобиля хорошо организовано. Здесь нет большого количества рукоятей управления. Все сделано таким образом, чтобы водитель мог управлять транспортом даже в теплых рукавицах. Само рабочее пространство представляет собой стандартную приборную панель, тумбу с правой стороны с ручкой АКПП, а также спальное место возле задней стенки. Над водительской головой предусмотрен мультимедийная система и тахограф.
Для создания комфорта в кабине есть отопительное устройство и кондиционер. Мощность последнего была увеличена для лучшего охлаждения во время жары.
Для зимнего периода разработчики предусмотрели обогрев основных элементов машины: кресел, руля, лобового стекла, спального места и даже боковых зеркал. Внутреннее пространство кабины увеличилось на 50%, что позволяет сохранять внутри тепло.
Стоимость
Закажите спецтехнику на нашем сайте: Аренда спецтехники в России
При разработке грузовика применялось много специального оборудования и разработок, поэтому цену Камаз Артика трудно назвать небольшой. В наиболее простой комплектации покупка автомобиля обойдется в сумму от 7 миллионов рублей.
А за самую дорогую комплектацию с жилым блоком придется выложить до 15 миллионов. Для экономии средств многие отдают предпочтение аренде, которая позволяет получить транспорт по цене от 20 000 рублей. При этом условия могут отличаться.
Обобщение
Камаз Артика — специальный транспорт, разработанный для эксплуатации в сложных арктических условиях. Продается в двух вариантах — 6345 с колесной базой 6х6 и жилым модулем, а также 6355 с базой 8х8 и хозяйственным блоком. Они имеют схожие технические характеристиками, но разные двигатели и трансмиссии. Кроме того, каждая из моделей отличается по размерам и бывает двух видов — «габарит» и «негабарит». При этом высокая стоимость техники часто отпугивает покупателей, поэтому все большим спросом пользуется ее аренда.
- Из чего создается камаз.
- Устройство седельное Камаз 5410
- Объем бетономешалки на базе Камаза
- Почему многие водители не любят машину КАМАЗ-5490?
- Кран-манипулятор на базе КамАЗ
- КАМАЗ вступил в Арктику на беспилотных грузовиках
- Арктические устремления КАМАЗа
- Вездесущий вездеход «Арктика»
- Снегоуборочная дорожная спецтехника ArcticMachineOy
- Что представляет из себя вездеходный грузовик Арктика нового поколения
Суровый климат требует и особых подходов к технике, у этой машины сам вид впечатляет уже, подтверждая технические возможности и уровень надёжности.
Такая техника как Камаз Арктика, созданная для сложных погодных условий, по определению не может быть дешевой. Главное, при выборе техники четко представлять свои требования, чтобы не переплачивать за ненужные опции.
Камаз Арктика не имеющий аналогов в мире покоритель крайнего севера. Надёжность при крайне низких температурах и комфорт, дорогого стоят в условиях Арктики. Не оставляя вреда на слабых грунтах севера является шикарным показателем для техники эксплуатируемой на крайнем севере. Восстановленье поверхности почвы в тех районах весьма затруднительно и колея от вездехода не зарастает несколько лет.
Честно говоря, Камаз Арктика впечатляет своей универсальностью и продуманностью. В условиях Арктики, где температура может опускаться до -60 градусов, такие машины как 6345 и 6355 становятся настоящими спасителями. Учитывая, что модель 6345 оснащена жилым модулем, а 6355 — хозяйственным блоком, это позволяет разнообразно использовать технику в различных сферах, от энергетики до геологической разведки. Интересно, что шарнирно-сочлененная база, похожая на ту, что используют в тракторах 'Кировец', позволяет маневрировать даже на сложных участках, что делает Камаз Арктика более адаптированным к арктическим условиям. Такая конструкция действительно выделяет эту модель на фоне других грузовиков, предназначенных для экстремальных условий. Если сравнивать с зарубежными аналогами, такими как американские или канадские вездеходы, Камаз Арктика не уступает по функциональности и надежности. Конечно, цена в 7-15 миллионов рублей может показаться высокой, но если учитывать все инновации и уровень комфорта, это вполне оправдано. Аренда по цене от 20 000 рублей действительно может быть хорошим вариантом для тех, кто не готов к полной покупке. В любом случае, видно, что разработчики вложили душу в этот проект, и результатом стал по-настоящему уникальный автомобиль.
Камаз Арктика — это, безусловно, технологический прорыв для России. Тот факт, что он может работать в самых суровых условиях, выделяет его среди других моделей. 6345 и 6355 — отличные примеры того, как отечественные инженеры могут решать сложные задачи. Впечатляет также внимание к комфорту экипажа, особенно в модели с жилым модулем. Это действительно шаг вперед для российской техники.
Меня поразила идея использовать шарнирно-сочлененную базу, как у тракторов 'Кировец'. Это решение, хоть и не новое, но в данном контексте кажется особенно эффективным. В условиях, где обычные грузовики не справляются, такие инновации могут стать ключевыми. Камаз Арктика явно создан с учетом всех нюансов арктических дорог, и это вызывает уважение к разработчикам.